Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чужая вязь змеится на камнях



И вместо клинописи древней и великой

Мне кажется, нужно вдуматься и запомнить эти в выс­шей степени поучительные строки.

Айтматов. Тем более в них упоминается древне-тюркская руника, а ведь за каждой такой уничтоженной надписью может быть скрыта от нас и нашей памяти целая эпоха. Время не пощадило письменность хунну. И китайских летописях говорится, что древнетюркская культура и тюркские языки происходят от хуннской культуры и от языка хунну. У всех современных тюрк­ских народов тотем один - волк. Поэтому в прошлые века на знаменах вышивалась голова волка. Если вспом­нить древнюю легенду, хан тюрок произошел от волчи­цы, был ее сыном. В одном из самых кровопролитных сражений погибают все хунну, вождь и его сыновья, и только самый младший сын остается в живых. Причем воины враждебного племени отрубили мальчонке руки и ноги. Затем страдальца забросили в болото. Волчица на­ходит этого ребенка, спасает его от голода и смерти, рас­тит, потом они становятся мужем и женой и у них рож­даются десять сыновей. Младший из этой десятки носил имя Ашина. Он стал родоначальником династии тюрк­ских каганов. Других сыновей волки назвали Кыпчак, Кыргыз, Татар и теми именами, которые стали этнони­мами тюркских народов.

Мне вспоминаются множество легенд и сказок самых разных народов, где волк помогает человеку или же становится одним из его прародителей. Например, знаменитая античная волчица с восемью сосками, которая спасла и выкормила основателей вечного города Рима – Ромула и Рема.

После того, как древняя Троя была разрушена и сожжена дотла, спастись сумели лишь некоторые из защитников города. Они спешно отплыли на корабле. Благодоря тому, что их предводителем был опытный и мудрый Эней, после множества приключений беглецы пристали у берегов Италии. По прошествии десяти с лишим лет царем у них становится потомок Энея — Нумитор, человек с открытой, доброй и широкой душой. Его младший брат, завистливый и злобный Амулий не может стерпеть, что его брат стал царем, и задумывает преступление. Он убивает своего брата и завладевает престолом. Став царем, Амулий стремится уничтожить всех потомков Нумитора, в том числе и его сыновей Ромула и Рема. Человек, которому было поручено ухаживать царскими детьми, не решается убить их сам и бросает в волчье логово. Мальчиков выращивает волчица, вскармливая их своим молоком. Когда они вырастают то совершают несколько выдающихся подвигов и, в конце концов, захватывают власть. Эти братья, как гласит легенда, стали основателями Рима.

Шаханов. Действительно, легенды, сказки, мифы и сказания, даже пословицы и поговорки у многих народов схожи, и этот фактор требует специального разговора.

Раз мы заговорили о Риме, надо сказать, что ни в одной стране мира так подробно, обстоятельно и скрупулезно не исследована история античных времен, как история Римской империи. Римляне раньше многих народов приобщились к науке, стали фиксировать и записывать свою историю, что делает им великую честь.

Если внимательно ознакомиться с древней историей, то мы увидим, что до V века римляне завоевали всю Западную Европу, и держали другие народы в страхе, под своей властью. А разве завоевательная война, в которой гибнет множество людей, не признак дикости? Что мы выигрываем от того, что навесим на оба древних народа ярлыки диких и варварских? Какой в этом смысл?

Айтматов. Вообще, какую эпоху ни возьми, всегда оказываются в выигрыше те, кто в данный момент находится в силе, а виноватым всегда оказывается простой народ. Ведь не крестьянину или садовнику, чабану или пастуху достанутся богатства завоеванного народа.

И если историки древнего мира называют народы дикими и варварами, то, возможно, делают они это ради оправдания агрессии, иначе как можно выгородить завоевателей, то есть самих себя, разрушающих и уничтожающих все вокруг, все то, что было дорого и близко народам, подвергшимся агрессии, что составляло их жизнь?

В связи с этим мне припоминаются записки великого римского поэта Публия Овидия Назона, который жил еще до нашей эры: "Вокруг меня живут воинственные сарматы. Летом нас защищают прозрачные воды Дуная. Но когда наступает зима и реки покрывает льдом, сарматы производят набеги. На быстрых своих лошадях они увозят из римских поселений имущество, скот и захваченных пленных. Даже по улицам города нередко пролетают сарматские стрелы, пропитанные ядом".

Эта запись ценна тем, что содержит важный истори­ческий материал.

Шаханов. Да, к поэту, который в 24 года стал всемирно знаменитым, судьба стала жестокой в дальнейшем.

Вспыльчивый характер Овидия, прямолинейность и горячность, бескомпромиссность, как сказали бы мы сейчас, привели к тому, что он впал в немилость к цеза­рю и был сослан на берега далекого Черного моря.

По воле обстоятельств попав в те места, где жили сарматы, в то время враждовавшие с римскими легионе­рами, Овидий хорошо изучил язык и обычаи степного народа и даже сочинил о них несколько произведений. За книги "Скорбные элегии" и "Письма с Понта" сармат­ский вождь наградил его высокой наградой и лавровым венком. Но сколько бы он ни жил среди сарматов, как бы хорошо они к нему не относились, все равно сердце поэта тосковало по родной земле и страдало по ней. До сих пор сохранились его письма к римскому императору, в которых он просит простить его и позволить вернуться на родину. К сожалению, этому не суждено было сбыться: опальный поэт так и состарился и умер среди сарма­тов, не дождавшись доброй весточки от набегавших с запада белопенных волн.

Айтматов. Продолжим наш основной разговор. До нас дошли некоторые памятники эпохи саков, изображе­ния и каменные балбалы. Даже культура шумеров, их письменность и литература не чужая нам. Обратим внимание на следующие слова из Орхоно-Енисейских надписей, найденных в Монголии в местечки Суджин-даван: "Я, Яглахархан-ата, человек, прибывший на уйгурскую землю. Я - кыргыз. Я - обладатель очень высоких полномочий власти. Я — исполнитель приказов Огя счастливого Баба-Тархана.... Или же вчитаемся в надписи, найденные у реки Талас: "Тридцать стражников, если говорить правду, то они его друзья, были очень молоды. В год обезьяны мне исполнилось шестнадцать лет, мое имя «Кара Чур». В уезде Айырташ-Ой написано, выбито: "Его имя Чур. У вас есть тридцать воинов, на пути к миру и процветанию они от нас отделились. Мужей они проводили. Воин Чур шел за последним из них, по их следу прошел Женщины их остались вдовами," — такова эта надпись., похожая на летопись или родословную.

Процитированные из рунических надписей тексты, выбитыe на камнях, во многих местах уничтожены временем, стерты. К нам дошла только одна десятая или даже сотая часть информации, которой мы и вынуждены довольствоваться...

Шаханов. Памятники древнетюркской письменности, посвященные жизни и деятельности Кюльтегина и Тоньюкука, тоже рассказывают о большом отрезке жизни тюрков, об их истории, о тех временах, когда они кочевали на значительные расстояния.

Вообще-то возникает закономерный вопрос о том, кем был Тоньюкук для своего народа, что именно сделал он для людей, по его воле седлавших коней или перевозивших свое имущество на верблюжьих горбах.

Айтматов. Прошу извинения, но по поводу имени Тоньюкука я хотел бы выразить свое предположение, сугубо спонтанное. Мне думается, что в подлинности его имя "Туикукук", что могло означать "Тун - ночь, кукук кукушка, сова", то есть "Ночная сова".

Шаханов. Возможно. И это было бы красиво. Но ученые утверждают, что Тоньюкук - это "знающий". Оставим пока как есть.

Тоньюкук родился примерно в 646 году, а умер около 731 года нашей эры, и был вождем всех объединенных тюрков. Он был учителем и наставником каганов (каган – тоже что, что и хан): Елтерес-кагана, Бильге-кагана, Капа­ган кагана, а также воспитал военачальника Кюльтегина. Такой защитник народа, как сейчас мы бы сказали патриот, записавший на камне многие перипетии народной судьбы и истории, его печали и радости, встречается
очень редко. "Я сам - Бильге Тоньюкук (Тоньюкук - знающий) воспитывался в стране табгачей, Народ тюрков в то время находился в подчинении у табгачей," – так он пишет в своей автобиографии. Табгачами в то время называли китайцев. По некоторым документам предки Тоньюкука жили на берегах Черного Иртыша и происходят из племени карлуков. Обратимся еще paз к тем историческим фактам, которые записаны на камнях "Я - Бильге Тоньюкук перешел через Алтайский перевал Переправились через реку Иртыш. Пришедший человек герой. Нас не знает. Наша мать Умай, наша священном земля и вода нас охраняют. Почему мы должны бегать от тех, кого много? Если нас мало, то чего ж нам бояться! Почему мы им должны подчиниться? Я дал приказ к наступлению. Напали. Погнали их. Остальных пленили. Их военачальника тогда и убили. Хан тургешей был из тюрков, из нашего народа. Из-за того, что он мало знал нас, из-за того, что жестоко относился к нам, умер их каган", - эта надпись говорит о том, что, не трогая народ, который поверил в обманчивую политику китайцев, тюрки убили вождя - предводителя китайцев.

Айтматов. Это сколько же столетий такой огромной исторической важности документ ждал своего исследователя!

"Тенгри-бог поддержал меня! Я не подпустил к большому тюркскому народу вооруженного врага. Не дал к нему приблизиться ни одному вооруженному всаднику... И народ снова поднял голову, снова стал большим народом. Сам я состарился, стал великим правителем. Я стал духом.

Я посвятил эту надпись народу тюрков, народу Бильге-кагана и повелел выбить ее на камне," - и тем самым оставил свое последнее слово народу, и надпись является новой страницей в забытой истории тюркского народа.

Шаханов. Героическими поэмами мы вполне можем назвать рунические надписи о Кюльтегине, еще при жизни прозванном "Голубым мечом" и защищавшем от врагов тюркскую землю. Его смерть горько оплакивали не только друзья, но и враги. Бильге-каган, описывая полную героическими подвигами жизнь Кюльтегина, пишет: "Мой младший брат Кюльтегин умер. Я скорбел и плакал по нему. Глаза мои перестали видеть, ясный pазум мой помутился. Я сам скорбел и плакал. Судьбу человека створяет Тенгри-бог, все человеческие дети рождаются и умирают. Я так печалился по нему, что из глаз моих лились горючие слезы, душу мою охватила тоска, тяжелая печаль. Десять моих наместников, от кагана тургешей - хранитель печати Макреш, а также вое начальник огузов прибыли на поминки. Чтобы воздвигнуть мавзолей, чтобы расписать и поставить камень с надписью из страны табгачей прибыл ювелир-умелец Чан Сенун. Кюльтегин умер в год овцы, в семнадцатый год двадцать седьмого числа девятого месяца мы его похоронили". Так написано на этом камне.

Айтматов. Между надписью о Кюльтегине и руническими надписями, найденными на Таласе есть много общего, даже повествовательная часть у них общая.

Шаханов. Чике, прежде чем приступить к этому длинному разговору с Вами, я внимательно просмотрел историю древнюю, античную и историю средневековья. Цель этого была простая и одновременно сложная: в какое время, в какое столетие народы, говорящие на каких языках, — узбеки и уйгуры, кыргызы и казахи, туркмены и каракалпаки, татары и башкиры, ногайцы и чуваши, хакасы и якуты, азербайджанцы и турки, карачаевцы и булгары и другие народы, вышедшие из одного корня и равные по происхождению друг другу, стали отделяться, разбредаться в разные стороны, образовав каждый свою страну. Словно ветви и веточки одного огромного тополя, так и эти народы - дети одного праотца пришли на историческую арену разными путями и в разные время, к тому же под разными именами.

В книгах античных авторов, в древнегреческих исторических свидетельствах, сами греки делят саков на массагетов, яксартов, даев, дахов, фаратов, комаров, аскагетов, исседонов, ассиев, аримаспов, сарматов, каспиев, указывая при этом довольно-таки точное расположение кочевий или земель, принадлежащих им.

Айтматов. Я вполне согласен с тем, что перечислен­ии, выше тюркские народы являются потомками еще более древних, населявших в античные времена эти же земли, народов. Об этом факте свидетельствуют и неоднократно подтверждают его исторические документы. Сами хунны, скифы, саки - племена, по праву вошедшие к мировую историю. И если говорить о героических подвигах, совершенных в те далекие времена ханами и батырами, получится так, будто сам себя хвалишь, а других принижаешь. Например, в VI веке до нашей эры, как мы хорошо знаем, у саков-массагетов была царицей Томирис, женщина-героиня. О ней известны такие факты.

В то время, когда царица Томирис возглавляла и объединяла племенные союзы саков в одно государство, они имели тесные контакты с соседними странами Асирией и Мидией. Знаменитый царь персов Кир II долгое время находился в дружбе с саками и даже бывал с ними в военном союзе. Позже разбогатевший Кир нарушил этот союз, собрал большое войско и пошел завоевывать земли современной Средней Азии и Казахстана, на которых в то время жили саки-массагеты. В кровопролитной войне персы потерпели сокрушительное поражение, а сам Кир был убит на поле сражения. Об этой войне греческий историк Геродот пишет: "Женщина - цариц массагетов Томирис после победы над персами в сражинии отрубила Киру голову и положила ее в мешок, наполненный кровью, произнеся при этом слова; "Ты всю жизнь жаждал крови, так напейся ее теперь досыта!" – а затем выбросила мешок в реку".

Саки испокон веков верили в дух своих предков, а также поклонялись планетам, Солнцу и Луне, звездам. А саки оседлые, занимающиеся земледелием, поклонялись небу - "Тенгри", обожествляя его, верили в бога войны и, воткнув в землю меч или копье, орошали их сверху капельками крови или молока. Они с большим почетом хоронили своих царей и храбро сражавшихся воинов, погибших в битвах, и вместе с воином клали в могилу все те предметы и утварь, которые пригодились бы ему и в загробной жизни. На могилы насыпали огромный холм или курган, вокруг все засыпали землей или выкладывали камнем.

Шаханов. Археологической экспедицией, которую возглавлял К. Акишев, в кургане Иссык было найдено захоронение сакского царя - "золотой человек". Это открытие стало сенсацией в мировой археологии. В этом могильнике был похоронен сакский воин 17-18 лет, он лежал на спине головой на запад. На голове у него были шапка высотой 65-70 см, снашитыми по окружности золотыми изображениями зверей, гор, деревьев. Лобо­вую часть этого великолепного головного убора украшает эмблема - пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из спин которых вырастают четыре золотые стрелы. На шее у него золотая алка с головами барсов по краям. Одет "золотой человек" в красный кожаный кафтан почти с тремя тысячами золотых бляшек. На поясе у него большой кожаный ремень, отделанный золотыми украшениями, справа - длинный железный меч, слева украшенный золотом железный кинжал. В могиле было найдено более тридцати предметов посуды. Среди них серебряная чаша с рунической надписью в две строчки на дне. Этой надписи дали название "Иссыкская надпись". Ученые, которые так и не смогли расшифровать её, пришли к выводу, что эта надпись и все найденное в могильнике принадлежит сакам, 2300-2500 лет тому назад уже имевшим письменность.

И сейчас "золотой человек", как ярчайшее свидетельство культуры сакской эпохи, участвует во многих исто­рико-этнографических выставках, восхищая ученых всего мира. Да, то, что мы не смогли объяснить, объясняет, "золотой человек", и он бывает там, где мы сами не могли побывать.

У каждого народа есть памятники прошлых веков и эпох, памятники, которым нет цены. Мы обязаны бережно хранить эти бесценные сокровища, как немых свидетелей легендарного прошлого, начиная от семи чудес света до грубой обыкновенной железной иглы, кото­рую держали руки античной мастерицы. Нельзя жить единым днем или все время устремляться в будущее, поставив его единственной целью. И сегодняшний день нуждается в заботе, и тем более нуждается в ней наше прошлое. Мы должны понять и поставить его изучение, отношение к нему на более высокий уровень. Архивы, в которых сохранились свидетельства древнего прошлого,
являются достоянием, историческим наследием каждого народа. Когда видишь, как в других государствах сохранена история, как бережно, заботясь о каждой мелочи, относятся там к многовековому наследию, становится
обидно, очень обидно за нас, за наше отношение к собственной истории.

Древнейшие времена были периодом, когда народы и народности, нации и национальности невозможно было различить, они были едины. В средние века, в эпоху великих географических открытий, активно развивается культура, искусство, наука. И средние века, и эпоха Возрождения поистине были "золотым веком". Именно в древнейшие времена были построены великолепные города, появились в обращении деньги, возникла письменность, и семь чудес света были сотворены имен­но в те времена. Красота, которая спасет мир от гибели и разрушения, спасала мир именно тогда.

И средние же века те, кто возглавлял страны и народы, начали передел того, что было закреплено за народами в древнейшие времена, стали пересматриваться установившиеся границы, в мире нарушилось равновесие. Раз­рушилась жизнь стран, столетиями находившихся в покои и сформировавших свой образ жизни, свой порядок. Тяжелую дубинку и короткое копье стали заменять орудиями, которые стреляли пулями и ядрами. И именно эти повлекло за собой кровопролитные войны и суровые испытания, длившиеся годами.

Айтматов. Страны, которые в период процветания и благоденствия граничили друг с другом (например, какой век ни возьми, русские, украинцы и белорусы всегда вместе), в годы войны, в годы бедствия остаются вместе, помогают друг другу. Точно так же тюркские народы жившие вместе до нашей эры и с начала нашей эры, назывались на страницах истории то Усуньским государством, то каганатом Дулата, каганатом Канглы, Тюркским каганатом, страной Дешт-и Кыпчак, Огузским государством, и каждый стремился к объединению родов и племен, не разделял на тех или этих, на своих или чужих.

Шаханов. Совершенно верно, в средние века существовало более сорока тюркских племен.

Но только татары и каракалпаки, якуты и туркмены, башкиры и уйгуры, чуваши и хакасы, тувинцы смогли создать свои государства, в данном случае автономные, остальные же вошли в состав узбекского, кыргызского и казахского народов.

После ираншахского нашествия, которое разрушили Огузское государство, многочисленный народ разделился по месту жительства, по обычаям, по "близкой крови" на девять частей. Если их назвать, вот что получится. Аута и Афган сам по себе построил свое ханство. Двенадцать колен саков отделились сами по себе. Девятнадцать колен коныратов и двенадцать колен тайшыков, мангутов, катаганов и китаев (так назывался род) сами по себе создали свое хан­ство. Кыпчаки и жадигеры вместе с калшами стали кочевать в Сарыарке. Казахи и кыргызы, курамы и мангыты, каракалпаки - каждый был сам по себе, имел свой дом и очаг. Десять колен ногаев сделали своей столицей городок Сарайчик на Волге, кочуя на берегах Волги и Урала (Жайыка). Сельджуки и уйгуры тоже создали свои ханства. А найманы ушли на Алтай и создали свою династию найманидов, имеющую свою историю и государство.

Айтматов. Если опираться на родословную, то от известного Карахана происходит Огузхан. Мы являемся одной из ветвей огузских тюрков. От сына Огузхана Тагынхана происходят казахи, кыргызы, туркмены, ку­рамы и мангыты.

Шаханов. Если не прерывать нить и вести ее далее, мы обнаружим, что названные выше народы, разделились на улусы и ханства: Ногайский улус, Мангутский улуc. Татарское ханство, Казахское ханство и на состоя­щий из девяноста двух узлов Узбекский улус.

Например, народ, населявший Среднюю Азию и объединившийся вокруг Узбек-хана, имеет многовековую историю. Этот народ назвал себя узбеками и достиг высокого уровня развития в результате долгого трудного пути. Территория, на которой в средние века Шайбаниды возвели свою ставку, пережила многочисленные набеги и завоевательные походы. Эта земля познала и радость победы, и горечь поражения, но сохранила един­ство, стала землей возрождения и развития многих народов и каждая горсть ее наполнена удивительнейшей историей.

Узбеки, которые известны миру как трудолюбивые декхане - народ могущественный, обогативший культуру своими сыновьями - великим поэтом Алишером Навои, учимым Улутбеком.

Соседские народы - казахи и кыргызы уважают его исторические корни, национальный колорит и культуру. Узбекский народ сохранил древние летописи и родословные, открыв специальный Институт древних рукописей и проявив высокую сознательность, дальновидность, зрелость. В стенах этого здания хранятся древнейшая история-летопись всех тюркоязычных народов, научные труды и другие важнейшие документы. В этом уважение прошлому, признание настоящего, залог будущего.

Во время нашей беседы мы назвали много имен, которые до этого произносились редко, а между тем это имена ханов, беков, военачальников и просветителей, защищавшых свою землю и страну еще со времен хуннов, и то обстоятельство, что мы про них вспомнили, не забыли уже хорошо, и если души их витают на небесах, как говорят богословы, то они должны быть свидетелями того, что мы пытаемся каждый по мере своих возможностей, что-то внести в историю нашего народа, пытаемся восстановить справедливость по отношению к нашим предкам, к нашей истории.

Наши ученые-историки и исследователи старины не видят фактов, которые буквально стоят перед глазами, и относятся к возникновению казахского народа в 1456 году так, будто казахи- народ, свалившийся с луны. Они не заглядывают в историю дальше этого, не говоря о древнейших временах, когда народы то сближались в различные группы, объединения, то расходились по объективным причинам, пока не образовалось два большим объединения, которые мы сейчас и видим. Но самое тя­желое и трудное - это то, что многие историки смотрят на прошлое глазами сегодняшнего человека, дают оценку прошлым историческим событиям с позиций сегодняшнего дня. Мы с таким пониманием, с таким мышлением далеко не пойдем.

Айтматов. В старой французской энциклопедии читаем: "В состав хунну, в хуннскую орду входит множество кочевых родов и племен. Расцвет хунну, вершина их развития — период, когда во главе хунну стоял Аттила. Тогда они владели половиной обитаемого мира". Аттила это хуннский вождь, живший в V веке нашей эры, настоящее его имя Едиль батыр Мундзукулы. Хуннская орда образовалась на северных берегах Каспийского моря. В ее состав входили жившие в то время на территории Казахстана и Центральной Азии кочевые племени уйсуни, канглы, даи, аланы.

Об этом писал А.Н.Бернштам: "Гуннский племенной союз в Средней Азии играл еще ту положительную роль, что он способствовал объединению племен Средней Азии и подгот<ш лял сложение таких народностей, как кыргызы, казахи, в известной мере и туркмены," — делая весьма конкретные выводы, французский истерик О. Тьерри в своем сочинении об этом историческом периоде пишет: "Имя Аттилы в истории человечества стоит рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря". Едиль батыр своим мужеством и полководческим талантом прославил­ся на всю Европу, о нем еще при жизни было сочинено много песен и стихов.

Шаханов. Совершенно верно! Например, в Казахстане, кроме исследовательской статьи писателя Турсынп Журтбаева и молодого ученого Самата Утениязова я, к сожалению, больше других работ по Аттиле - Едилю не встречал. Жизнеописание Едиль - батыра со всеми его подвигами до нас донесли римский дипломат Приск Панийский и готский историк Иордан. Их сведения, бесценные для науки, исследовали А.Н.Бернштам, Л.Н. Гу­милев и М.Стасюлович. Даже в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса упоминается имя Аттила. К.Маркс: "Тот пой­мет, что Аттила со своими гуннами показался бы ита­льянцам кротким ангелом," - в одной из работ, где речь шла о Наполеоне, который сравнивался с Аттилой.

Приск в 448 году поехал в Хуннскую Орду, где встретился с самим Аттилой. Он так описывает внешность вождя хунну: "Кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат. Большая голова, среднего роста, крепкого телосложения. Глаза раскосые, взгляд пронзитель­ный, словно пронизывающий то место, куда смотрит. Походка уверенная, быстрая. Голос звенит, словно серебро и очень хорошо воспринимается".

Айтматов. Французские исследователи древнего мира, тщательно изучившие историю Хуннской Орды и давшие ей свою квалифицированную оценку, пишут о том, что Аттила пил напиток, который назывался: «камос». Так это же и есть исконный напиток тюркских народов — кумыс!

Шаханов. Но ведь не кумыса же напившись, Аттила на своем коне, прозванном Золотогривый, возглавил огромное войско и повел его на далекий Рим. Какая-то для этого была большая, существенная причина. А ведь Рим в IV - V веках нашей эры был империей, которая держала в рабстве всю Европу, железным кулаком устанавливала свой порядок.

Аттила после того, как пришел к власти и возглавил безграничную державу, поначалу стремился к миру с Римом, пытался наладить дружеские или союзнические отношения. Но римляне не очень хорошо относились кочевым племенам и родам тюрков, появившимся близ их границы и постоянно меняющим дислокацию, то есть все время перемещавшимся. Кроме этого, тюрки вообще могли надолго обосноваться рядом с римскими граница­ми, постоянно угрожая им, с чем римляне, естественно, мириться не могли. Они пренебрежительно отнеслись к посланию, которое привез посол хунну и не ответили на это письмо должным образом. Более того, всех бежавших от гнева хуннского повелителя, они привечали и, должным образом подготовив и настроив против Аттилы, формировали из них войско и направляли против хунну. Приск пишет в своих записках, занесенных более чем 15 веков тому назад на бумагу: "Мы вошли в шатер предводителя, охраняемый большим количеством воинов. Аттила сидел на деревянном кресле. Мы остановились там, где вошли. Максимин приблизился и приветствовал им­ператора. Он передал ему подарки, которые дал ему с этой целью его император. "Император желает Вам и всей семье крепкого здоровья и долгих лет!" Аттила в ответ: "Я желаю императору того же" — сказал это и тут же набросился с криком на Вигила, который стоял рядом ними. Он сказал, что Вигил бессовестный, животное, и спрос без стыда и совести смеет войти в царский шатер и спокойно стоять в нем. По соглашению между хунну и Римской империей римляне должны были вернуть беглых рабов. Иначе у них не было права посылай к хунну послов. "Я бы из-за этого твоего проступка твое тело выбросил бы на съедение хищным птицам. Но не хочу нарушать дипломатические отношения. Наших беглецов в Риме очень много," - с этими словами он приказал своему секретарю зачитать список беглецов".

Айтматов. Это во-первых. Во-вторых, посла, которого отправил к римлянам Аттила, те попытались подкупить, суля ему горы золота, чтобы тот, вернувшись в орду, убил самого Аттилу. Это предательство и подкуп пытались организовать тогдашний император Рима Феодосии II и епископ Христафи.

Видя, что две огромные империи не могут жить по соседству и в мире, Аттила садится на своего коня Золотогривого и уходит. Народы, жившие по берегам peк Дунай, Рейн и Неккаро и находившиеся под римской пятой, один за другим освобождаются от римского гнета и переходят в подчинение Аттилы. Доходило до того, что германское племя франков, чтобы подчиниться Аттиле убило своего короля, который, видимо, не пожелал уступать власть хунну. Оставшиеся племена тюрингов и бургундов добровольно вошли в подданство хунну. Никогда не бывавшие вместе, в одном союзе, всегда только враждовавшие друг с другом, народы и королевства в этот раз объединились под хуннским знаменем, чтобы выступим, против Рима. Это свидетельство об Аттиле как умном военачальнике и прозорливом политике.

Шаханов. В 451 году Аттила взял город Мен, и через некоторое время на Каталаунской равнине под Парижем состоялось сражение с войском Рима.

С обеих сторон в этом кровавом сражении погибло 165 тысяч воинов. Приск видел это сражение собственными глазами. "Целую неделю в округе висело туманное марево, вокруг невозможно было что-либо разглядеть. Реки и ручейки, овраги были наполнены кровью, кровь текла по ним. В небе было так много прилетевших на падаль птиц, что страшно было смотреть вверх," - живописует он последствия этой битвы.

Айтматов. Через два года после Каталаунского сражения Аттила решил жениться на сестре бургундского короля красавице Илдионе. Шли приготовления к свадьбе. Покоривший весь обитаемый мир, вождь хунну умирает в день свадьбы при таинственных обстоятельствах. Сорок тюркских родов, сражавшихся под знаменем Аттилы, прошедшие с ним по всей Азии и Европе, страшно горевали, но загадка той смерти в свадебную ночь осталась неразрешенной до сих пор.

Исторические хроники прошлого повествуют о том, что от трех жен Аттилы родилось семь сыновей - Эллак, Дипчпек, Ернак, Емназар, Оте, Ескалма и Узунтура. Эллак был властителем обширных территорий вдоль берегов Волги и Урала. Позднее на этих землях возник Тюркский каганат, а после него пришло время появиться и Хазарскому государству.

Шаханов. Народы Европы до сих пор вспоминают Аттилу как великого вождя и воина. О нем имеются многочисленные легенды и сказки, а также художественные произведения, стихи, поэмы, пьесы, исторические романы " И где хоть раз ступило копыто Золотогривого, там больше трава не растет," - эти слова приписывают самому Аттиле, и это тоже легенда.

Он жил пятнадцать веков тому назад, но он был сыном своего времени и народа. В казахском устном народном творчестве о нем есть поэма вот с такими характерными строками:

В очень древние-древние времена

Покорил он народы и племена,

Многие народы на западе

Гнал он одним прутом,

Он хотел, чтобы многочисленный тюркский народ

Был хозяином и управителем мира,

Но безжалостное провидение и жестокая смерть

Безвременно унесли от нас Едиля-батыра,

И его не миновала эта участь,

разве - это не предмет для внимательного изучения на­ших ученых-историков и литературоведов, свидетельство древнейшей истории и поэзии, призрак прошлого?

После завоевания Рима Аттила снял со своего боевого коня Золотогривого сбрую, седло и уздечку, и со словами: «Теперь не осталось земли, которую я мог бы завоевать никто не может противостоять моему народу. Я отпускаю на волю. Скачи прочь, мой дорогой друг!» - отпустил его на волю. Золотогривый, говорит легенда, небо. И если верить легенде, этот конь вернется на землю тогда, когда в тюркском народе родится та кой герой, как Аттила, чтобы снова служить ему.

Айтматов. Я бы интерпретировал ее немного по-иному: он вернется вместе с ренессансом нашего исторического самосознания. А пока в ожидании мифического Золотогривого надо, чтобы в реальной истории Аттилы занял достойное место, чтобы в литературе была правдиво описана его жизнь и народ заново узнал его имя и его дела. И Аттила, и Коркыт-ата - это наше общее наследие, достояние наших народов.

Шаханов. Да, верно, легенды о деде Коркыте есть в каждом тюркском народе. Тут даже придумывать ничего не надо. Образ Коркыта-ата, его слова и его музыка, его мудрость и острословие одинаково относятся к любом нашему народу. Я сам был свидетелем, как один из азер­байджанских писателей читал такие стихи:

Когда должен был родиться Коркыт,

Небо потемнело от воды,

Землю всю занесло песком,

Когда он рождался, людей охватил страх,

А когда он родился, все обрадовались...

- вот такой неоднозначный текст из народной песни...

— Коркыт-ата родился на берегу реки Сырдарьи и
Кзылординской области, на казахской земле, - сказал и ему,

- Правильно, дорогой мой! "Огыз-наме" - наш общий литературный памятник, точно так же и Коркыт-ата принадлежит нам всем, — так закончил свою мысль мои собрат по перу.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 432 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...