Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вопросы к классу.
1. Как строится автобиографическая повесть «Детство», в чем особенности ее композиции?
- Повесть состоит из коротких рассказов «Переезд», «Сад», «Лето», «Плотик», «Деревня», «Отец».
2. В каких местах происходит действие?
- Деревня Кислово и дорога к ней, усадьба, дом, сад, речка, поля, огороды, сенной сарай, мельница, «Семь дубков» на берегу над рекою, любимый «ровок», где росли ландыши и душистая земляника.
Село Щекино в большом дремучем лесу, на берегу Угры и поэтической речки Невестницы, где жили дед и прадед, отец. Дорога в Щекино, церковь, могила деда, место, где стоял дедовский домик, и берег реки, на котором некогда играл и бегал отец, строился, плыл в тридевятое царство сказочный плотик.
3. От чьего лица ведется повествование? Каков герой-повествователь?
- Повествование ведется от первого лица в форме воспоминаний писателя о ранних впечатлениях детства. Мы получаем возможность взглянуть на мир глазами маленького деревенского мальчика, которого отец ласково зовет «Сивый», и одновременно понять, что оказалось самым дорогим и значительным - «запомнившимся» из детства для взрослого, много повидавшего человека, что сформировало его характер и отношение к людям.
4. Рассказ «Плотик» заканчивается размышлениями писателя о детстве, о том времени, когда в нетронутых сердцах людей закладываются родники любви. Какие слова могли бы стать эпиграфом ко всей повести «Детство»?
- «В раннем детстве я не знал и не видел тяжелых обид, ожесточающих человеческие сердца. Ласковые руки поддерживали меня и берегли»-с. 132.
5. Чьи это ласковые руки? Каковы герои повести? Как они описаны?
- Мать, тосковавшая о родном доме, которая боялась «сиволапых смоленских мужиков». Мы видим ее в разных сценах: в дороге, как она раскладывает провизию, во время грозы, когда она торопливо крестилась, прижимая сына к груди, у Семи дубков, на берегу реки, когда она плачет, а сын умирает от жалости и любви к ней, в рассказе «Плотик», где говорится о самых ранних воспоминаниях детства, когда мать ощущалась мальчиком как весь окружающий мир, как теплота и свет яркого солнца.
Отец, как он осторожно водит над паром испуганно фыркающих лошадей, как хочет «постращать» закапризничавшего мальчишку, и наносит ему нестерпимую обиду («Переезд»); в летний день, когда он стоит над проснувшимся мальчиком «огромный и бодрый», ласково щекочет его большой загорелой рукой, пахнущей душистым сеном («Лето»); на прогулках, когда сын видит глазами отца раскрывшийся перед ним мир родной русской природы; в зимние деревенские вечера, когда отец, увлекаясь и уступая настойчивым просьбам сына, начинает рассказывать ему сказки, от которых, может быть, и пошла страсть писателя к путешествиям: «за темные леса, за синее мо^е, за высокие горы» несет по речке Невестнице воображение маль- чикаЪказочный плотик, придуманный отцом («Плотик»).
Дед, по которому стали звать Микитовыми, неугомонный как ерш, оседлавший огромную щуку, на которую он выбежал охотиться из бани с ружьем, давший слово умиравшей жене поставить на ноги всех девятерых детей и сдержавший это слово.
Прадед, пономарь Иван Егорович, что ходил в лаптях, наравне с мужиками ковырял сохою землицу («Отец»).
Смоленские мужики и бабы: дочерна загорелые бородатые перевозчики на пароме, привычными движениями перехватывающие перетянутый с берега на берег мокрый канат; добродушно шутившие с мальчиком плотники, которые строили дом, особенно невысокий курчавый, со стружками в черных густых волосах, похожий на цыгана артельщик Петр; мужики, которые копали сад, пекли картошку, ловили рыбу, среди них деревенский заядлый рыболов, длинный и кривой Артюшонок; девки и баба на сенокосе в цветных сарафанах, в белых и красных головных платках, девка Акулька, которая, подоткнув сарафан, в голубом, спустившемся на шею платке топчет сено на телеге, принимая охапки, которые подает ей снизу Оброська- дед; мелкие «омужичившиеся» дворяне, которые* утратив былую спесь, потеряв под напором купцов и крупных промышленников свои имения, помалу спивались, жили неряхами, бирюками, становились шутами на потеху издевавшихся над ними мужиков, среди них «дикий барин».
Смоленская деревня начала двадцатого века, где уже рушится старый отживающий мир, мужики уходят на заработки в город, но еще остается много старого, почти нетронутого: стоят леса; как при Иване Грозном, мужики пашут деревянной сохою, боронят еловой бороной; колдунами и знахарями полон край, сохраняется вера в нечистую силу, в «анчуток» и домовых («Деревня»).
6. Соколов-Микитов рисует светлое и безоблачное детство. Означает ли это, что он не видел и не понимал зла, и чем был для него тот сказочный «плотик», который помогал преодолевать житейские невзгоды, не ожесточиться?
- Чтение текста, с. 132 — 133, от слов: «Но уже в первом сознательном периоде детства смутно чувствовал я, что не все справедливо и благополучно в окружавшем наш теплый дом мире...» до слов: «Любовь и была тот сказочный плотик, на котором, минуя опасности, совершал я многолетний жизненный путь...» («Плотик»).
Оформление записей в тетради. Задание классу. Сравнивая автобиографическую прозу Соколова-Микитова и Пришвина, о которой шла речь на предыдущих уроках, мы можем понять и близость этих писателей, и различие между ними.
Заполните предложенную таблицу.
И. Соколов-Микитов и М. Пришвин (сопоставление)
Что сопоставляется | Общее | Различие | |
Соколов-Микитов | Пришвин | ||
1. Факты биографии | путешественник, охотник/учитель | детство провел на Смоленщине | прожил на Смоленщине два года |
2. Жанр | автобиографическая проза | автобиографическая повесть | автобиографический рассказ |
3. Образ автора | герой- повествователь | мальчик | взрослый человек |
4. Тематика | смоленская деревня начала XX века | детство | попытки вести крестьянскую жизнь, преподавание в школе |
Определите, кому из писателей принадлежит данное описание. Обоснуйте вывод.
«В ручье был светлый омут, глубокий, и в солнечных лучах там плавали красноперые рыбы. Сынишка мой их выхватывал на личинки. Деревья шумели музыкально верхушками. Даже угрюмый куст можжевельника был доверху обвит повиликой и диким горошком...»
«В лодке-плоскодонке выплывали мы на середину заводи. Отец вынимал из воды мокрые, обвитые водорослями плетеные норота. Тяжелые лини бились в них, разбрызгивая ил.
Засучив рукава, я доставал выскользавших из рук сильных живых рыб, бросал их на дно лодки...»
«Дождь очень забавен в сенной пуне: жарит во всю мочь по драночной крыше, а сено все сухое. А когда начались холодные дожди, мы стали зарываться в сено, и там было очень тепло...»
«Чудесно и в сенном сарае, в деревянной пуньке, набитой почти до самого верха, под крышей, теплой от солнца. Хорошо топтать мягкое, забирающееся под рубашку сено, прыгать вниз головою со скользких^алок, ползать и кувыркаться. В сарае живут голуби. Хлопая крыльями, обдавая ветром, они проносятся над самой головою. Ласточки-касатки влетают в широкие, открытые настежь, заваленные сеном ворота...»
Вывод. Мы выбрали сходные по тематике описания рыбной ловли и деревенской пуни. У Пришвина описание более сдержанно, сухо, аналитично. У Соколова-Микитова-эмоционально, живо, большую роль играют детали, подробности, эпитеты, дающие чувственное ощущение мира мальчиком: мокрые, обвитые водорослями но- рота, тяжелые, выскользавшие из рук, сильные живые рыбы, которые бьются, разбрызгивая ил. Мальчик ощущает их биение.
Итог урока. Домашнее задание. Чтение рассказов Соколова- Микитова «Медовое сено», «Глушаки», «Камчатка», «Цыган».
По группам (четыре группы) - подготовка сообщений о каждом из рассказов, учитывая план: сюжет, герои, образ рассказчика, чтение наиболее ярких сцен, смысл названия.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1054 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!