Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Долгожители (более 90 лет)



Домоводство. Личная гигиена. Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого.

Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой субкультуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Критерий социальной направленности лег в основу классификации И.Я. Полонского, который выделяет три типа групп:

просоциальные (социально-положительные). Цель – приносить пользу обществу (защитники природы-экологисты, диггеры);

асоциальные – в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);

антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер.

Разновидности неформальной самодеятельности:

-агрессивную, базирующуюся на резком противопоставлении «мы» - «они» и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития;

-эпатажная, психологическое содержание которой – вызов сложившимся нормам, правилам, чтобы «заметили». Внешний эпатаж – наиболее доступная форма самоутверждения;

-альтернативная – характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;

-социальная – нацелена на решение конкретных социальных задач;

-политическая – направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы.

Существует классификация субкультур по ведущим ценностям:

-романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира;

-гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;

-полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к «красивой» жизни с помощью криминальных средств;

-радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

По мнению ученых, природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих:

1) биология возраста – морфо-функциональные особенности («гормональный шторм»);

2) психология возраста – прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к пеферентной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире;

3) социология – процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности.

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей.

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных). Я. Гилинский приводит любопытное замечание одного из героев Стругацких: «Вообще они бегут не «куда», а «откуда». От нас они бегут, из нашего мира они бегут в свой мир... Мир этот не похож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот от нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо нам самих себя».

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Этот способ преодоления конфликта обозначается как «магический». Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов).

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопрос: существует ли он как человек, как социальное существо?

4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») – принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, неукорененность в социальных структурах и связях, неустойчивость к психологическим манипуляциям и, с другой стороны, - потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения – черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные субкультуры. Серьезной привлекательностью обладает яркая, непосредственная эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (зачастую иллюзорная).

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д..

6) Потребность в смысле. Данная потребность звучит в оригинальной психологической интерпретации природы подростковых объединений, феноменов неформального общения, представленной в работах И.Ю. Борисова, А.В. Зинченко, М.В. Розина. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем – «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой – позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик НМО «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедогнизма разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых – псевдоагрессия, смысл которой – создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения – аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 884 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...