Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств жизни и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в “чистом мышлении”, а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы.
Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. В исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.
Маркс и Энгельс сформулировали положение: в обществе следует выделять общественное бытие и общественное сознание. Главным в общественном бытии является способ производства. Занимаясь производством, человек сам создает условия своего существования: материальные условия жизни, характер отношений с другими людьми, способы усвоения и передачи накопленного опыта. Все это составляет реальный образ жизни людей или их общественное бытие.
Способ производства состоит из двух подсистем – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы (средства труда, предмет труда, люди, включенные в сферу производства) выражают технологический способ производства. Технология производства прошла длительный путь эволюции от каменных орудий до современного производства. Уровень развития производительных сил выражается в производительности труда, в степени покорения природы. Производственные отношения (отношения по поводу собственности, распределения, потребления) выражают социально-экономический способ объединения людей. Уровень развития производственных отношений выражается в степени заинтересованности людей в производстве, в диапазоне экономических, материальных стимулов производства.
Маркс создал концепцию формационного развития обществ.
Формация – это социально-экономический тип общества, выражающий ступень в его развитии. Маркс выделил несколько ведущих типов организации общества – общественных форм, или формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в перспективе – коммунистическая.
Поскольку в практической жизни наиболее фундаментальным, существенным уровнем является уровень производства жизни, основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Анализ исторических типов общества был дополнен важными выводами о внутренней организации общества.
Материальное производство определяет основные структуры больших групп людей, находящихся в различном отношении к предметам, средствам и результатам труда, – классы. Тип собственности создает социальную структуру отношений и общения между разными группами людей – “гражданское общество”. Эта структура упорядочивается и управляется внешней, отчужденной от нее силой – государством.
Порядок жизни, задаваемый основными отношениями “гражданского общества” и поддерживаемый государством, отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, моральных, философских представлениях, обычаях, законах и установках. Объединяясь друг с другом, контактируя и обмениваясь деятельностью и ее результатами, люди постоянно создают, изменяют свои общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения становятся недостаточными и мешающими главным целям производства, люди их изменяют, создают новые.
Изменение основных условий жизни, и прежде всего производственной деятельности, соответственно, приводит к изменению самих людей. Самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека и его освобождения. Маркс ввел в оборот понятия «базис» и «надстройка».
Базис – это экономический строй общества. Надстройка – политический строй общества и духовная жизнь (или общественное сознание). Базис является определяющим по отношению к надстройке.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!