Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Досократический период античной философии (милетская, пифагорейская, элеатская школы, Гераклит, Анаксагор, Демокрит)



Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Первая философская школа возникла в г. Милете. Ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины «архе».

Фалес считал первоосновой воду - «все происходит из воды и все в нее возвращается». Вода в понимании Фалеса - это «физис» (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - «познай самого себя».

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат «О природе». В качестве «архе» Анаксимандр считал «оперон» - «то, что помимо элементов», абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. «Душа приводит в движение тело человека, а воздух – Вселенную».

Пифагорейская школа

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э. По сути, это была первая философская школа. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью.

Философы этой школы считали, что душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта.

Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: «Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым», «Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть». Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать.

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происх.в мире.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Элеатская школа

Представителями элеатской школы являлись Парменид и Зенон.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что «мыслить и быть - одно и то же». Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Известны 4 его апории:

1. Дихотомиялюбой отрезок можно делить на бесконечное количество частей. На основе дихотомии Зенон строит свою вторую апорию.

2. Ахилл и черепаха – Ахилл бежит и догоняет черепаху. Но он никогда не сможет догнать её, так как он будет пробегать бесконечное количество половинок своего пути.

3. Стрела – летящая стрела никогда не достигнет своей цели, так как бесконечное количество половинок своего пути непреодолимо.

4. Движущиеся тела.

Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.

Гераклит

Гераклит Эфесский – был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который «не создан ни людьми, ни богами». Основные идеи Гераклита:

1. Всеобщей изменчивости, «все течет, все изменяется». Мир динамичен – «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

2. «Постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем».

3. Источником движения, изменения является борьба противоположностей.

4. Идея меры – обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово).

5. Идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). «Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком».

Анаксагор (из Клазомен)

Он первый был тем, кто предположил, что солнце — шар.

Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира, которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» — тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи.

Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Атомизм Демокрита

Согласно Демокриту, основой бытия являются атомы, пустота и движение. Атомы – вечные, неделимые, мельчайшие, невидимые материальные единицы. Они разнообразны по форме и обладают постоянным свойством – объединяться и разъединяться.

Всё изменчивое многообразие мира есть различное соединение и разъединение атомов. Движение атомов происходит в пустоте (пространстве). Всем движением управляет закон причинности. У Демокрита впервые в истории философии появляется развёрнутая теория познания, основанная на различении чувственного и рассудочного знаний.

Чувственный опыт – исходный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь “тёмное”, то есть неполное и недостоверное знание, так как истинная “природа” вещей (атомы) недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления.

Живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию между устройством человеческого организма и космосом, Демокрит впервые употребил термин “микрокосм”.

Душу Демокрит считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги, по Демокриту, – это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются, но всё же не вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 9294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...