Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[править]Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
· Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
· глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
· сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
[править]Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э.)
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. ПериодЧжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.[1]:
· даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы,Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань
· конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций,Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
· моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
· школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
· школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
· школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
8 вопрос
Согласно старым преданиям надо искать зачатки научной мысли за 600 л. до Р.Х. в цветущих ионийских городах по берегу Малой Азии. Ко всем благоприятствовавшим развитию знания материальным, социальным и культурным условиям присоединился здесь еще и счастливый характер ионического племени: его подвижность, его не всегда безопасная страсть к новизне и его способность к творчеству. Здесь впервые человек стал прилагать независимость своих суждений к разрешению не только практических, но и теоретических вопросов и составлять себе представление о взаимной связи вещей не только по мифической схеме, но и с помощью собственных наблюдений и размышлений. Однако эти новые ведущие к науке стремления произошли, все-таки, из круга религиозных представлений. Отсюда видно, что наука является также одним из органов, который выделился из первоначально общей религиозной жизни человеческого общества. Начинающаяся наука рассматривает те же вопросы, что и мифологическая фантазия: различие между ними лежит не в предмете занятий, а в форме постановки вопросов и в способе их разрешения.
Общая задача выражается в потребности понять смену явлений, их происхождение, уничтожение, их переход из одного в другое. Сама эта смена, процесс бывания, принимается, как понятная сама собой; она предварительно не «объясняется», не сводится к первоначальным причинам!, а скорее описывается, наглядно поясняется, «представляется». То же самое делает и миф, но в форме рассказа: на вопрос, как было раньше, отвечает он повествованием о возникновении мира, рассказывает о борьбе богов, результатом которой и было появление мира. Но этот интерес к прошедшему уступает место у людей науки интересу к постоянному.
Они задаются вопросом не о временном, но о существенном Prius'e воспринимаемого бытия. Ввиду постоянной смены отдельных явлений они приходят к мысли об единстве мира и ставят себе, как задачу, решение вопроса о том, что оказывается постоянным в этой смене,и, таким образом, они ставят целью своих исследований понятие о мировой материи, которая переходит во все вещи и в которую все вещи снова возвращаются при исчезновении их из мира восприятий. Представление временной первоначальной причины заменяется представлением вечного первоначала: так является первое понятие греческой философии: первоначало. Первый вопрос греческой науки гласит: «Что такое мировая материя, и как превращается она в отдельные вещи?»
Так возникла из космогонии и теогонии наука. Переход от мифов к науке состоит, таким образом, в исключении исторического, в устранении повествований о временном, в размышлении о неизменном. Из этого следует само собой, что первая наука должна была быть исследованием природы — естествоведением.
Поэтому также нельзя смотреть на «объяснение» явлений естественными причинами, как на существенный признак, отличающий философию от мифа.
Вопрос
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!