Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнеиндийская философия. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:



В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

o XV - VI вв. до н. э. - ведический период;

o VI - II вв. до н. э. - эпический период;

o II в. до н. э. - VII в. н. э; - эпоха сутр.

Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:

o «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);

o описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

o книги лесных отшельников («араньяки»);

o философские комментарии к Ведам («упанишады»).

До наших дней дошло всего четыре Веды:

o Ригведа;

o Самаведа;

o Яджурведа;

o Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

o буддизм;

o джайнизм;

o чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

o йога;

o веданта;

o вайшешина;

o ньяя;

o миманса;

o санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды» буддизм. В XVIII - XX вв. индийская философий обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:

o «пракрити» - материальное сознание;

o «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и Люди);

o «майя» - сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения. Душа в индийской философии состоит из двух начал:

o атмана;

o манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Древнеиндийская философия связана и с буддизмом.
☯ Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха. Именно этот человек становится путём отшельничества и самоистязания Буддой (просветлённым). В своём учении Будда опирался на брахманистскую традицию, используя принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Главная цель человеческих усилий – достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой путём прекращения перерождений, вызывающих страдания.
☯ Т.о. в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь. В отличие от брахманизма используется обращение ко всем людям, независимо от этнического и социального происхождения. Вторая важная особенность буддизма – ориентация на индивидуальную духовную жизнь.
☯ Четыре основных положения:

  1. Сущность жизни есть страдание.
  2. Причина страданий – желания и привязанности.
  3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.
  4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания (восьмеричный путь), ведущий к просветлению и через него к нирване.

Суть вероучения сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несёт в себе человеческая жизнь.


Нирвана (санскрит – «затухание», «угасание») – ключевое понятие буддизма – внутренне состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности человека, а вместе с ним и весь окружающий человека мир. Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей к новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и просветлённый человек до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия, Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания, потому не может быть адекватно выражена ни в слове, ни в образе.

Просветление и нирвана достигается путём собственных усилий. Для этого человек должен сделать путь по «восьмеричной дороге»:

1. Правильные взгляды, основанные на «благородных истинах».
2. Правильная решимость – готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь – доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение – непричинение зла.
5. Правильный образ жизни – мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие – самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание – активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение – верные методы созерцания и медитации.

☯ Два пути спасения:
Хинаяна – узкий путь спасения. Предполагала относительно жёсткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли архаты (монахи).
Махаяна – широкий путь спасения. Допускалась возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. В отличие от монахов мирянам давался упрощённый этический кодекс поведения, который сводился к соблюдению пяти заповедей:

1) воздерживайся от убийства;

2) воздерживайся от воровства;

3) воздерживайся от прелюбодеяний;

4) воздерживайся ото лжи;

5) воздерживайся от возбуждающих напитков.

Вместе с тем в махаяне получила большое развитие культовая практика, в особенности молитвы.

Ве́ды (санскр. वेद, véda IAST — «знание», «учение») — сборник самых древних[1] священных писаний индуизмана санскрите[2].

Веды относятся к категории шрути («услышанное»)[3][4], и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме[5] и только гораздо позднее были записаны[5][6]. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями[7][8], которые были даны человечеству через святых мудрецов[7][9]. Существует четыре Веды:

1. Риг-веда — «Веда гимнов»

2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»

3. Сама-веда — «Веда песнопений»

4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний»

Философские системы и религиозные традиции, развивавшиеся на Индийском субконтиненте, занимали разные позиции по отношению к Ведам. Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика. Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм, — отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика [10]. Помимо буддизма и джайнизма, авторитет Вед не принимает такжесикхизм[11][12].

Содержание [убрать] · 1 «Веды» и «ведийские писания» · 2 Этимология · 3 Датировка и история написания Вед · 4 Ведийские школы и различные редакции Вед · 5 Деление · 6 Четыре Веды o 6.1 Риг-веда o 6.2 Яджур-веда o 6.3 Сама-веда o 6.4 Атхарва-веда · 7 Брахманы · 8 Веданта · 9 Веданга · 10 Другие «Веды» · 11 См. также · 12 Примечания · 13 Литература · 14 Ссылки

[править]«Веды» и «ведийские писания»

Арии
Арийские языки
Нуристанские Индоиранские: Индоарийские· Дардские·Иранские Древние: Митаннийско-арийскийДревнеиндийский (Ведийский· Санскрит) Древнеиранский (Авестийский·Древнеперсидский)
Этнические группы
Индоарийцы· Иранцы· Дарды·Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия·Ведийская религия·Гиндукушская религия·Индуизм· Буддизм· Зороастризм
Древняя литература
Веды · Авеста
п·о·р

Понятие «ведийские писания» используется в индуизме не только по отношению к Ведам и примыкающим к ним текстам, составленным на ведийском санскрите в ведийский период (шрути), но и к другим писаниям, связанным с Ведами или дополняющим их (смрити)[13]. Применение термина «ведийский» сильно обусловлено тем, является ли контекст индологическим, филологическим или религиозным. Например, сами индуисты часто называют свою религию «ведийской традицией».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...