Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные методы философии



Способность, рассуждать – это неотъемлемое естественное свойство каждого человека. Мышление, будучи связано с органами чувств, в тоже время качественно отличается от них.

Познавая внешний мир, человек логически воспринимает его. Этот процесс протекает в его мозгу в форме мышления. Таким образом, объективная действительность познается человеком не только в чувственной форме ощущений, восприятий и представлений, но и в виде абстракций. Понятие «абстракция» имеет два значение: 1) как итог процесса познания (законы, определения, теории и выводы) и 2) как процесс отвлечения отдельных сторон, части целого, свойства, качества.

Мышление есть активный процесс познания объективной реальности. Благодаря мышлению, человек имеет возможность выявлять, познавать не только случайные внешние связи, но и устанавливать внутренние, существенные, необходимые, основные, проникать в сущность явления, которая недоступна непосредственно чувственному восприятию.

Уметь мыслить – значит отразить в субъективной логике, в научных понятиях, законах науки объективную логику вещей, явлений, процессов.

Частными формами абстрактного мышления являются анализ и синтез. Нельзя знать целое, не имея представление о его частях.

Историческое развитие медицины шло по пути анализа, расчленения познаваемых ею предметов и явлений (организм человека, его органы, системы), описания и классификации. Так, врач мало, что мог знать о воспалении, если бы не выделил составных частей этого процесса, которые характеризуются краснотой, опухолью, болью, местной температурой, нарушением функцией органа.

Но анализ – только начало изучения предмета. Сам по себе он не может дать полного познания явления. Это достигается путем применения синтеза. Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.

Таким образом, анализ нельзя понимать как простое мысленное механическое расчленение данных чувственного опыта. Он должен исходить из признания существования целого и части. Результат анализа становиться отправной посылкой синтеза, а синтез в свою очередь содержит в себе данные анализа.

Анализ и синтез позволяют отразить качественное состояние явления, его ведущее противоречие, связь нового состояния со старым. Специальное знание и культура мышления врача дают ему возможность правильно пользоваться методом анализа и синтеза в процессе постановки диагноза и лечения.

Универсализм философских методов проявляется в том, что они могут быть использованы при исследовании любых сфер и форм действительности, при построении как практической, так и теоретической программы деятельности. Основными из них следует назвать, наряду с анализом и синтезом, критический, герменевтический и диалектический методы.

Критический метод в философии нацелен на то, чтобы анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению. При этом критика подразумевает не только выявление отрицательных сторон.

Герменевтический метод в философии предполагает подход к объекту, который выявляет и анализирует в нем не только явные признаки, но и те, которые подразумеваются «контекстом» самого существования объекта и спецификой его взаимоотношения с субъектом познания. Порой побочные следствия гораздо важнее, чем прямые для становления цельности и ее развития. Применительно к медицинской деятельности это означает учитывание условий и факторов жизнедеятельности больного, отход от лечения болезни. Это только первоначально герменевтика являлась искусством и методом понимания чужой индивидуальности (Шлеймахер, Шлегель), позже она была обоснована не просто как метод гуманитарных наук, но и как учение о бытии (Хайдеггер, Гадамер), обогащенное переоценкой прямых свидетельств нашего сознания и истолкования действительности через синтез текстового и контекстного знания.

Диалектический метод в философии предполагает рассмотрение развития объекта в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Другими словами, диалектический метод предполагает рассмотрение объекта в его развитии. При этом считается, что человеческое знание относительно того уровня науки, в котором познает субъект, и степени осознания им окружающей действительности. Таким образом, диалектика выделяет три относительно самостоятельные сферы и нацелена на познание противоречий, которые возникают в их отношениях, как основной причины качественного изменения ил или развития, которое происходит в какой-либо сфере.

Философские методы нацелены на познание отношений между субъектом познания и объектом. Потребность в применении философской методологии возникает при необходимости пересмотра старых теорий, или создании новых.

Вывод: Философская методология рассматривает объект познания на предельном уровне его существования, онтологическом и задает логические правила, принципы построения теорий, вырабатывает критерии истинности, установки и правила соотнесения теории и практики в результате переосмысления оснований отношений между субъектом познания и объектом, представлений об объекте познания.

Наука — это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе социальный институт, предполагающий наличие академий, университетов и других организаций.

Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того, в структуре современной науки можно выделить три слоя (схема 2). Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания. Второй слой составляют частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения либо на стыке двух соседствующих структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки называется частнонаучным. В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера — общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией (и математикой), с одной стороны, и частными науками — с другой.

Третий слой науки можно назвать интегративным, региональным, поскольку он имеет непосредственное отношение к целому региону наук, к большинству областей научного знания и помогает философии и математике в интеграции современной науки. Причем, если теория систем имеет дело со всеми системными образованьями естественной и искусственной природы, то кибернетика — лишь с целесообразно упорядоченными системами, которые наблюдаются в живой природе, обществе, технике.

Предложенная схема упрощает характер взаимодействия наук: Наука в целом не может быть уподоблена кирпичной кладке, и философия, например, буквально пронизывает всю систему научного знания, а физика, скажем, имеет дело и с некибернетическими системами, даже с несистемными образованьями.

Подобная классификация наук, осуществляясь по, так сказать, „объемному" принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на общественные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводятся ни к общественным, ни к естественным ни к техническим наукам, имея прямое отношение и к тем, и к другим, и к третьим.

Структура философии определяет ее функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знания две основные функции — мировоззренческую и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мировоззренческую функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение, играет эвристическую роль.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она образует костяк научной картины мира, придает „всем другим наукам систематическое единство" (Кант). При этом каждая наука вносит свой посильный вклад в создание такой картины. (Мировоззренческая функция заключается, конечно, и в том, что философия обусловливает формирование необходимых ценностных ориентации.)

Методологическая функция философии заключается в направляющем воздействии на науки, что обусловливает их развитие более оптимальным образом, помогает преодолевать трудности своего развития; при этом она как бы в снятом виде содержит в себе мировоззренческую функцию.

Если философия образует универсальную методологическую основу, теория систем дает системно-структурный, а кибернетика — функциональный (информационно-регулятивный) подход, то каждая частная наука играет определенную роль в методологии, которая имеет гетерогенный характер и не сводится к философской методологической основе, в точности соответствуя зданию Науки в целом. Причем с любой специальной наукой философия соотносится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.

Кроме двух основных функций философии имеет смысл выделить еще теоретико-познавательную и логическую функции, которые дополняют и конкретизируют методологическую (отсюда выражение „логика и методология науки").

Теоретико-познавательная функция обусловлена тем, что в структуре философии имеется особая наука — эпистемология. Впрочем, теоретико-познавательное значение имеет философия в целом, знание которой так или иначе используется в каждом познавательном акте.

Вычленение логической функции философии объясняется тем, что в любом мыслительном процессе неизбежно используются понятия философии — количество и качество, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Дело в том, что ни в одном акте мышления невозможно обойтись без универсальных понятий диалектики: мышление категориально по своей природе. Следует, однако, отличать логическую функцию философии от так называемой логики науки, точнее, от анализа языка науки средствами математической логики. Данная процедура прямого отношения к философии не имеет и обычно осуществляется с целью последующего составления программ для ЭВМ.

Итак, философия имеет мировоззренческое, методологическое, теоретико-познавательное и логическое значение для всех без исключения наук. В связи с этим приходится выступать против метафизических крайностей натурфилософии и позитивизма. Если сторонники натурфилософии предлагают решать проблемы специальных наук без использования данных этих наук, спекулятивным образом ставя на место неизвестного вымышленное, то позитивизм представляет собой другую, не менее опасную крайность, означая фактическое игнорирование мировоззренческой и методологической функций философии. Ошибочное кредо позитивизма („каждая наука сама себе философия") приводит к кризисам методологических основ науки и соответствующим издержкам.

Правильная позиция заключается в том, чтобы избежать как Сциллы натурфилософии, так и Харибды позитивизма. Причем философские понятия и принципы должны использоваться главным образом через ткань специальных наук, ибо проблемы этих наук не могут получить обоснованного, правильного освещения без данных этих специальных наук. Верно и другое: проблемы той или иной науки не могут и не должны решаться без использования философии. В этом заключается диалектическое, правильное решение вопроса о взаимодействии философии и специальных наук в познании.

В связи с этим следует постоянно укреплять союз философии и естествознания, повышать философскую культуру каждого специалиста. Объективной основой тесной взаимосвязи философии и других наук является универсальная взаимосвязь и взаимодействие явлений окружающей действительности. Союз философии со всеми гуманитарными, естественными и техническими науками предполагает их взаимное воз действие: не только философия оказывает благотворное, направляющее влияние на специальные науки, стимулируя их развитие, помогая преодолению методологических трудностей, но и достижения специальных наук способствуют дальнейшему развитию философии. Правда, влияние их на философию менее сильно по той простой причине, что она занимается изучением всеобщих закономерностей и, стало быть, меньше подвержена изменениям, чем любая специальная область знаний.

На необходимость повышения философской культуры каждым исследователем указывали многие мыслители. Английский философ Ф. Бэкон, например, сравнивал философский метод с фонарем, без которого невозможно найти выход из лабиринта. А. И. Герцен представлял философию стволом дерева научного знания, а специальные науки — его ветвями (более глубокую аналогию дают, когда сравнивают философию с кровеносной системой, пронизывающей все ткани организма). Создатель теории относительности А. Эйнштейн писал, что „философия является матерью всех научных исканий", а физик М. Борн заявлял, что „без серьезного знания философской литературы работа физика будет впустую". О необходимости союза специальных наук и философии писали В. И. Ленин, русский физиолог И. П. Павлов и многие другие ученые.

Развивая традицию укрепления союза философии с естествознанием, следует обращать внимание на необходимость усиления интеграции всех гуманитарных, естественных и технических наук, поскольку Наука, как и окружающая нас объективная действительность, представляет собой системное образование, хотя из методических соображений ее приходится изучать путем усвоения отдельных наук. Ведущую роль в их интеграции играет, конечно же, философия.

4 вопрос





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1609 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...