Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неоплатонический этап философии Возрождения



Второй этап развития ренессансной философии (середина XV - первая треть XVI вв.) получил название неоплатонического или онтологическо-неоплатонического. Данный этап был вызван к жизни критикой философских оснований схоластического аристотелизма. В качестве оппозиции ему возрастает интерес к идеям неоплатонизма. В 1459 г. во Флоренции местным правителем Козимо Медичи была основана Платоновская Академия. Ренессансный неоплатонизм явился по существу первой попыткой создания целостной философской системы, противостоящей схоластике. Определяющую роль в ее формировании сыграли Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола. На данном этапе философии Возрождения проблема человека не исключала, а даже обостряла интерес к природе, ее строению и принципам существования. Стремление понять сущность человека стимулировало онтологические поиски. И здесь мы находим очевидные античные влияния, и здесь обнаруживаем, что это было не простым повторением онтологических идей античности, а поиском собственного пути в философии. Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира. Признавая Бога в качестве творца мира, происходит отход от его традиционного библейского понимания. Бог не над миром и не вне его, он - душа этого мира, свет, который пронзает весь мир и каждую вещь в нем и придает всему смысл и значение, порождает гармонию. Бог и мир едины (пантеизм). Бог не столько творец природы, сколько гуманизирующий ее закон, а сама природа из сферы, подчиненной духу, превращается в естественное начало всех вещей.

Наиболее обоснованную форму подобный взгляд получил в труде Николая Кузанского (1401-1464) «Об ученом незнании». В нем принцип единства Бога и мира выступает как принцип тождества противоположностей. На основе математики Н. Кузанский показывает, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого круга диаметр тождествен окружности, причем с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, вследствие чего точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) являются одним и тем же. Таким образом, Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 935 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...