Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наука и философия



Очевидно, что и философия, и наука являются орга­ническими элементами более широкой реальности — культуры, понимаемой как совокупность всех спосо­бов и результатов взаимодействия человека с окружа­ющей его действительностью, как опыт освоения человеком мира и адаптации к нему. Философия и наука не только влияют друг на друга, но и испыты­вают на себе влияние со стороны других элементов культуры (обыденного опыта, права, искусства, поли­тики, экономики, религии и др.).

За историю сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся форм познавательной деятельности человека был сформулирован ряд кон­цепций об их взаимоотношении.

I) Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию, была трансценденталистская концепция («метафизическая» (у позитивистов), и «натурфилософская»). Кратко: «Философия — на­ука наук».

1) подчеркивание гно­сеологического приоритета философии как более фун­даментального вида знания по сравнению с конкретными науками. 2) руководящяя роль философии по отношению к частным наукам. 3) самодостаточность философии по отношению к частнонаучному знанию и за­висимость частных наук от философии, относитель­ность истин конкретных наук.

Впервые концепция была сформулирована в рамках античной культуры. Фактически все крупные философы Ан­тичности, начиная с Пифагора, Фалеса, Парменида, Платона и Аристотеля придерживались этой концепции.

― философия формулирует наиболее общие зако­ны о мире, человеке и познании;

― философия стремится к достижению объектив­но-истинного и доказательного («эпистемного») характера своих всеобщих утверждений;

― частные науки (геометрия, механика, оптика, история, политика, биология, физика, астрономия и др.), в отличие от философии, изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты («сферы»), и потому их ис­тины не имеют всеобщего характера; философское знание всеобще, частнонаучное партикулярно;

― поскольку мир («космос») целостен, а целое всегда определяет свои части (их функции и предназна­чение), постольку истины философии «выше» истин частных наук; последние должны «подчиняться» пер­вым и соответствовать им;

II) Частные науки начинают играть все большую роль в развитии общества, Происходит создание новой культур­ной реальности, которая получила название «класси­ческая наука». Ее символом становится «механика Ньютона» или «классическая механика». Основным и очевидным фактором, способствовавшим стремитель­ному росту системы частнонаучного знания, было преж­де всего эмпирическое исследование природы и обще­ства, создание твердой фактуальной базы науки, точ­ное ее математическое описание и обобщение.

III) В 30-х гг. XIX в. появилась позитивистская концепция соотношения философии и науки, в рабо­тах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля. Сущность была выражена словами Конта: «Наука — сама себе философия». В XIX в. наука прочно встала на ноги и в плане накопления большого количества фактов, и в отношении методологической и методической оснащенности своих исследований, и в плане создания значительного числа собственных теоретических построений, и в отношении признания обществом ее огромной практической и познавательно-мировоззренческой зна­чимости. Теперь задача виделась в обратном — в не­допущении философского стиля мышления и его умоз­рительных спекуляций в науку, разрушающих точный и эмпирически проверяемый язык научных теорий (по­зитивное мышление). Согласно позитивистам, польза от тесной связи кон­кретных наук с философией проблематична, а вред — очевиден. Для конкретно-научных теорий единствен­ной основой и крите­рием их истинности должна быть только степень их соответствия данным опыта, результатам системати­ческого наблюдения, измерения, эксперимента или статистическим данным.

IV) Антиинтеракционистская концепция, проповедующая дуализм во взаимоотношении между наукой и Ф., абсолютное культурное равноправие и самодо­статочность каждой из них, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе развития и функционирования каждого из этих важ­нейших элементов культуры. Развитие, функциониро­вание частных наук (особенно естествознания) и фи­лософии идет параллельно и независимо друг от друга. Появляется идея раз­деления всей человеческой культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духов­ного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной состав­ляющей, единящей его с Богом). Философия в этом раз­делении относится к гуманитарной культуре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...