Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Город Солнца



Мечта о городе будущего преследовала архитектора всю жизнь. Последний, самый утопический проект Леонидова - Город Солнца. Он начал работу над ним еще до войны. Он это делал для себя, без конкурсов и заказов.

Сохранились эскизы Города Солнца, сделанные архитектором в 50-ых годах. Но они почти не опубликованы.

Город Солнца описал Томмазо Кампанелла в начале 17 века. Город Солнца Кампанеллы – это идеальная община, руководимая кастой ученых-жрецов, где нет частной собственности, семьи, где дети воспитывались государством, где был обязательный 4-х часовой рабочий день и высоко развиты наука и просвещение.

Город Солнца Леонидова – это идеальная страна, Утопия, «страна, которой нет». Это страна, где среди лесов и полей возвышаются стеклянные башни небоскребов, похожие на стволы деревьев. Это «рядовые города». Они небольшие, их можно обойти пешком. «Рядовые города» соединены скоростными магистралями между собой и со столицей – Городом Солнца. Город Солнца – общественный и культурный центр страны, который имеет свои филиалы, равномерно распределенные между рядовыми городами. Филиал Города Солнца – общественный форум, где сосредотачивается культурная и научная жизнь. Каждый филиал имеет свою направленность, т.е. в нём сосредоточена определенная область культуры, науки или искусства. Центр просвещения – Город Солнца – распространяет свое культурное влияние на всю территорию страны подобно тому, как Солнце согревает землю своими лучами. На единственном эскизе, который можно увидеть в книге о Леонидове, Город Солнца напоминает Древний Египет с его культом Солнца и пирамидами. Египетская культура создана жрецами – хранителями тайного научного знания. Для Леонидова Солнце – символ науки и техники. Мне кажется, что он уподобляет Солнце всемогущему богу, но, в отличие от жрецов, он против тайного знания. Он придумал модель организации общества, где знание распространяется очень быстро, неся свет науки людям.

Ни один из рассмотренных проектов Леонидова не был реализован. В этом смысле его можно считать самым «утопическим» архитектором.

«Летающие города» Г. Крутикова
не знаю может было уже. и русского футуризма я что-то тут не очень помню, но..
Вспомнила тут про Крутикова и его "летающие города".
Все же это прекрасно.

В 1928 году молодой архитектор Георгий Крутиков на защите дипломных работ во Вхутеине представил совершенно безумный по тем временам дипломный проект «Город будущего», который сразу же стал сенсацией. Это была концепция «летающего города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, чтобы освободить занятые под застройку обширные территории?
Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, а жилые помещения перенести в парящие в облаках города — коммуны.
Крутиков увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.«Города будущего» по Крутикову состоят из двух частей: «вертикальной – жилой части и горизонтальной, на поверхности земли, - производственной». Жилая часть по проекту нависает над промышленной в виде параболоида, по поверхности которого, ярусами размещаются парящие в воздухе жилые комплексы. Сообщение между частями города осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» должны быть не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом воздушном пространстве). Летать должны были жители этих городов. Летающая кабина-ячейка должна быть оборудована убирающейся в стены и трансформирующейся мебелью в расчете на одного человека. Сама оболочка должна была быть эластичной, изменяясь и принимать удобную для человека форму, не теряя, однако, своей основной структуры. Управление кабиной могло осуществляться движением руки, пересекающей силовые линии электромагнитного поля. Подвижная жилая ячейка-кабина могла легко подключаться к парящим в воздухе зданиям.
Этот проект был воспринят многими, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект был подвергнут суровой критике, однако диплом и звание художника-архитектора Крутиков все же получил.

На дворе 2008 год. Айзек Азимов считал, что в этом году американского президента будет выбирать компьютерная программа, определяющая наиболее репрезентативного кандидата («Франшиза», 1955). По Алану Нурсу мы должны были бы запускать к Альфа Центавре корабль «Аргонавт» с колонистами на борту («Ракета к Лимбо», 1957). Ларри Нивен и Джерри Поурнелл предполагали, что в 2008 человечество отточит до совершенства двигатель, который будет быстрее скорости света («Соринка в глазе Бога», 1974). Период с 30-х по 70-е гг. можно назвать золотым веком фантастики. Люди верили в совершенство человеческого разума и близость «светлого будущего». Всё это было выражено в изобразительном искусстве того времени.

Дворец Советов. Обратите внимание на размер Кремля в правом нижнем углу.

Наибольшие ожидания людей были связаны с космосом. Начиная с Циолковского, который рисовал проекты космических городов, люди стремились представить как будут покорены другие планеты. Ещё даже ноги американцев не ступили на Луну, не совершил свой полёт Гагарин, не был запущен спутник, а воображение уже стремилось к бесконечным просторам космоса. В основном, рисунки из советских источников, что логично – пропаганда «светлого будущего» была актуальнее в Стране Советов, чем на Западе, предлагая людям жить фантазиями.

«Галактический манёвр», Николай Недбайло

«Техника молодёжи», 1956 г.

Другой популярной темой были города. Начиная со второй четверти прошлого века, когда урбанизация начала свой быстрый ход, люди мечтали о гигантских городах. Тогда не представляли всех тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас – экология, транспорт, отсутствие зелёных насаждений. Город ассоциировался с прогрессом, с цивилизацией, людям представлялись гигантские метрополии, простирающиеся на многие километры. Забавно, что теперь идеалы сменились, и люди ринулись в пригороды, а подобные проекты остались лишь на бумаге.

«Центр искусств» Хью Ферриса

«Церковь на вершине» Хью Ферриса

«Метрополис» Фрица Ланга, фильм 1927 г.

«Техника молодёжи», 1967 г.

Были мысли и о транспорте. Двигатель внутреннего сгорания не казался вершиной прогресса. Футуристичные монорельсы, гигантские самолёты, судна на воздушной подушке должны были связать континенты между собой, сделать нас ближе друг к другу. Представляли и более футуристичные транспортные средства – персональные летающие тарелки как в мультсериале «Джетсоны», другие механизмы, принцип работы которых и вовсе не понятен на первый взгляд.

«Техника молодёжи», 1965 г.

Всё люди, создавшие эти иллюстрации, были художниками. Не потому, что прекрасно качество этих рисунков, напротив иногда они весьма грубы, но потому что они были визионерами. Перед их фантазией расстилалось светлое будущее, которое было совсем рядом, которое было предназначено для их детей и внуков. Они жили в светлое время, пусть это было время страха и мрака Холодной Войны, но люди верили, что вот-вот и человечество дотянется до других планет и покорит природу. Нам не на что надеяться. Мы знаем, что через 50 лет не будем на других планетах. Наши города пугают нас своей грязью, и мы тянемся обратно к природе. Стрелки на Часах Судного Дня близки к полуночи. Или всё же выкарабкаемся, и когда-нибудь и в правду будут «на Марсе яблони цвести»? Все мы вместе создаём ответ на этот вопрос





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...