Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модерн - как современный стиль в странах Западной Европы рубежа XIX и XX вв



Модерн - период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв., включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение - стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма.

С исторической точки зрения модерн - это еще одно, и также весьма неопределенное, понятие для обозначения как "европейского Нового времени", так и индустриального капитализма.

Инициатором спора о модерне - как эпохе "нового времени" - считают Гегеля.

Рассмотрим культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко -- в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII--XIX веков и

провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм -- таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.

В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» -- стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX -- начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм» Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими.

Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.


9. Центры сецессиона, модерна, арнуво, либерти, модерниссимо и югендстиля.. Идейно-философская почва данного стиля.

Стиль в разных странах получает разные названия: во Франции, Бельгии и Англии - «Арнуво», в Германии - «Югендстиль», в Австро-Венгрии - «Сецессион», в Италии - «Либерти», а в России - «Модерн». Модерн возникает в связи со стремлением преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века. Идеологической основой возникновения модерна стали философски-эстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и других философов. По мысли теоретиков модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметно-пространственную среду. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий. Теоретической базой модерна является символизм. Однако он отличался внутренней противоречивостью: был ориентирован на изысканный, утончённый вкус, поддерживал принципы «искусство для искусства». Исключительное значение в модерне имели особые принципы формообразования. Значительное место в художественной практике занимал орнамент, особенно растительный. Цветковая гамма модерна была преимущественно холодных и блеклых тонов. Модерн охватил все виды пластических искусств - архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное и театрально-декоративное искусство. Он стремился к осуществлению художественного синтеза в разных областях.

Эпоха рубежа веков была временем величайших открытий в области естественных наук, прежде всего физике и математике, которые ставили под сомнение прежние представления о строении мира. Конец XIX столетия выдвинул ряд новых вопросов. Обострился интерес к философии Платона, Канта и к русской идеологической философии. Рассматривая искусство как форму деятельности человека, символисты освобождали его от всякого рационального начала. Творчество художника выступало как индивидуальное проявление личности. Философия искусства символистов опиралась на философские идеалистические учения Запада, в особенности на философию Ницше и интуитивизм Бергсона.
10. Ретроспективизм в архитектуре северных европейских стран начала XX в.

Утверждению ретроспективизма во многом способствовала историческая выставка архитектуры и художественной промышленности XVIII—XIX вв., устроенная в залах Академии художеств. Обществом архитекторов-художников в 1911 г., а также великолепно изданный ее каталог с большим количеством воспроизведенных чертежей крупнейших зодчих. Накануне 1910 г. известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь, объединив ряд патриотически настроенных архитекторов, предпринял фундаментальное издание шеститомной Истории русского искусства, в которой много места уделялось русской архитектуре, что также способствовало формированию ретроспективизма в архитектурной практике. Ретроспективисты использовали новые технические достижения XX в., искусно облекая современные в функциональном отношении здания в исторические формы, соблюдая при этом чистоту классицистического стиля. В своих произведениях они, добиваясь наибольшей художественной выразительности, стремились сделать красоту архитектуры понятной широкому кругу людей. Обращение к эпохе классицизма повлекло за собой желание возродить лучшую традицию высокого классицизма — искусство создания городских ансамблей. Но дальше проектных замыслов это не пошло, так как в условиях застройки капиталистических городов формирование ансамблей было практически неосуществимо.

В годы, предшествовавшие империалистической войне 1914 г., и во время нее под влиянием националистических и шовинистических настроений отношение к модерну в России стало резко отрицательным. Его стали рассматривать как результат воздействия враждебной России стороны, поскольку многие архитекторы источником своего творчества сделали зарубежные образцы, главным образом немецкие и австрийские. Это было внешней причиной потери интереса к модерну и нового поворота к ретроспективизму. Основная же его причина в начале XX в. крылась в особенностях социально-экономической структуры русского общества. Если в экономической жизни страны дворянство уже полностью уступило господству буржуазии, то в области культуры оно еще играло большую роль. В ретроспективизме дворянство стремилось воскресить образы, идеализирующие прошлое. А буржуазия видела в этом средство укрепления национального самосознания, столь необходимого в условиях иностранного засилия и военного времени. Ретроспективистские настроения поддерживали объединение и журнал «Мир искусства» (1899 г.). Многие художники — А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др.— своими произведениями пропагандировали неувядающую красоту классического Петербурга. В архитектурных изданиях, в частности в Ежегодниках Общества архитекторов-художников, освещались попытки возрождения классицизма, древнерусских архитектурных мотивов, публиковались данные архитектурных обмеров выдающихся памятников классицизма.

(Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением. Термин ретроспективизм — сугубо российский)
11. Воплощение идей X. Берлаге, Г. Гезелиуса, Г. Асплунда.

Х.П. Берлаге -великий голландский архитектор, крупный мастер югендстиля, основополож. совр. голландской арх-ры, один из основополож. рационалистического направления в европ. культуре рубежа XIX-XX веков. Строил преимущественно конторские здания смешанного стиля - наполовину романского, наполовину - ренессансного. Ранние работы Берлаге выполнены в стиле голландского Ренессанса

Здание, сделавшее его знаменитым Амстердамская фондовая биржа, созданная архитектором в 1897-1903. Декларируемая Берлаге и примененная им в здании Биржи "красота обнаженной стены" вскоре повсеместно стала определяющей для новой архитектуры(сочетание кирпича и светлого естественного камня).

Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в развитии градостроительства. В числе первых в Голландии он обратился к проблеме благоустройства городов. Им было создано несколько планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие градостроительства. В 1911 посетил Америку и стал активным пропагандистом творчества Ф. Райта

Последней работой Берлаге был муниципальный музей в Гааге (1919-34). Выступал против эклектики, столь характерной для второй половины XIX века, призывал своих современников к "правдивому" отношению к материалам и конструкциям в архитектуре. "Искусство архитектора заключается в организации пространства, а не в прорисовке фасада".

Стремление Б. к простоте, рациональности и геометрической строгости композиции более последовательно проявилось в планах расширения Амстердама (1902—17) и реконструкции Гааги (1908—09) и в поздних постройках (Муниципальный музей в Гааге, 1916—35).

Г. Асплунд родился в 1885 году в Стокгольме. Образование получил, окончив Королевский технологический институт и Академию изящных искусств в родном городе, позднее в Италии и Греции изучал архитектуру.

В своем творчестве прошел путь от холодного неоклассицизма(присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма) до функционализма. До 1930 года Асплунд проектировал строгие, лаконичные здания, которые имели минимальное количество отделки. Типичным примером деятельности архитектора на этом этапе творчества является здание городской библиотеки в Стокгольме.

После всемирной выставки 1930 года внимание архитектора при проектировании сместилось на функциональность зданий с сохранением классической уравновешенности. При этом неотъемлемой частью было применение современных конструкций и строительных материалов. Как пример такого изменения является корпус Бактериологического института. Асплунда считают вдохновителем и родоначальником функционализма(требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).) в Швеции.

Разносторонний талант архитектора проявился при проектировании комплекса Лесного кладбища в Стокгольме, в настоящее время это памятник Всемирного наследия.

Г. Гезеллиус — финский архитектор, видный представитель финского национального романтизма, опирающегося на финский фольклор и традиции средневекового зодчества.

В 1893 г. стажировался на заводе в Санкт-Петербурге. В 1897 г. окончил Политехнический институт в Хельсинки. С 1896 по 1907 работал в фирме Gesellius–Lindgren–Saarinen. После 1912 г. в связи с тяжёлой болезнью лёгких отошёл от дел.

В составе бюро выполнил следующие работы:

· в Хельсинки

o дом Тальберга (1897-98)

o здание страхового общества «Похьола» (1899—1901)

o «дом врачей» (1900-01)

o дом «Олофсборг» (1901-03)

o Национальный музей (1901—1910)

· вне Хельсинки:

o павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1898—1900)

o вилла «Виттреск» (1901—1903)

o вилла «Витторп» (1902) в Киркконумми

o вилла «Суур-Мерийоки» под Выборгом (1902)

o железнодорожный вокзал в Выборге (1904—1913)

Самостоятельные проекты: торговый дом «Вуорио» (1908-09, надстроен А. Линдгреном в 1913-14 гг.).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2816 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...