Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фестиваль



Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, начиная с 1999 года, проводит Межрегиональные фестивали художественного творчества юных северян «Сияние Севера», в которых принимают участие певцы и музыканты, художники и умельцы прикладного творчества, юные артисты оригинального жанра (цирк, пантомима) из многих городов и районов Заполярья и Крайнего Севера. Это — фестиваль для детей из городов и районов Крайнего Севера, в котором причудливо переплетается самобытное творчество коренных и малочисленных народов из самых далеких улусов и творчество представителей других национальностей, населяющих Крайний Север.

Цели и задачи фестиваля «Сияние Севера» соответствуют целям и задачам Федеральной целевой Программы «Культура России»:

сохранению культурного наследия Российского Севера и приобщению к духовным ценностям народов, проживающих на их территории;

взаимопроникновению различных культур народностей, проживающих на территории Крайнего Севера, что обеспечивает формирование единого культурного пространства, которое не только способствует сохранению национальных культур, но также обеспечивает равные возможности доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам представителей творческих коллективов и исполнителей, как крупных городов, так и отдаленных улусов;

содействию создания условий для высокого нравственного и физического развития детей, проживающих в районах Крайнего Севера, стимулированию развития художественного творчества и повышению уровня их исполнительского мастерства;

выявлению и поддержке одаренных детей, популяризации их творчества, народных традиций и самобытной культуры Российского Севера;

содействию развития детского творчества через общение руководителей коллективов с ведущими педагогами, композиторами, режиссерами и артистами для обогащения репертуаров и новых постановок.

За прошедшие годы проведено 9 фестивалей «Сияние Севера»: дважды в Братске, в Сыктывкаре, трижды в Москве (Концертный зал им. П.И.Чайковского, Музыкальный театр им. Н.Сац – дважды), в Якутске, Магадане и Мурманске.

В 2006 году ему присвоен статус Всероссийского, с учреждением денежных премий в рамках программы поддержки талантливой молодежи (Указ Президента РФ № 325).

Проведение фестивалей «Сияние Севера», их освещение в средствах массовой информации, распространение электронных носителей значительно увеличивает количество участников художественных коллективов, привлекает внимание к проблемам творческих коллективов юных северян органов власти, коммерческих организаций, способствует преодолению синдрома «провинциала», формирует уверенность в своих способностях и возможностях у молодого поколения.

После закрытия в 2001 г. Программы «Дети Севера», финансовую поддержку фестивалю оказывало Министерство культуры РФ. Государственные средства, направленные на проведение фестивалей, помогают выявить одаренных детей, которые в будущем могут стать творческой элитой городов Заполярья и Крайнего Севера.

Необходимость возрождения традиционной хореографии вызвана тем, что забвению предаются обрядовые танцы, наиболее содержательные, в которых сконцентрирована пластическая самобытность народа. Выявляются такие забывающиеся ныне обрядовые танцы, как: "Свадебный танец", "Ситим" (жертвенная, божественная нить, веревка, сотканная из конских волос), "СаЬыл", "Кырынаас" (танцы лисы, горностая) и др. Также выявляются лучшие образцы традиционных и современных сценических танцев. Затрагивается проблема соотношения традиционных элементов и элементов классического танца в якутских балетах "Сир СимэБэ" ("Полевой цветок"),- "Чурум-чуку". Общеизвестно, что традиционное танцевальное искусство является богатым и живым источником, питающим профессиональное искусство, является основой творческого поиска. Без изучения традиционной основы, традштионных форм бытования народного танцевального творчества не представляется возможным решение проблемы соотношения традиционного и современного в искусстве танца.

Возрождение, восстановление танцев, связанных с верованием, мировоззренческими представлениями якутов, активизировало бы творческий поиск в этом направлении, предотвратило бы отрыв современных якутских танцев от их традиционных корней.

Народное танцевальное искусство является одним из исторических источников, способствующих выявлению специфических особенностей быта, обычаев народа. Оно является одним из средств, способствующих проникновению в глубинный пласт национального самосознания.

Сарыал

В советское время одним из самых знаменитых ансамблей, известных не только в республике, но и за ее пределами был «Сарыал». Якутским солистам и танцорам рукоплескали на Олимпийских играх-80 в Москве, в концертном зале Кремля, в далекой Панаме. И это притом, что девушки и парни, которые ездили с гастролями по всей стране, не были ни профессиональными танцорами, ни певцами.

«Перед каждой поездкой мы подолгу репетировали, – вспоминает один из участников легендарного ансамбля Афанасий Дьяконов. По профессии он физик, но девять лет своей жизни этот серьезный и солидный мужчина посвятил искусству и любимому ансамблю «Сарыал». – Репетиции проходили каждый день. Хотя мы и не были дипломированными танцовщиками, можно сказать, что наш ансамбль стоял у истоков становления профессионального танцевального искусства в республике».

Первый концерт ансамбля состоялся 21 апреля 1971 года, как раз накануне дня рождения Владимира Ленина. К этому событию солисты готовились два года. Готовились номера, составлялась программа. Первыми участниками ансамбля стали студенты и танцоры коллектива при городском Доме культуры. С ними работали первый в республике профессиональный балетмейстер Александра Мохотчунова и первая якутская балерина Аксинья Посельская.

Кроме танцевальных номеров готовились еще и музыкальные номера для хора, в который вошли студенты хорового отделения музыкального училища. Номера для них готовил заведующий дирижерско-хоровым отделением училища Виктор Птицын. И песни, и танцы «Сарыал» сопровождались игрой оркестра народных инструментов под руководством выпускника Новосибирской консерватории Николая Кисленко. Всем этим руководил тогдашний заведующий отделом культуры Якутского горисполкома Александр Ломако.

Действительно, первое же выступление ансамбля прошло с большим успехом. С этого дня ни одно культурное мероприятие в Якутске не проходило без участия «Сарыала». Ансамбль начал выступать на сценах близлежащих поселков и выезжать на гастроли в районы республики.

Первым большим успехом нашего ансамбля можно считать выступление на Первом всесоюзном фестивале художественной самодеятельности. На зональном туре, который проходил в Магадане в 1976 году, «Сарыал» завоевал звание лауреата Всесоюзного фестиваля и путевку на заключительный концерт в Москве. Помню, у всех артистов из других союзных республик были роскошные яркие костюмы. Поначалу мы как-то потерялись на их фоне со своими неброскими нарядами. Но после нашего выступления все участники фестиваля признали нас одним из самых достойных коллективов. На заключительном концерте, который состоялся в Кремлевском дворце съездов в мае 1977 года, «Сарыал» был признан одним из лучших ансамблей. Каждому из нас вручили именные наручные часы. Тогда же нас пригласили в телестудию «Останкино», где для передачи по Центральному телевидению мы дали интервью и записали несколько танцев.

После участия в Международном фестивале дружбы молодежи, который проходил в 1977 году в Ленинграде, нас не раз приглашали на телевидение. В сентябре коллектив снимался в полнометражном документальном фильме «Сказ о России». В ноябре того же года участников ансамбля пригласили для участия в Новогодней эстрадной программе «Шире круг». В телетеатре на Шаболовке, где проходили съемки программы, мы снимались вместе со знаменитыми артистами Юрием Никулиным, Людмилой Тумановой, композитором Эдуардом Ханком.

В 1981 году нас еще раз пригласили на центральное телевидение и сняли полностью концертную программу ансамбля, с которой мы выступали на всесоюзном смотре-конкурсе «Пою мое Отечество». По телевидению это выступление ансамбля показали 27 апреля 1982 года, в день 60-летия образования Якутской АССР.

В первый раз мы выехали за границу в 1978 году в далекую Латинскую Америку – республику Панама. Ансамбль выехал туда, чтобы принять участие в культурной программе открытия Советской фотовыставки. Вместе с нами выехали ведущие артисты якутского балета Наталья Христофорова и Анатолий Ултургашев. Эта была очень ответственная поездка. Ведь прямой дипломатической связи между Советским Союзом и Панамой тогда еще не было. Так получилось, что эта поездка положила начало налаживанию дипломатических отношений между нашими странами. Руководителем советской делегации был космонавт Владимир Жолобов. После успешного участия на выставке, мы несколько раз выступали перед жителями этой далекой страны.

Нас, обычных студентов, тогда многое удивило в Панаме. Мы привыкли к тому, что в наших универмагах практически ничего не было. А там полки магазинов буквально ломились от изобилия самых разных товаров. Во время той поездки мы впервые попробовали кока-колу. Но если честно, она нам совсем не понравилась.

В 1982 ансамбль ездил в Турцию – на международный фольклорный фестиваль, проходивший в турецком городе Самсун. «Сарыал» выступал еще в Венгрии, Югославии, Польше, Болгарии, Германии, Турции, Испании, Китае.

Из мероприятий международного уровня я бы мог еще выделить Международный фестиваль Дружбы молодежи ГДР-СССР, который проходил в Карл-Маркс-штадте в Германии. Вместе с нами в делегации были космонавт Валерий Быковский, композитор Александра Пахмутова, поэты Роберт Рождественский, Андрей Добронравов, известные спортсмены – олимпийские чемпионы Ирина Роднина, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Лариса Бестемьянова и Андрей Букин.

Нас пригласили туда не случайно. Это нельзя назвать поездкой по путевке, участием в рядовом конкурсе или праздничном концерте. На Олимпийские игры в Москве после тщательного отбора пригласили самые достойные профессиональные коллективы со всей страны. В итоге участниками культурной программы стали лучшие творческие коллективы со всех 15 союзных республик. То, что нас пригласили выступить на Олимпиаде-80, было результатом многолетней кропотливой работы руководителей и участников ансамбля. Мы выступали на одной сцене со знаменитыми артистами – Людмилой Зыкиной, Муслимом Магомаевым, Олегом Поповым, Государственным ансамблем танца Союза ССР под руководством Игоря Моисеева, ансамблями «Жок», «Мэнго», «Алан».

«Сарыал» – лауреат многих республиканских конкурсов, единственный танцевальный коллектив в республике, который имеет звание лауреата четырех всесоюзных фестивалей. Чем завершился творческий путь ансамбля?

– Успехи нашего ансамбля в национальном танцевальном искусстве и признание его заслуг в республике и за ее пределами стали основой для создания профессионального танцевального коллектива в Якутии – государственного ансамбля танца Якутии, ныне театра танца имени Сергея Зверева. На базе вокальной группы образовался знаменитый ансамбль «Туймаада». «Сарыал» раскрыл двери в мир танца многим самодеятельным танцевальным коллективам республики.

В том, что «Сарыал» стал одним из самых знаменитых республиканских ансамблей, большую роль сыграли и известные балейтмейстеры, и хореографы, и сами танцоры и солисты. На перечисление одних лишь имен этих талантливых людей, посвятивших свою жизнь искусству, не хватит даже газетной полосы. Со многими из них вы можете увидеться на концерте «Легенда ХХ века – ансамбль “Сарыал”, который пройдет сегодня в Доме дружбы народов им. Кулаковского.

Мария АЛЕКСЕЕВА (Якутия. 22 марта. NVpress вспоминает один из участников легендарного ансамбля Афанасий Дьяконов)





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...