Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Совместимость ОС



Свойство ОС, характеризующее возможность выполнения в ОС приложений, написанных для других ОС, называется совместимостью.

Существует два принципиально отличающихся вида совместимости, которые не следует путать: совместимость на двоичном уровне и совместимость на уровне исходных текстов. Приложения обычно хранятся в компьютере в виде исполняемых файлов, содержащих двоичные образы кодов и данных.

Двоичная совместимость достигается в том случае, если можно взять исполняемую программу, работающую в среде одной ОС, и запустить ее на выполнение в среде другой ОС.

Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующих компиляторов в составе программного обеспечения компьютера, на котором предполагается использовать данное приложение, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция исходных текстов программ в новые исполняемые модули.

Таким образом, совместимость на уровне исходных текстов наиболее важное значение имеет для разработчиков приложений, в распоряжении которых находятся эти исходные тексты. Для конечных же пользователей практическое значение имеет только двоичная совместимость, так как только в этом случае они могут без специальных навыков и умений использовать программный продукт, поставляемый в виде двоичного исполняемого кода, в различных операционных средах и на разных компьютерах. Для пользователя, купившего в свое время пакет программ для MS-DOS, важно, чтобы он мог запускать этот привычный ему пакет без каких-либо изменений или ограничений на своей новой машине, работающей, например, под управлением Windows NT. Множественные прикладные среды как раз и обеспечивают совместимость данной ОС с приложениями, написанными для других ОС и процессоров, на двоичном уровне, а не на уровне исходных текстов.

Каким типом совместимости – двоичной или совместимостью исходных текстов обладает ОС, зависит от многих факторов. Самый значительный из них – архитектура процессора, на котором работает ОС. Только в том случае, если процессор использует тот же набор команд (возможно, даже более расширенный, но ни в коем случае не уменьшенный) и тот же диапазон адресов, двоичная совместимость может быть достигнута довольно просто. Достаточно соблюсти несколько следующих условий:

- вызовы функций API, которые содержит приложение, должны поддерживаться данной ОС;

- внутренняя структура исполняемого файла приложения должна соответствовать структуре исполняемых файлов данной ОС.

Несравнимо сложнее достигнуть двоичной совместимости операционным системам, предназначенным для выполнения на процессорах, имеющих различающиеся архитектуры. Кроме соблюдения приведенных выше условий, необходимо также организовать эмуляцию двоичного кода.

107Планирование и диспетчеризация потоков в процессе функционирования ОС.Планирование и диспетчеризация потоков является основой для перехода от выполнения одного потока к другому в процессе функционирования операционной системы. Работа по определению того, в какой момент необходимо прервать выполнение текущего активного потока и какому потоку предоставить возможность выполняться, называется планированием. Планиро­вание потоков осуществляется на основе информации, хранящейся в описателях процессов и потоков. При планировании могут приниматься во внимание при­оритет потоков, время их ожидания в очереди, накопленное время выполнения, интенсивность обращений к вводу-выводу и другие факторы. ОС планирует вы­полнение потоков в независимости от их принадлежности одному или разным процессам. Так, например, после выполнения потока некоторого процесса ОС может выбрать для выполнения другой поток того же процесса или же назна­чить к выполнению поток другого процесса. Выбор того или иного потока в первую очередь будет определяться алгоритмом планирования, применяемым в данной ОС, текущей ситуацией в системе и критерием эффективности функционирования системы. Планирование потоков, по существу, включает в себя решение двух задач:- определение момента времени для смены текущего активного потока;

- выбор для выполнения потока из очереди готовых потоков.

Планирование в операционных системах может осуществляться как во время работы, так и заранее. В большинстве операционных систем универсального назначения планирование осуществляется динамически (on-line), т.е. решения принимаются во время работы системы на основе анализа текущей ситуации. В этом случае ОС всегда работает в условиях неопределенности – потоки и процессы появляются в случайные моменты вре­мени и также непредсказуемо завершаются. Динамические планировщики могут гибко приспосабливаться к изменяющейся ситуации и не используют никаких предположений о мультипрограммной смеси. Для того чтобы оперативно найти в условиях такой неопределенности оптимальный в некотором смысле порядок вы­полнения задач, операционная система должна затрачивать значительные усилия.

Другой тип планирования – статический – может быть использован в специа­лизированных системах, в которых весь набор одновременно выполняемых за­дач определен заранее, например в системах реального времени. Планировщик называется статическим (или предварительным планировщиком), если он при­нимает решения о планировании не во время работы системы, а заранее (off-line). Соотношение между динамическим и статическим планировщиками аналогично соотношению между диспетчером железной дороги, который пропускает поезда строго по предварительно составленному расписанию, и регулировщиком на пе­рекрестке автомобильных дорог, не оснащенном светофорами, который решает, какую машину остановить, а какую пропустить, в зависимости от ситуации на перекрестке.

Результатом работы статического планировщика является таблица, называемая расписанием, в которой указывается, какому потоку/процессу, когда и на какое время должен быть предоставлен процессор. Для построения расписания плани­ровщику нужны как можно более полные предварительные знания о характери­стиках набора задач, например о максимальном времени выполнения каждой за­дачи, ограничениях предшествования, ограничениях по взаимному исключению, предельным срокам и т.д.

После того как расписание готово, оно может использоваться операционной сис­темой для переключения потоков и процессов. При этом накладные расходы ОС на исполнение расписания оказываются значительно меньшими, чем при дина­мическом планировании, и сводятся лишь к диспетчеризации потоков/процессов.

Диспетчеризация заключается в реализации найденного в результате планирова­ния (динамического или статического) решения, т.е. в переключении про­цессора с одного потока на другой. Переключение между процессами сопровождается в системе определенными действиями. Прежде всего ОС запоминает контекст выполняемого в данный момент потока, чтобы впоследствии использовать эту инфор­мацию для последующего возобновления выполнения данного потока. Контекст отражает, во-первых, состояние аппаратуры компьютера в момент прерывания потока (значение счетчика команд, содержимое регистров общего назначения, режим работы процессора, флаги, маски прерываний и другие параметры). Во-вторых, контекст включает параметры операционной среды, а именно ссылки на открытые файлы, данные о незавершенных операциях ввода-вывода, коды оши­бок выполняемых данным потоком системных вызовов и т.д. Диспетчеризация сводится к следующему:

- сохранение контекста текущего потока, который требуется сменить;

- загрузка контекста нового потока, выбранного в результате планирования;

- запуск нового потока на выполнение.

Поскольку операция переключения контекстов существенно влияет на произ­водительность вычислительной системы, программные модули ОС выполняют диспетчеризацию потоков совместно с аппаратными средствами процессора.

Поскольку поток является частью процесса, то в контексте потоков одного процесса можно выделить общую информацию для всех потоков одного процесса (например, ссылки на открытые файлы) и информацию, относящуюся только к данному потоку (например, содержимое регистров, счетчик команд, режим процессора). Например, в среде NetWare 4.х различаются три вида контекстов: глобальный контекст (кон­текст процесса), контекст группы потоков и контекст отдельного потока. Соот­ношение между данными этих контекстов напоминает соотношение глобальных и локальных переменных в программе, написанной на языке С. Переменные гло­бального контекста доступны для всех потоков, созданных в рамках одного про­цесса. Переменные локального контекста доступны только для кодов определен­ного потока, аналогично локальным переменным функции. В NetWare можно соз­давать несколько групп потоков внутри одного процесса и эти группы будут иметь свой групповой контекст. Переменные, принадлежащие групповому контексту, доступны всем потокам, входящим в группу, но недоступны остальным потокам. Очевидно, что такая иерархическая организация контекстов ускоряет переклю­чение потоков, так как при переключении с потока на поток в пределах одной группы нет необходимости заменять контексты групп или глобальные контек­сты, достаточно лишь заменить контексты потоков, которые имеют меньший объем. Аналогично при переключении с потока одной группы на поток другой группы в пределах одного процесса глобальный контекст не изменяется, а изме­няется лишь контекст группы.

Переключение же глобальных контекстов проис­ходит только при переходе с потока одного процесса на поток другого процесса.

Во многих операционных системах встречаются компоненты, которые называются планировщик (scheduler), или диспетчер (dispatcher). Не следует однозначно судить о функциональном назначении этих компонентов по их названиям, т.е. считать, что планировщик выпол­няет планирование, а диспетчер – диспетчеризацию в том смысле, в котором эти функции были определены выше. Чаще всего оба этих названия используются для обозначения компонентов, которые занимаются планированием.

ОС выполняет планирование потоков, принимая во внимание их состояние. В мультипрограммной системе поток может находиться в одном из трех основ­ных состояний:

- выполнение – активное состояние потока, во время которого поток обладает всеми необходимыми ресурсами и непосредственно выполняется процессором;

- ожидание – пассивное состояние потока, находясь в котором, поток заблоки­рован по своим внутренним причинам (ждет осуществления некоторого со­бытия, например завершения операции ввода-вывода, получения сообщения от другого потока или освобождения какого-либо необходимого ему ресурса);

- готовность – также пассивное состояние потока, но в этом случае поток за­блокирован в связи с внешним по отношению к нему обстоятельством (имеет все требуемые для него ресурсы, готов выполняться, однако процессор занят выполнением другого потока).

В течение своей жизни каждый поток переходит из одного состояния в другое в соответствии с алгоритмом планирования потоков, принятым в данной операци­онной системе. Замена процесса, выполняемого процессором, называется переключением.

108Средства синхронизации потоков в ОС.

Важным понятием синхронизации потоков является понятие “критической сек­ции” программы. Критическая секция – это часть программы, результат выпол­нения которой может непредсказуемо меняться, если переменные, относящиеся к этой части программы, изменяются другими потоками в то время, когда вы­полнение этой части еще не завершено. Критическая секция всегда определяется по отношению к определенным критическим данным, при несогласованном из­менении которых могут возникнуть нежелательные эффекты

Чтобы исключить эффект гонок по отношению к критическим данным, необхо­димо обеспечить, чтобы в каждый момент времени в критической секции, свя­занной с этими данными, находился только один поток. При этом неважно, нахо­дится этот поток в активном или в приостановленном состоянии. Этот прием называют взаимным исключением. Операционная система использует разные способы реализации взаимного исключения. Некоторые способы пригодны для взаимного исключения при вхождении в критическую секцию только потоков одного процесса, в то время как другие могут обеспечить взаимное исключение для потоков разных процессов.

Самый простой и в то же время неэффективный способ обеспечения взаимного исключения состоит в том, что операционная система позволяет потоку запрещать любые прерывания на время его нахождения в критической секции. Однако этот способ практически не применяется, поскольку опасно доверять управление системой пользовательскому процессу – он может надолго занять процессор, а при крахе потока в критической секции крах потерпит вся система, потому что прерывания никогда не будут разрешены.

Для синхронизации потоков одного процесса программист может использовать глобальные блокирующие переменные. С этими переменными, к которым все потоки процесса имеют прямой доступ, программист работает, не обращаясь к системным вызовам ОС. Каждому набору критических данных ставится в соответствие двоичная переменная, которой поток присваивает значение 0, когда он входит в критическую секцию, и значение 1, когда он ее покидает.

Блокирующие переменные могут использоваться не только при доступе к разде­ляемым данным, но и при доступе к разделяемым ресурсам любого вида.

Если все потоки написаны с учетом вышеописанных соглашений, то взаимное исключение гарантируется. При этом потоки могут быть прерваны операци­онной системой в любой момент и в любом месте, в том числе в критической секции.

Реализация взаимного исключения описанным выше способом имеет существен­ный недостаток: в течение времени, когда один поток находится в критической секции, другой поток, которому требуется тот же ресурс, получив доступ к про­цессору, будет непрерывно опрашивать блокирующую переменную, бесполезно тратя выделяемое ему процессорное время, которое могло бы быть использовано для выполнения какого-нибудь другого потока. Для устранения этого недостат­ка во многих ОС предусматриваются специальные системные вызовы для рабо­ты с критическими секциями.

Обобщением блокирующих переменных являются так называемые семафоры Дийкстры. Вместо двоичных переменных Дийкстра (Dijkstra) предложил исполь­зовать переменные, которые могут принимать целые неотрицательные значения. Такие переменные, используемые для синхронизации вычислительных процес­сов, получили название семафоров.

Для работы с семафорами вводятся два примитива, традиционно обозначаемых Р и V. Пусть переменная S представляет собой семафор. Тогда действия V(S) и P(S) определяются следующим образом:

- V(S): переменная S увеличивается на 1 единым действием. Выборка, наращи­вание и запоминание не могут быть прерваны. К переменной S нет доступа другим потокам во время выполнения этой операции.

- P(S): уменьшение S на 1, если это возможно. Если S=0 и невозможно умень­шить S, оставаясь в области целых неотрицательных значений, то в этом случае поток, вызывающий операцию Р, ждет, пока это уменьшение станет возможным. Успешная проверка и уменьшение также являются неделимой операцией.

Никакие прерывания во время выполнения примитивов V и Р недопустимы.

В частном случае, когда семафор S может принимать только значения 0 и 1, он превращается в блокирующую переменную, которую по этой причине часто на­зывают двоичным семафором. Операция Р заключает в себе потенциальную воз­можность перехода потока, который ее выполняет, в состояние ожидания, в то время как операция V может при некоторых обстоятельствах активизировать дру­гой поток, приостановленный операцией Р.

Таким образом, семафоры позволяют эффективно решать задачу синхронизации доступа к ресурсным пулам, таким, например, как набор идентичных в функцио­нальном назначении внешних устройств (модемов, принтеров, портов) или на­бор областей памяти одинаковой величины, или информационных структур. Во всех этих и подобных им случаях с помощью семафоров можно организовать доступ к разделяемым ресурсам сразу нескольких потоков.

Семафор может использоваться и в качестве блокирующей переменной.

Рассмотренные выше механизмы синхронизации, основанные на использовании глобальных переменных процесса, обладают существенным недостатком – они не подходят для синхронизации потоков разных процессов. В таких случаях опе­рационная система должна предоставлять потокам системные объекты синхро­низации, которые были бы видны для всех потоков, даже если они принадлежат разным процессам и работают в разных адресных пространствах.

Примерами таких синхронизирующих объектов ОС являются системные семафоры, мьютексы, события, таймеры и другие – их набор зависит от конкретной ОС, которая создает эти объекты по запросам процессов. Чтобы процессы могли разделять синхронизирующие объекты, в разных ОС используются разные методы. Некоторые ОС возвращают указатель на объект. Этот указатель может быть до­ступен всем родственным процессам, наследующим характеристики общего ро­дительского процесса. В других ОС процессы в запросах на создание объектов синхронизации указывают имена, которые должны быть им присвоены. Далее эти имена используются разными процессами для манипуляций объектами син­хронизации. В таком случае работа с синхронизирующими объектами подобна ра­боте с файлами. Их можно создавать, открывать, закрывать, уничтожать.

Кроме того, для синхронизации могут быть использованы такие “обычные” объ­екты ОС, как файлы, процессы и потоки. Все эти объекты могут находиться в двух состояниях: сигнальном и несигнальном – свободном. Для каждого объекта смысл, вкладываемый в понятие “сигнальное состояние”, зависит от типа объек­та. Так, например, поток переходит в сигнальное состояние тогда, когда он завер­шается. Процесс переходит в сигнальное состояние тогда, когда завершаются все его потоки. Файл переходит в сигнальное состояние в том случае, когда заверша­ется операция ввода-вывода для этого файла. Для остальных объектов сигнальное состояние устанавливается в результате выполнения специальных системных вы­зовов. Приостановка и активизация потоков осуществляются в зависимости от состояния синхронизирующих объектов ОС. Потоки с помощью специального системного вызова сообщают операционной сис­теме о том, что они хотят синхронизировать свое выполнение с состоянием неко­торого объекта. Будем далее называть этот системный вызов Wait(X), где Х – ука­затель на объект синхронизации. Системный вызов, с помощью которого поток может перевести объект синхронизации в сигнальное состояние, назовем Set(X).

Поток, выполнивший системный вызов Wait(X), переводится операционной сис­темой в состояние ожидания до тех пор, пока объект Х не перейдет в сигнальное состояние. Примерами системных вызовов типа Wait() и Set() являются вызовы MaitForSingleObject() и SetEvent() в Windows NT, DosSemWait() и DosSemSet() в OS/2, s1eep() и wakeup() в UNIX.

Поток может ожидать установки сигнального состояния не одного объекта, а не­скольких. При этом поток может попросить ОС активизировать его при установ­ке либо одного из указанных объектов, либо всех объектов. Поток может в каче­стве аргумента системного вызова Wait() указать также максимальное время, которое он будет ожидать перехода объекта в сигнальное состояние, после чего ОС должна его активизировать в любом случае. Может случиться, что установки некоторого объекта в сигнальное состояние ожидают сразу несколько потоков. В зависимости от объекта синхронизации в состояние готовности могут перево­диться либо все ожидающие это событие потоки, либо один из них.

Синхронизация тесно связана с планированием потоков. Во-первых, любое об­ращение потока с системным вызовом Wait(X) влечет за собой действия в под­системе планирования – этот поток снимается с выполнения и помещается в очередь ожидающих потоков, а из очереди готовых потоков выбирается и акти­визируется новый поток. Во-вторых, при переходе объекта в сигнальное состоя­ние (в результате выполнения некоторого потока – либо системного, либо при­кладного) ожидающий этот объект поток (или потоки) переводится в очередьготовых к выполнению потоков. В обоих случаях осуществляется перепланиро­вание потоков, при этом если в ОС предусмотрены изменяемые приоритеты и/или кванты времени, то они пересчитываются по правилам, принятым в этой опера­ционной системе

Другой тип планирования – статический – может быть использован в специа­лизированных системах, в которых весь набор одновременно выполняемых за­дач определен заранее, например в системах реального времени. Планировщик называется статическим (или предварительным планировщиком), если он при­нимает решения о планировании не во время работы системы, а заранее (off-line). Соотношение между динамическим и статическим планировщиками аналогично соотношению между диспетчером железной дороги, который пропускает поезда строго по предварительно составленному расписанию, и регулировщиком на пе­рекрестке автомобильных дорог, не оснащенном светофорами, который решает, какую машину остановить, а какую пропустить, в зависимости от ситуации на перекрестке.

Результатом работы статического планировщика является таблица, называемая расписанием, в которой указывается, какому потоку/процессу, когда и на какое время должен быть предоставлен процессор. Для построения расписания плани­ровщику нужны как можно более полные предварительные знания о характери­стиках набора задач, например о максимальном времени выполнения каждой за­дачи, ограничениях предшествования, ограничениях по взаимному исключению, предельным срокам и т.д.

После того как расписание готово, оно может использоваться операционной сис­темой для переключения потоков и процессов. При этом накладные расходы ОС на исполнение расписания оказываются значительно меньшими, чем при дина­мическом планировании, и сводятся лишь к диспетчеризации потоков/процессов.

Диспетчеризация заключается в реализации найденного в результате планирова­ния (динамического или статического) решения, т.е. в переключении про­цессора с одного потока на другой. Переключение между процессами сопровождается в системе определенными действиями. Прежде всего ОС запоминает контекст выполняемого в данный момент потока, чтобы впоследствии использовать эту инфор­мацию для последующего возобновления выполнения данного потока. Контекст отражает, во-первых, состояние аппаратуры компьютера в момент прерывания потока (значение счетчика команд, содержимое регистров общего назначения, режим работы процессора, флаги, маски прерываний и другие параметры). Во-вторых, контекст включает параметры операционной среды, а именно ссылки на открытые файлы, данные о незавершенных операциях ввода-вывода, коды оши­бок выполняемых данным потоком системных вызовов и т.д. Диспетчеризация сводится к следующему:

- сохранение контекста текущего потока, который требуется сменить;

- загрузка контекста нового потока, выбранного в результате планирования;

- запуск нового потока на выполнение.

Поскольку операция переключения контекстов существенно влияет на произ­водительность вычислительной системы, программные модули ОС выполняют диспетчеризацию потоков совместно с аппаратными средствами процессора.

Поскольку поток является частью процесса, то в контексте потоков одного процесса можно выделить общую информацию для всех потоков одного процесса (например, ссылки на открытые файлы) и информацию, относящуюся только к данному потоку (например, содержимое регистров, счетчик команд, режим процессора). Например, в среде NetWare 4.х различаются три вида контекстов: глобальный контекст (кон­текст процесса), контекст группы потоков и контекст отдельного потока. Соот­ношение между данными этих контекстов напоминает соотношение глобальных и локальных переменных в программе, написанной на языке С. Переменные гло­бального контекста доступны для всех потоков, созданных в рамках одного про­цесса. Переменные локального контекста доступны только для кодов определен­ного потока, аналогично локальным переменным функции. В NetWare можно соз­давать несколько групп потоков внутри одного процесса и эти группы будут иметь свой групповой контекст. Переменные, принадлежащие групповому контексту, доступны всем потокам, входящим в группу, но недоступны остальным потокам. Очевидно, что такая иерархическая организация контекстов ускоряет переклю­чение потоков, так как при переключении с потока на поток в пределах одной группы нет необходимости заменять контексты групп или глобальные контек­сты, достаточно лишь заменить контексты потоков, которые имеют меньший объем. Аналогично при переключении с потока одной группы на поток другой группы в пределах одного процесса глобальный контекст не изменяется, а изме­няется лишь контекст группы. Переключение же глобальных контекстов проис­ходит только при переходе с потока одного процесса на поток другого процесса.

Во многих операционных системах встречаются компоненты, которые называются планировщик (scheduler), или диспетчер (dispatcher). Не следует однозначно судить о функциональном назначении этих компонентов по их названиям, т.е. считать, что планировщик выпол­няет планирование, а диспетчер – диспетчеризацию в том смысле, в котором эти функции были определены выше. Чаще всего оба этих названия используются для обозначения компонентов, которые занимаются планированием.

ОС выполняет планирование потоков, принимая во внимание их состояние. В мультипрограммной системе поток может находиться в одном из трех основ­ных состояний:

- выполнение – активное состояние потока, во время которого поток обладает всеми необходимыми ресурсами и непосредственно выполняется процессором;

- ожидание – пассивное состояние потока, находясь в котором, поток заблоки­рован по своим внутренним причинам (ждет осуществления некоторого со­бытия, например завершения операции ввода-вывода, получения сообщения от другого потока или освобождения какого-либо необходимого ему ресурса);

- готовность – также пассивное состояние потока, но в этом случае поток за­блокирован в связи с внешним по отношению к нему обстоятельством (имеет все требуемые для него ресурсы, готов выполняться, однако процессор занят выполнением другого потока).

В течение своей жизни каждый поток переходит из одного состояния в другое в соответствии с алгоритмом планирования потоков, принятым в данной операци­онной системе. Замена процесса, выполняемого процессором, называется переключением.

104Понятие процесса и потока в ОС.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И ПОТОКОВ

Понятия “процесс” и “поток”

Для того чтобы управлять тем или иным процессом, он сначала должен быть создан. Создать процесс – это прежде всего означает создать описатель процесса, в каче­стве которого выступает одна или несколько информационных структур, содержащих все сведения о процессе, необходимые операционной системе для управ­ления им.

В многопоточной системе при создании процесса ОС создает для каждого про­цесса как минимум один поток выполнения. При создании потока так же, как и при создании процесса, операционная система генерирует специальную инфор­мационную структуру – описатель потока, который содержит идентификатор потока, данные о правах доступа и приоритете, о состоянии потока и другую ин­формацию. Момент выборки потока на выполнение осуществляется в соответст­вии с принятым в данной системе правилом предоставления процессорного вре­мени и с учетом всех существующих в данный момент потоков и процессов.

При управлении процессами операционная система использует два основных типа информационных структур: дескриптор процесса и контекст процесса. Дескрип­тор процесса содержит такую информацию о процессе, которая необходима ядру в течение всего жизненного цикла процесса независимо от того, находится он в активном или пассивном состоянии, находится образ процесса в оперативной памяти или выгружен на диск. Образ процесса – совокупность его кодов и данных.

Дескрипторы отдельных процессов объединены в список, образующий таблицу процессов. На основании информации, содержащейся в таблице процессов, операционная система осуществляет планирование и синхронизацию процессов.

Контекст процесса содержит менее оперативную, но более объемную часть ин­формации о процессе, необходимую для возобновления выполнения процесса с прерванного места: содержимое регистров процессора, коды ошибок, выполняе­мых процессором системных вызовов, информация обо всех открытых данным процессом файлах и незавершенных операциях ввода-вывода и другие данные, характеризующие состояние вычислительной среды в момент прерывания.

Планирование и диспетчеризация потоков

Планирование и диспетчеризация потоков является основой для перехода от выполнения одного потока к другому в процессе функционирования операционной системы. Работа по определению того, в какой момент необходимо прервать выполнение текущего активного потока и какому потоку предоставить возможность выполняться, называется планированием. Планиро­вание потоков осуществляется на основе информации, хранящейся в описателях процессов и потоков. При планировании могут приниматься во внимание при­оритет потоков, время их ожидания в очереди, накопленное время выполнения, интенсивность обращений к вводу-выводу и другие факторы. ОС планирует вы­полнение потоков в независимости от их принадлежности одному или разным процессам. Планирование потоков, по существу, включает в себя решение двух задач:

- определение момента времени для смены текущего активного потока;

- выбор для выполнения потока из очереди готовых потоков.

В большинстве операционных систем универсального назначения планирование осуществляется динамически (on-line).

Другой тип планирования – статический – может быть использован в специа­лизированных системах, в которых весь набор одновременно выполняемых за­дач определен заранее. Планировщик называется статическим, если он при­нимает решения о планировании не во время работы системы, а заранее (off-line).

Диспетчеризация заключается в реализации найденного в результате планирова­ния решения, т.е. в переключении про­цессора с одного потока на другой. Диспетчеризация сводится к следующему:

- сохранение контекста текущего потока, который требуется сменить;

- загрузка контекста нового потока, выбранного в результате планирования;

- запуск нового потока на выполнение.

ОС выполняет планирование потоков, принимая во внимание их состояние. В мультипрограммной системе поток может находиться в одном из трех основ­ных состояний:

- выполнение – активное состояние потока, во время которого поток обладает всеми необходимыми ресурсами и непосредственно выполняется процессором;

- ожидание – пассивное состояние потока, находясь в котором, поток заблоки­рован по своим внутренним причинам;

- готовность – также пассивное состояние потока, но в этом случае поток за­блокирован в связи с внешним по отношению к нему обстоятельством.

алгоритмов планирования потоков. С самых общих позиций все множество алгоритмов планирования можно разде­лить на два класса: вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования. Невытесняющие (non-preemptive) алгоритмы основаны на том, что активному потоку позволяется выполняться, пока он сам, по собственной инициативе, не отдаст управление операционной системе для того, чтобы та выбрала из очереди другой готовый к выполнению поток. Вытесняющие (preemptive) алгоритмы – это такие способы планирования по­токов, в которых решение о переключении процессора с выполнения одного потока навыполнение другого потока принимается операционной системой, а не активной задачей.

В основе многих вытесняющих алгоритмов планирования лежит концепция квантования. В соответствии с этой концепцией каждому потоку поочередно для выполнения предоставляется ограниченный непрерывный период процессорно­го времени – квант. Смена активного потока происходит, если:

- поток завершился и покинул систему,- произошла ошибка,

- поток перешел в состояние ожидания,

- исчерпан квант процессорного времени, отведенный данному потоку.

Другой важной концепцией, лежащей в основе многих вытесняющих алгорит­мов планирования, является приоритетное обслуживание. Приоритет – это число, характеризующее степень привилегиро­ванности потока при использовании ресурсов вычислительной машины, в част­ности процессорного времени: чем выше приоритет, тем выше привилегии, тем меньше времени будет проводить поток в очередях.

Существуют две разновидности приоритетного планирования: обслуживание с относительными приоритетами и обслуживание с абсолютными приоритетами.

В обоих случаях выбор потока на выполнение из очереди готовых осуществляет­ся одинаково: выбирается поток, имеющий наивысший приоритет. Однако про­блема определения момента смены активного потока решается по-разному. В сис­темах с относительными приоритетами активный поток выполняется до тех пор, пока он сам не покинет процессор, перейдя в состояние ожидания.

В системах с абсолютными приоритетами выполнение активного потока преры­вается, кроме указанных выше причин, еще при одном условии: если в очереди готовых потоков появился поток, приоритет которого выше приоритета активно­го потока.

112 Репликация БД. Примеры.

Репликация (англ. replication) — механизм синхронизации содержимого нескольких копий объекта (например, содержимого базы данных). Репликация — это процесс, под которым понимается копирование данных из одного источника на другой (или на множество других) и наоборот.При репликации изменения, сделанные в одной копии объекта, могут быть распространены в другие копии.Примером программного решения может являться DRBD — блочное устройство, предназначенное для построения отказоустойчивых кластерных систем на операционной системе с ядром Linux. Виды репликацииРепликация может быть синхронной или асинхронной, как описано ниже. Синхронная репликация В случае синхронной репликации, если данная реплика обновляется, все другие реплики того же фрагмента данных также должны быть обновлены в одной и той же транзакции. Логически это означает, что существует лишь одна версия данных.В большинстве продуктов синхронная репликация реализуется с помощью триггерных процедур (возможно, скрытых и управляемых системой). Но синхронная репликация имеет тот недостаток, что она создаёт дополнительную нагрузку при выполнении всех транзакций, в которых обновляются какие-либо реплики (кроме того, могут возникать проблемы, связанные с доступностью данных). Асинхронная репликация В случае асинхронной репликации обновление одной реплики распространяется на другие спустя некоторое время, а не в той же транзакции. Таким образом, при асинхронной репликации вводится задержка, или время ожидания, в течение которого отдельные реплики могут быть фактически неидентичными (то есть определение реплика оказывается не совсем подходящим, поскольку мы не имеем дело с точными и своевременно созданными копиями).В большинстве продуктов асинхронная репликация реализуется посредством чтения журнала транзакций или постоянной очереди тех обновлений, которые подлежат распространению. Преимущество асинхронной репликации состоит в том, что дополнительные издержки репликации не связаны с транзакциями обновлений, которые могут иметь важное значение для функционирования всего предприятия и предъявлять высокие требования к производительности.К недостаткам этой схемы относится то, что данные могут оказаться несовместимыми (то есть несовместимыми с точки зрения пользователя). Иными словами, избыточность может проявляться на логическом уровне, а это, строго говоря, означает, что термин контролируемая избыточность в таком случае не применим.Рассмотрим кратко проблему согласованности (или, скорее, несогласованности). Дело в том, что реплики могут становиться несовместимыми в результате ситуаций, которые трудно (или даже невозможно) избежать и последствия которых трудно исправить.В частности, конфликты могут возникать по поводу того, в каком порядке должны применяться обновления. Например, предположим, что в результате выполнения транзакции А происходит вставка строки в реплику X, после чего транзакция B удаляет эту строку, а также допустим, что Y — реплика X. Если обновления распространяются на Y, но вводятся в реплику Y в обратном порядке (например, из-за разных задержек при передаче), то транзакция B не находит в Y строку, подлежащую удалению, и не выполняет своё действие, после чего транзакция А вставляет эту строку. Суммарный эффект состоит в том, что реплика Y содержит указанную строку, а реплика X — нет.В целом задачи устранения конфликтных ситуаций и обеспечения согласованности реплик являются весьма сложными. Следует отметить, что, по крайней мере, в сообществе пользователей коммерческих баз данных термин репликация стал означать преимущественно (или даже исключительно) асинхронную репликацию.Основное различие между репликацией и управлением копированием заключается в следующем:Если используется репликация, то обновление одной реплики в конечном счёте распространяется на все остальные автоматически.В режиме управления копированием, напротив, не существует такого автоматического распространения обновлений. Копии данных создаются и управляются с помощью пакетного или фонового процесса, который отделён во времени от транзакций обновления.Управление копированием в общем более эффективно по сравнению с репликацией, поскольку за один раз могут копироваться большие объёмы данных. К недостаткам можно отнести то, что большую часть времени копии данных не идентичны базовым данным, поэтому пользователи должны учитывать, когда именно были синхронизированы эти данные.Обычно управление копированием упрощается благодаря тому требованию, чтобы обновления применялись в соответствии со схемой первичной копии того или иного вида.Репликация - это синхронизация записей (и структуры) базы данных. Например, у Вас есть 2 офиса, 2 удаленных склада необходимо синхронизовать эти данные таким образом, чтобы заказы и складские остатки были одинаковыми в офисах и на складах. Один из вариантов - это разместить базу в интернете. Сделать на сайте систему заказов, но возникает проблема. Нужно постоянно защищать базу данных от взлома, да и интерфейс и отчетность сайта будут иметь ограничения по сравнению с решением выполненном на Access. В этом приложении больше возможностей по поиску и работе с данными и отчетами типа Excel и Word.

145 Передача дискретных данных на канальном уровне: используемые протоколы, способы связи между отправителем и получателем.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3115 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...