Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождение Европы. Некоторыми привилегиями. Так экономический подъем, на­блюдавшийся в христианском мире после тысячного года




некоторыми привилегиями. Так экономический подъем, на­блюдавшийся в христианском мире после тысячного года, оказался одной из причин притока евреев в христианские страны, но вскоре последовали и первые гонения. Однако в XI веке наблюдалось по преимуществу мирное сосуще­ствование христиан и евреев. Евреи были единственным народом, чью религию христиане признавали легитимной, хотя этого слова тогда не существовало; в отличие от них, мусульман, например, причисляли к язычникам. В среде ученых клириков поддерживались отношения с раввина­ми для обмена взглядами по вопросам толкования Биб­лии. Евреям разрешалось строить не только синагоги, но и школы. Ситуация резко изменилась во время Первого крестового похода.

На протяжении всего XI века мысль о Иерусалиме все сильнее овладевала христианами. Это было одной из при­чин крестового похода, который в 1095 году провозгласил в Клермоне клюниец Папа Урбан II; поход завершился взятием Иерусалима в 1099 году, за которым последовало масштабное избиение мусульман христианами. Энтузиазм по поводу Иерусалима и связанный с этим городом образ распятого Христа — жертвы евреев — породили по отно­шению к ним волну враждебности и ненависти. Тут сыгра­ло свою роль одно важное обстоятельство: уже доказано, что христиане, жившие в конце XI века, не вполне пред­ставляли себе протяженность исторического времени и считали, что Христа распяли в современную им эпоху. А значит, те, кого они собирались наказать, и были его непосредственными палачами. Самые могущественные и бо­гатые крестоносцы отправились в путь морем на кораблях, нанятых в Марселе или Генуе, но основная масса неимущих участников похода, которых в основном вели за собой фа­натически настроенные главари вроде проповедника Петра Отшельника, отправились на Ближний Восток через Цент­ральную Европу, по дороге встречая многочисленные ев­рейские общины. Произошло множество жестоких расправ. Это была первая большая волна погромов в Европе.


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 139

В XII и XIII веках преследование евреев объяснялось другими причинами. Возникли два мифа. Первый из них — слухи о ритуальных убийствах, возведенные в ранг исти­ны: якобы евреи убивают христианского младенца, чтобы использовать его кровь для своих обрядов. Почти после каждого такого слуха случался погром. По всей видимо­сти, первое подобное обвинение было высказано в 1144 году в Норидже. Несколько похожих историй с последующими расправами произошло в Англии во второй половине XII и в первой половине XIII веков. В Линкольне произошел такой случай (1255): после смерти маленького мальчика прошел слух, что он был замучен насмерть евреями. Об­виняемых доставили в Лондон, где девятнадцать человек повесили, и только вмешательство брата короля, Ричарда Корнуэльского, спасло остальных девяносто обвиняемых от этой участи.

Такие же обвинения, казни и расправы происходили на континенте. Однако не известно ни об одном случае погрома на территории Франции в годы правления Людо­вика Святого (1226-1270). В этот период возникает еще один слух, из-за которого христиане начинают преследо­вать евреев: утверждалось, что евреи оскверняют освя­щенные просфоры (гостии). Естественно, это обвинение было предъявлено в момент возрастания популярности евхаристии, которое привело к учреждению праздника Тела Господня в 1264 году.

Преследование евреев зачастую приводило к их массо­вым выселениям. Так произошло с евреями в Англии в 1290 году и во Франции — в 1306 году. Французские ев­реи, правда, постепенно возвращались, их окончательное выселение с территории Франции произошло только в 1394 году. В XIV веке гонения на евреев возобновились с новой силой, и связано это было с бедствиями того време­ни. В 1321 году евреев вместе с прокаженными обвинили в отравлении колодцев. Последовала волна погромов. Хуже того, в Германии, например, когда в 1348-1350 годах нача­лась и стала набирать силу эпидемия чумы, виновными тоже



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


оказались евреи; идея о намеренном заражении все шире распространялась по христианской Европе.

Изоляция евреев, делавшая их все более беззащитны­ми перед гонениями, еще усилилась в XII и XIII веках. Владеть землей и обрабатывать ее евреям было запрещено, как и заниматься большинством ремесел. Крупнейшая ак­ция по выселению евреев прошла на Пиренейском полу­острове в 1492 году. В том же году перестало существо­вать последнее мусульманское королевство в Испании — Гранадский эмират. Испанские «католические короли» за­шли дальше всех христианских суверенов в реализации идеи чистоты крови (limpieza del sangre). Потом всюду, откуда евреи не были изгнаны, в частности в итальян­ском папском государстве и в имперских владениях в Германии, они будут помещены в гетто, имевшие двой­ную функцию — защиты и изоляции.

Несмотря на огромное количество запретов, евреи про­должали предоставлять займы, но в небольших масшта­бах, без размаха. В результате, кроме преследований за ростовщичество со стороны Церкви и правителей, им была обеспечена ненависть христиан, не способных обойтись без их финансовой поддержки. Евреи сохранили серьез­ные медицинские познания, поэтому некоторые из них ста­новились личными врачами влиятельных и богатых лю­дей. Большинство Пап и королей христианских государств (в том числе Людовик Святой) лечились у врачей-евреев.

В тот период складывания европейской традиции гоне­ний практика преследования евреев была, очевидно, са­мой устойчивой и отвратительной. Я не уверен, что к этим событиям применимо слово «расизм», поскольку этот тер­мин связан с понятием расы и псевдонаучными утверж­дениями. В Средневековье ситуация была принципиально иной. Но определить это просто как рост враждебности христиан по отношению к иудеям, имевшей главным об­разом религиозную природу, то есть как антииудаизм, будет явно недостаточно, чтобы описать явление в целом. Ведь в то время религия настолько определяла всю жизнь


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 141

людей, что даже отдельного понятия «религиозный» не существовало: оно появится только в XVIII веке. В сред­невековом христианском обществе закладывались основы европейского антисемитизма.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...