Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Усиление темы страдания в христианстве



С усилением женской составляющей среди объектов почитания христиан, которое было обусловлено расцве­том культа Марии, усиливается тема страдания. В ис­торическом развитии образа Бога Иисус Христос, кото­рого долгое время представляли в традиции античных героев как выигравшего схватку со смертью, Христа-по­бедителя, уступает место Иисусу страдающему, Иисусу-мученику. Проследить развитие образа детально и понять причины этих изменений достаточно сложно; однако мож­но назвать фактор, который мог внести вклад в подобную «демилитаризацию» образа Христа: военные победы пере­стают считаться знаком избранности, и образ Иисуса осво­бождается от этого «победительного» аспекта. С другой стороны, на мой взгляд, здесь имеет значение усиливаю­щийся процесс «разделения полномочий» между тремя фигурами Святой Троицы и Девой Марией, в котором Бог Отец, а не Иисус, становится воплощением той величе­ственной составляющей, которая возникает по ходу ста­новления власти земных правителей. С другой стороны,


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 127

Церковь, в том числе и под влиянием нищенствующих монашеских орденов, с начала XIII века проникается бо­лее милосердным отношением к убогим, больным и, в особенности, к беднякам. Призыв к евангелическому про­буждению, который проповедует Церковь и которым все больше проникаются миряне, таков: «Следуй нагим за нагим Христом». Здесь в очередной раз проявляется на­глядность и художественное воздействие иконографии. Крест был символом христиан с самого начала существо­вания христианства, но с XI века распространяется изоб­ражение Распятия.

С этого момента Христос представляется через Страс­ти Господни: это Иисус страдающий. В иконографии рас­пространяются новые сюжеты, в том числе изображение орудий Страстей Господних, которое носит смешанный реалистическо-символический характер. В продолжение темы Распятия изображается также Положение во гроб, что дает толчок размышлениям над образом покойника и становится началом феномена macabre — эстетики, свя­занной с похоронами, мертвецами и человеческими остан­ками. Над Европой маячит изображение трупа, вскоре не менее важным атрибутом живописных произведений ста­новится череп, и по всему христианскому миру распро­страняется мрачный взгляд на вещи.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...