Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неориторика



Неорито́рика (но́вая рито́рика) — современная философская и филологическая теория. Прежде всего к ней относят риторику литературы

Важнейшей предпосылкой неориторики стала риторическая теория диалога М. М. Бахтина, в наиболее содержательной форме объяснившего понятие риторики литературного произведения.

.Её внимание сосредоточено на проблемах структурно-риторического строения произведений (Р. Барт), риторики повествования и сюжетосложения (А. Ж. Греймас, Ж. Женетт, К. Бремон), риторических особенностях поэтической речи (Ц. Тодоров). Делались попытки применить понятия, выработанные в генеративной лингвистике Н. Хомского, к анализу литературных текстов (Ю. Кристева). Деконструктивизм Ж. Деррида вплотную подошел к идее онтологической природы риторики — идее гипертекстуальной риторизации. В работах С. С. Аверинцева, посвященных речевым практикам византийской культуры, было сформировано понятие «риторики культуры». Неориторика имеет 2 смысла:

1) Узкий: обозначение комплексной дисциплины,изучающая ораторское искусство.

2) Широкий-любые разновидности речевой коммуникации,но прежде всего риторика-это наука об убеждающей коммуникации.

Уже в центре риторики стоит языковая личность.

Ответ на вопрос номер 3.

Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. Основные понятия риторики (риторический канон, риторический идеал). Риторический идеал античности.

Риторика — это теория и мастерство целесо­образной, воздействующей, гармонизирующей речи.

Проанализируем наше определение, чтобы оно стало оконча­тельно ясным.

Мы говорим о риторике и как о теории, и как о мастерстве, так как риторическая теория возникла в древности и развивает­ся до.сих пор именно как обобщение мастерства красноречия в широком смысле этого слова, т. е. осмысле­ние риторической практики. Немного найдется дисциплин, столь явно воплощающих классическое античное единство ремесла и искусства, мастерства и науки.

Целесообразность речи — ее соответствие цели гово­рящего (оратора) или, выражаясь языком современной науки, его речевому намерению. Целесообразность понимается как основное требование к риторическому произведению, как основ­ной закон успешной речи еще со времен Аристотеля.

Столь же непременным свойством хорошей речи является сила ее воздействия на адресата. Риторически гра­мотная речь никогда и никого не оставит равнодушным — она пробудит ум и чувства, склонит слушателя сперва прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а затем заста­вит всей душой принять ту картину мира, которую предложит ему говорящий. Такая речь способна не только побудить к согла­сию или исторгнуть слезы, но и подвигнуть людей на активные действия, а иногда и заставит полностью изменить образ жизни и мировосприятие.

И целесообразность речи, и способность ее воздействовать на слушателя определяются умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенно­стями аудитории, с законами восприятия. Риторика, равно и древняя, и современная, относится к адресату с постоянным пристальным вниманием. Риторически грамотная (целесообраз­ная, воздействующая) речь должна быть скроена по мерке адре­сата, как платье по мерке заказчика, иначе успешной она не бу­дет. Значит, из двух главных участников общения (говорящий и слушающий) определяющая роль, как это ни парадоксально, принадлежит второму. Каждому ясно, что с первоклассником и министром просвещения по-разному надо говорить о пробле­мах образования, однако на практике мы видим часто иное. У нас сейчас редки ораторы, которые хотя бы относительно вер­но могли оценить аудиторию для эффективного воздействия на нее, и столь же немногие умеют вести себя верно в беседе, руко­водствуясь правильным представлением о собеседнике, понимая его особенности и потребности, ориентируясь на него. Фактиче­ски утрачена связь говорящего с теми, к кому обращена речь.

Целесообразная и воздействующая речь — это речь эф­фективная.

До последнего времени, опираясь на теорию информации и теорию коммуникации, специалисты по речевому общению склонны были считать эффективным (успешным) такое общение, при котором потери информации в процессе ее передачи от гово­рящего к слушателю/минимальны. Чтобы учесть, что человек все же отличается чем-то от компьюте­ра, что у него есть чувства и эмоции, что он всегда оценивает действительность, стали различать три типа информации, пере­даваемой речью: понятийно-логическую, оценочную (+ или —), эмоциональную. Выходит, что если слушатель вер­но «расшифровал» информацию всех трех типов, присутствую­щую в сообщении говорящего, то общение между ними успешно (эффективно), а речь, соответственно, эффективна в том случае, если хорошо обеспечивает правильную расшифровку.

Молодой человек лет двадцати трех-четырех, жиденький, бледный, с белокурыми волосами и в довольно узком черном фраке, робко и смешавшись, явился на сцену. «Здравствуйте, почтеннейший! — сказал генерал, благо­склонно улыбаясь и не вставая с места.— Мой доктор очень хо­рошо отзывается об вас; я надеюсь, мы будем друг другом до­вольны. Эй, Васька! (при этом он свистнул). Что ж ты стула не подаешь? Думаешь, учитель, так и не надо... Прошу покорно. У меня, почтеннейший, сын-с; мальчик добрый, со способностя­ми, хочу его в военную школу приготовить. Скажу вам откро­венно, мне не нужно, чтоб из моего сына вышел магистер или фи­лософ; однако, почтеннейший, я хоть и слава Богу, но две тыся­чи пятьсот рублей платить даром не стану...» Молодой человек все это время молчал, краснел, перебирал носовой платок и со­бирался что-то сказать... он чувствовал, что вся его [генерала] речь вместе делает ощущение, похожее на то, когда рукою ве­дешь по моржовой коже против шерсти (Герцен А. И. Кто виноват?).

В этой речевой ситуации вся информация, передаваемая го­ворящим адресату, расшифрована последним полностью — и по­нятийная, и оценочная, и эмоциональная. Однако общее ощуще­ние от этой речи, появляющееся у слушателя — учителя, никак не дает возможности назвать результат общения успешным, а саму ре;$ь — эффективной, скорее напротив. Современная риторика, отражая наиболее актуальную проб­лему речевого общения в современном мире — проблему обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения воз­никающих конфликтов, прежде всего решает задачу объединения участников общения.

Поэтому как не­пременное требование к успешной речи сегодня вводится еще од­но условие — гармонизация отношений говоряще­го и адресата. Гармонизирующая речь — это, воз­можно, речь будущего; в настоящем она представляет собой скорее идеал, к которому нужно стремиться, но идеал вполне осознанный и реально значимый. Потому в наше определение риторики мы и включаем это насущное для всех нас сегодня по­нятие— понятие гармонии. Особенно важно, что гармони­зирующая речь — это риторический идеал, сложившийся в исто­рии отечественной культуры, характерный для русской речевой традиции.

Основные понятия риторики (риторический канон, риторический идеал)

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Ещё древние риторы задумывались над этим. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила этого превращения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали классическим риторическим каноном (в переводе с греческого «канон» – образец, правило, норма).

Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателем.

Риторика –наука об эффективности отношений. Центр – человек, который входит в контакт в различных коммуникативных ситуаций.

Специфика этих ситуаций требует от чел.адекватного речевого поведения. Одним из важных дидактических понятий, является понятие риторический идеал.

Риторический идеал -образец речевого поведения, которому нужно следовать. Риторический идеал соответствует общим понятиям о прекрасном.

Риторический идеал – исторически сложившаяся в нац.культуре представление о том,какой должна быть настоящая речь. Речевой идеал создает основу для оценки речевого поведения.

Современных исследователей, безусловно, волнует вопрос о риторическом идеале. А.К. Михальская выделяет три риторических идеала в нашей речевой среде: американизированный (точнее называть его софистическим) советский (тоталитарный), старый отечественный (лучше — сократический) речевой идеал. Для их разграничения используются признакидиалогичности/монологичности, гуманности и агональности (установки на борьбу)

Софистический идеал диалогичен только по форме, но не по содержанию

Ораторы, исповедующие его, не умеют беседовать, они заранее знают ответы на поставленные вопросы, создают видимость живого диалогиче­ского общения, искусно манипулируя аудиторией.

Тоталитарный риторический идеал монологичен и по форме, и по существу. В тоталитарном обществе не нужен думающий слушатель-собеседник, которого надо в чем-либо убеждать. Риторика лжи, или рито­рика кулака, использовала другие формы воздействия — внушение и при­нуждение.

Ранее мы предложили называть истинный риторический идеал сокра- тическим, что представляется нам более точным, чем термины, предлагаемые А.К. Михальской.

По мнению А.К. Михальской, хранителем истинного риторической идеала являлось и является религиозное и академическое красноречие Этот идеал диалогичен по форме и содержанию, имеет гармонизирующий интуитивный характер, в нем господствует не анализ, а синтез и отсутствуют соревновательность, самоутверждение оратора.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 3336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...