Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика: основные законы, диалектика как теория и методология познания



Диалектика и догматическое мышление. Альтернативы диалектики: софистика, эклектика, метафизика.

Выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику немецкой философии и материалистическую диалектику. Другие диалектические учения базировались на объяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит).

У Гегеля диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях, отражающих универсальные связи мира и познания. Также его теоретическая система включала в себя принципы – положения, содержание которых как бы «пронизывает» всю теорию, определяет ее общую направленность, суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.

Для того чтобы учение о диалектике стало применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его было необходимо поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс, Он считал, что «у Гегеля диалектика стоит на голове и надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Переосмысление и развитие гегелевского учения требовало синтеза диалектики и материализма.

Главное значение придавалось обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений. В материалистической диалектике широко используются приемы научной аргументации, корректировки, углубления теоретических положений в соответствии с развивающимся знанием и практическим опытом.

Глубина постижения развивающегося мира и степень огрубления существующих в нем реальных связей в разных философских учениях неодинакова. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое догматическое. Догматическое мышление слабо учитывает связей, взаимодействия явлений. Теряя из вида связи, взаимодействия, переходы, недиалектическое мышление лишает себя возможности раскрыть многосторонность и единство реальных предметов, явлений, процессов.

Умение схватить связь разнообразных моментов – черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения,

развития.

Идея развития, принцип историзма и его общеметодологическое значение. Социальная интерпретация историзма.

Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков.

Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Они считали, что становление предполагает взаимодействие и взаимный переход противоположностей: холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, многого и единого, добра и зла. Но правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого. В мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.

Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающий форме общественного развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказывались духовные факторы (моральные, религиозные и другие идеи).

Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель.

Как и другие принципы диалектического мышления, принцип историзма является мировоззренческим в том смысле, что он имеет общетеоретическое основание; таким основанием служит принцип (или теория) развития. Историзм базируется на теоретических представлениях о сущности развития, о прогрессе, отрицании, взаимоотношении качества и количества, противоречии, причинности, закономерности, возможности, вероятности, соотношении общего и отдельного, формы и содержании – на всех моментах, характеризующих развитие. Поскольку же общетеоретическое представление о развитии взаимосвязано с учением о материальном единстве мира, с теоретическим представлением о его системности, постольку требования, охватываемые принципом объективности и принципом системности, сохраняют силу и в применении к принципу историзма. Однако в своей (относительной) автономности он соотносим прежде всего с концепцией развития.

Диалектико-материалистический принцип историзма представляет собой один из необходимых элементов диалектики, в нем заключено требование к познающему субъекту рассматривать материальные системы в их динамике, развитии.

Принцип историзма опирается на такую концепцию исторического процесса, в которой закономерность, необходимость неотрывно от вариативности, от многообразия возможности и случайностей. Принцип историзма требует изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений.

Диалектико-логический принцип историзма является одним из важнейших элементов доказательства положений, которые отражают сущность предмета в данное время. Он призван охватить не только общее, но и своеобразное, особенное в истории, не только вошедшее в предмет в процессе его развития, но и оказавшееся свернутым или исчезнувшим в истории.

Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики. Понятие связь, отношения, взаимодействие.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимсосвязи явлений. В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служит категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.

В известном смысле все формы знаний об универсальных связях бытия в контексте материалистической диалектики могут быть представлены как сложная совокупность тесно связанных между собой универсальных закономерностей природного и социального бытия, а также их познания. Разграничение диалектических законов, принципов, категориальных соотношений весьма условно.

Принцип причинности и объективная целесообразность. Виды причинно-следственных отношений. Детерминизм и индетерминизм. Закон и закономерность.

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированны, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Отказ от принципа детерминизма приводит к совершенно иной картине бытия. В котором становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда». В таком мире невозможны рациональные объяснения связей между явлениями, научный пргоноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях.

Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного исторического развития предствлений о причинно-следственных связях и закономерностях.

К сложным типам причинно-следственных связей относится отражение. Взаимодействие – более сложный тип связи, нежели однонаправленная причинно-следственная связь. Условия – это внутренние связи прдмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинных явлений и связей.

Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.

Длительное время умами философов и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей (Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерминизма характерны очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во внимание вероятностной, статистической формы детерминизма.

Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминизация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями).

В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины.

Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив.

Принцип системности. Структура и типы системных объектов. Система, элемент, структура.

Идея системности формировалась постепенно. Философское ее осмысление предшествовало специально-научным исследованиям. Весомый вклад в ее развитие внесла немецкая идеалистическая Ф. Понятие системы применялось в ней главным образом к познанию. Кант разъяснял: наука – не агрегат, а система, в которой целое – четкая взаимосвязь соответсвующих знаний – важнее частей.

В науке идеи системности заявили о себе в середине XIX века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир.

Утверждение системных представлений сделало привычным ход исследований от целого к частям.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организ-ацией.

Уже это краткое определение показывает, что понятие системы предполагает такие понятия, как элемент и структура. Элемент – неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов.

В настоящее время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Иначе говоря, понятие «элемент» берется как относительное.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1049 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...