Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Субмодальности – качественные и количественные различия в модальностях (аудиальной, визуальной, кинестетической).
2. Критические субмодальности - субмодальности, оказывающие наиболее сильное влияние на значение содержания.
3. Управляющая субмодальность – субмодальность, которая оказывает наиболее сильное влияние на чье-либо поведение. При увеличении влияния данной субмодальности происходит усиление ощущения «должен что-то сделать».
4. Синестезия – сцепка репрезентации в одной модальности с репрезентацией в другой модальности (например, образ вызывает ощущение).
5. Кинестетические мета-реакции – кинестетические ощущения, возникающие в связи с репрезентациями в аудиальной или визуальной сенсорной системе посредством синестезии.
Субмодальности | Некоторые вопросы для извлечения этих различений |
Визуальные | |
Цвет или черно-белый | Это цветное или черно-белое? Это весь цветовой спектр? |
Цветность | Количество цветов. |
Насыщенность | Насколько насыщены цвета или блеклые? |
Яркость | В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно? |
Контраст | Это сильно контрастное (яркое) или блеклое? |
Фокус | Этот образ резкий, в фокусе или он размыт? |
Текстура поверхности в этом образе | Гладкое или грубое? |
Фон | Соотношение фигура/фон |
Детальность/плотность | Передний план и фон детализированы? Насколько насыщен образ объектами. |
Глубина резкости | Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их? |
Размер | Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 11см * 14 см) |
Дистанция/расстояние | Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6 м) |
Форма | Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная или круглая? |
Границы | Есть ли границы вокруг него, или его края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница? |
Положение | Где этот образ помещен в пространстве? Покажите мне обеими руками, где вы видите этот образ (ы)? |
Движение Внутри образа | Это движущаяся или неподвижная картинка? Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно? |
Движение Вне образа | Этот образ стабильный? В каком направлении он движется? |
Скорость движения | Как быстро движется? |
Ориентация/угол зрения | Эта картинка наклонна? |
Ассоциирован - диссоциирован | Вы видите себя или вы видите это событие, как если бы вы были в нем? |
Перспектива/позиция | С какой стороны вы видите это? (Если диссоциирован). Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом? |
Пропорции | Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни? |
Размерность | Это плоское или трехмерное? Эта картинка обернута вокруг вас? |
Единственность-множественность | Есть только один образ или больше чем один? Вы видите их один за другим или одновременно? |
Аудиальные | |
Положение | Вы слышите это изнутри или снаружи? Откуда это звук (голос) исходит? |
Направление | Куда это звук (голос) распространяется? |
Частота | Какова частота звучания (паузы между колебаниями) |
Высота | Какова высота звука? Высота выше или ниже, чем обычно? |
Тональность | Какова его тональность: носовой (гнусавый), полнозвучный и богатый, тонкий, скрипящий? |
Звуки/слова | Звуки без символического значения или слова, как самостоятельные якоря состояний. |
Мелодия | Это монотонное или есть мелодический диапазон? |
Изменяемость модуляции голоса | Какие части выделены? |
Громкость | Какова громкость этого? |
Темп | Это быстрое или медленное? |
Ритм | В этом есть ритм? |
Длительность | Это непрерывное или прерывистое? |
Обертона | Добавочные гармоники, которые дополняют основной. Они тише по звучанию. |
Моно/стерео | Вы слышите это с одной стороны, с обоих сторон или звук повсюду вокруг вас? |
Кинестетические | |
Качество | Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, режущее, расслаблено, напряженно, рвущее, давящее, сжимающее, жалящее, завязанное в узел, рассредоточенное? |
Размер | Какие размеры этого ощущения? |
Форма | Какая форма: стержень, шар, куб, ромб, параллелограмм, сложная угловатая, сложная округлая, с неплотными краями |
Концентрация внутри ощущения | Равномерное, сконцентрированное в центре, разряженное в центре. |
Температура | Тепло или холодно телу? |
Интенсивность | Насколько сильно это ощущение? |
Расположение | Внутреннее, внешнее ощущение |
Где вы чувствуете это в вашем теле? | |
Движение | Есть движение в этом ощущении? Это движение непрерывно или оно приходит волнами? |
Направление | Откуда это движение стартует? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего сознаете его? |
Движется вовнутрь или наружу, вверх или вниз. | |
Скорость/Ускорение | Это медленная установившаяся прогрессия или это двигается рывками? |
Текстура | Шероховатая, гладкая, выпуклая, вдавленная, сложная и т.д. |
Влажность | Сухое, влажное. |
Продолжительность | Оно непрерывное или пережимающееся? |
Вес | Это тяжелое или легко ощущение? |
Вкусовые | |
Качество вкуса | Это кислый или горький? Сладкий? Соленый? |
Интенсивность | Сильный или слабый? |
Свежесть | Свежий? Несвежий? Затхлый вкус? |
Густота | Жидкий или густой? |
Пресность | Пресный? Безвкусный? |
Обонятельные | |
Естественность | Органические запахи? Неорганические запахи? |
Интенсивность | Сильный запах? Слабый запах? |
Свежесть | Свежий запах? Спертый запах? Душный? |
Сырость | Сырой запах? Заплесневелый запах? |
Таблица анализа субмодальностей.
Состояние 1 | Состояние 2 |
Делать что-нибудь потому, что Вам поручено это делать. | Потому что нам хочется делать это. |
Область, в которой Вы оказались неспособным. | Область, к которой у Вас особое позитивное отношение. |
Жить сегодня так, как будто я умру завтра. | Жить сегодня, как будто у меня еще 70 лет. |
Ощущение выполненности. | Ощущение неудовлетворенности. |
Жить "так, как есть". | Жить «в состоянии готовности» изменяться. |
Мир таков, какой он есть - окружение варьируется. | Мир - это моя интерпретация. (Я выбираю, как он себя покажет). |
Я не могу сделать это для себя. | Я могу сделать это для себя. |
Это поденная работа. | Это кусок торта. |
Хорошо сформулированный результат. | Плохо сформулированный результат. |
Теперь Я знаю, что Я мотивирован. | Как Я знаю, что Я не мотивирован? |
Уже сформированное мнение. | Исследовательское отношение. |
Смехотворный. | Серьезный, важный. |
Опыт, над которым Вы можете посмеяться. | Опыт, над которым Вы еще не можете посмеяться. |
Субмодальности лжи. | Субмодальности правды. |
«…Представь себе, что твоя голова превратилась в голову другого человека, чьи субмодальности…
Вот что было бы для тебя полным безумием!..»
Тодд Эпштейн,
НЛП-Тренер.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!