Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каучук и гуттаперча



О свойствах каучука у публики господствуют «превратные толкования». Прежде всего заметим, что даже в книгах смешивают «каучук» и «гуттаперчу». Это – два совершенно различные по свойствам вещества; сходны они по составу, по способу получения из молочного сока многих тропических растений, и ещё потому, что почти единовременно появились на рынке в начале XIX столетия.

Но каучук, или «гумми-эластик», – вещество, в высшей степени упруго-растяжимое, а гуттаперча только гнётся, но мало растяжима. Гуттаперча в настоящее время очень ценится как изолирующий материал для телеграфных кабелей, предназначенных для тропических морей; кроме этого, она употребляется для снимания отпечатков для гальванопластического осаждения металлов, а также для некоторых замазок, для покрывания ящиков, для гальванопластических ванн и для изолирования мест, где осадок не должен появляться; применения же каучука необыкновенно разнообразны и общеизвестны.

Случайно мне известно, почему смешивают оба эти вещества. В пятидесятых годах прошлого столетия стали приготовлять в Америке гребёнки из гуттаперчи и усиленно рекламировали их, распространяя слух, что на фабриках, где их изготовляют, нельзя было удержать рабочих, чтобы они ими не чесались сами, вследствие чего у всех них выросли густые волосы. Но гуттаперча слишком мягка для гребёнок, их скоро заменили гребнями из новоизобретённого «рогового каучука», изготовляемыми и посейчас, но продолжали продавать спрашивавшим гуттаперчевые, как усовершенствование этих последних. Отсюда и произошло укоренившееся смешение названий.

Натуральный каучук чрезвычайно упруг и прочен, но обладает этими свойствами лишь при «комнатной температуре». При 10° и ниже он уже твердеет и теряет свою растяжимость, а выше 30° теряет упругость, становясь клейким и легко растяжимым. Только после открытия «вулканизирования» каучука он получил свойства не изменять свои качества от температуры в достаточно широких для практики пределах.

В настоящее время натуральный каучук перемешивают машинами с большим или меньшим количеством серы и разными примесями, формуют и потом заваривают в котлах под высоким давлением пара, причём происходит соединение каучука с серой. Иногда заваривают в разных жидкостях, отдающих часть содержащейся в них серы каучуку, а иногда, наоборот, извлекают часть серы из вулканизированного каучука обратно. Всеми этими приёмами умеют очень разнообразить свойства каучука: есть сорта очень тягучие, как пузыри для свистулек и воздушных игрушечных шаров; другие особенно упруги, как кольца для бумажных свёртков и упругие нити, или вовсе нетягучи, как галошная масса или масса для колёсных шин и буферов. Изменчивы очень и цена, и прочность: все изделия, продаваемые в резиновых магазинах, обыкновенно – второго сорта и ниже; первый сорт изготовляется только на заказ. Под этим предлогом резиновые трубки в магазинах химических принадлежностей и продаются дороже, чем в специальных складах, и иногда недаром, потому что оказываются действительно прочнее.

Обыкновенно резиновые изделия окончательно портятся года через три; очень толстые держатся дольше. У свежей, хорошей трубки, даже у тонкостенной, невозможно пальцами оторвать кусочек: он непременно выскользнет. Когда трубка полежала год или два, это удаётся, а на третий год она рвётся уже легко и часто лопается сама в том месте, где натянута на стеклянную трубку или на носок газового крана. Действие воздуха и света ускоряет эту потерю упругости. Под конец трубки становятся негибкими и покрываются жёстким налётом. Таким трубкам можно возвратить мягкость, но не упругость, вымачивая их в разбавленном водой нашатырном спирте; через сутки налёт размягчается и его можно смыть, а каучук становится мягким. Немного лучше действует смазывание нефтяным машинным маслом: от его продолжительного действия каучук совершенно размягчается, но сначала становится мягче и тягучее. Обработанный нашатырным спиртом при растяжении через некоторое время лопается, а обработанный нефтяным маслом растягивается и остаётся растянутым.

Чтобы дольше сохранить каучуковые трубки, надо соблюдать следующую предосторожность: не приводить каучук в соприкосновение с растительными и нефтяными маслами, так как от первых он становится липким, а от вторых растяжимым. Если нужно, можно смазывать безопасно животным салом; можно даже проваривать каучуковые трубки в свином сале, чтобы сделать их более непроницаемыми для воздуха (обыкновенно они пропускают более или менее, как через механические поры, так и вследствие диффузии).

На лето, или когда надолго каучуковые предметы физического кабинета предполагается оставить без употребления, их полезно класть в воду (содержащую формалин, чтобы предотвратить её загнивание) и ставить в тёмное место. Под водой каучук заметно не меняется долгое время.

Каучуковые пробки можно сверлить и даже аккуратно обрезывать, если смачивать сверло или нож водой, или (гораздо лучше) раствором едкого натра. К сухому ножу каучук пристаёт и не режется, как следует. И смоченным ножом надо резать, слабо нажимая. Когда надо снять немного, каучук можно обтачивать на точиле при смачивании водой.

Вулканизированный каучук склеивается плохо. Продаётся хороший клей для велосипедных шин; им можно с успехом пользоваться при условии полной чистоты склеиваемых поверхностей, для чего их можно срезать ножом или соскоблить шкуркой. Только склейка выходит значительно слабее самого каучука.

Ртуть пачкается от соприкосновения с вулканизированным каучуком. Чёрные трубки, которые содержат меньше серы, чем серые и красные, почти не пачкают ртути; по заказу делают особые трубки для ртути, девулканизированные с поверхности. Но они редко оказываются вполне хорошими. Такого рода девулканизирование с поверхности можно произвести, долго кипятя каучуковые трубки в растворе едкого натра, довольно крепком. Конечно, внутрь трубки жидкость будет плохо попадать, поэтому надо приспособить воронку и железной ложкой лить через трубку горячий раствор. Это работа довольно трудная и могущая привести к ожогам и порче платья, но иногда нет другого средства получить хорошую трубку для гейслерского насоса или другого прибора с переливанием ртути.

В продаже можно получить и невулканизированный каучук в виде листов. Листы эти можно склеивать между собой прочно, но только по свежему разрезу. Для этого их разогревают до 100°Ц и, сложив, разрезывают, где надо, ножницами: разрез слипается сам собой. Шов можно основательнее соединить очень оригинальным приёмом: его кладут на цилиндрическую округлую наковальню и, прижимая параллельно шву с обеих сторон пальцами, постукивают по самому шву молоточком. Каучук раздаётся во все стороны, но так как с боков ему раздаваться много не позволяют пальцы, а снизу и сверху – наковальня и молоток, то гидростатическое давление стремится уничтожить пустоты, ещё остававшиеся в самом шве. Этот приём употребляется вообще на фабриках при ручной выделке каучуковых изделий, до их вулканизирования.

Роговой каучук получается при вулканизировании очень большим процентом серы. Смотря по роду и количеству примесей, различают в торговле три сорта рогового каучука: первый – чернее и лучше полируется, но изолирует электричество хуже второго, более дешёвого сорта. Третий сорт, как изолятор, плох. Роговой каучук при нагревании около 100° Ц становится мягким и гибким и по охлаждении удерживает сообщённую ему форму. При более сильном нагревании он вспучивается и разлагается, не становясь клейким и не получая способности свариваться. Поэтому сосуды из рогового каучука приходится заказывать на фабрике; их формуют до вулканизирования. Прочного клея для рогового каучука не существует; щели между механически соединёнными частями рогового каучука можно заполнять шеллаком или сплавом гуттаперчи и чёрного вара, но эти замазки, хотя и пристают, всё же значительно слабее самой склеиваемой массы.

Гуттаперча может иногда с выгодой служить при физических опытах, особенно потому, что из неё можно легко приготовлять всякого вида сосуды, выдерживающие кислоты и щёлочи. В кипятке она размягчается и становится пластичной, оставаясь такой и при такой степени охлаждения, что её можно формовать руками. Сосуды можно делать из вырезанных пластинок гуттаперчи, размягчая края горячим железом и слепляя их руками. Но при этом нельзя перегревать железо, а то гуттаперча пригорит и станет липкой и мягкой навсегда. На воздухе и особенно при содействии света гуттаперча скоро становится жёсткой и ломкой, хотя от размягчения при 100° Ц на время получает в некоторой степени прежние свойства. Под водой она сохраняется неопределённое время.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...