Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чистка языка



На территории Института тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг в Дхарамсале есть музей тибетской медицины, в котором выставлено лечебное и диагностическое оборудование тибетских врачей, зачастую насчитывающее много столетий. Среди таких раритетов мое внимание привлекла изящная узкая лопаточка из серебра. Мне пояснили, что это специальное приспособление для чистки языка.

Этой процедуре, известной с незапамятных времен, тибетские медики всегда придавали огромное значение. Они уверяют, что очищать утром язык от скопившегося за ночь вредного налета – задача даже более важная, чем чистить зубы (к чему нас почему-то с детства успешно приучают). Серебряной палочкой, которую вполне может заменить чайная ложка, проводят по поверхности языка от корня к кончику пять – семь раз, всякий раз тампоном снимая с палочки насевшую слизь. Этот налет содержит шлаки и болезнетворные бактерии, удалять которые с языка чрезвычайно важно – ведь в противном случае мы вместе с завтраком заглатываем эти ночные отходы организма обратно в пищевод. Привыкнув к такой процедуре, вы скоро заметите, как повысился ваш иммунитет и улучшился цвет лица.

Заключение

На одном из зданий в монастырском городке резиденции далай-ламы я увидел вывеску «Institute of buddyist dialectics» – Институт буддистских диалектик. Больше всего в этом названии меня привлекло множественное число. Мы-то, в университетах изучавшие Гегеля, привыкли к тому, что диалектика – одна. А в буддизме их – много. В этом, подумалось мне, ключ ко многим тайнам индо-тибетской культуры, часть которой – медицина древних азиатских народов.

В отличие от западной медицинской науки о человеке, в которой он представляется скорее сложной машиной со своими принципиальной схемой, блок-схемами отдельных органов и систем, человек в индо-тибетском видении – многосоставное единство космического, энергетического, психического, умственного и физического начал. И чтобы разбираться в сложностях этого многосоставного единства, в самом деле, требуются различные диалектики, то есть множественные философские подходы к человеку.

Скажите, с каким из врачей в районной поликлинике вы можете всерьез обсуждать свой ум? Даже не в связи с проблемами его расстройства, а просто ум как регулятор деятельности организма. В лучшем случае, врач иронично заметит вам, что в те пятнадцать минут, что отведены ему нормативом для приема больного, дискуссии не входят.

А тибетский врач или специалист по аюрведе считает разговор об уме отправной точкой любого обсуждения состояния пациента. Потому что именно ум управляет тем сложным единством ментального, психического и физического, какое представляет собой человек.

Долголетие в понимании восточной мудрости – это прежде всего полнота ума. Самые творческие из западных специалистов постепенно тоже приходят к этой истине. В геронтологических профилакториях стали обычным делом логические игры, головоломки, отгадывание кроссвордов. В одной продвинутой геронтологической клинике я наблюдал группы пациентов, кому за 90, изучающих незнакомые иностранные языки: оказалось, что это превосходная профилактика старческого слабоумия, болезни Альцгеймера и других болезней, связанных с ментальными расстройствами.

Буддисты и индуисты кроссвордов не разгадывают. Но ум тренируют и напрягают ежедневно и самым серьезным образом. Не может оставаться здоровым человек, если свою высшую половину, отличающую его от млекопитающего, он не будет связывать с Богом и устремлять к высоким целям.

Высокие духовные и умственные ориентиры восточных учений о человеке представляются мне не просто отличием региональной экзотической медицины, но тем сущностным преимуществом, поняв которое, мы продвинемся в понимании самих себя.

Автору хочется верить, что, закрывая последнюю страницу этой книги, читатель не остался с ощущением, что на него высыпали скопище рецептов, методик, сентенций и заклинаний. В видимом случайном нагромождении фрагментов обширного древнего знания существует система гармонических взаимосвязей взаимодополняющих частей целого. Если впечатление именно таково, тогда, можно надеяться, автору удалось передать самую суть индо-тибетской медицины. А она как раз и состоит в множественности диалектик, в гармоническом единстве – как разнородных фрагментов, так и всех составляющих частей мироздания, в котором человек – лишь одна из частей.

Медицина Древней Индии и Тибета, в отличие от того, что мы вообще понимаем под словом «медицина», не столько наука, знание, практика, здравоохранительный арсенал, сколько общий взгляд на космос, природу и человека как неразрывное единство. А лечение, исцеление – не столько вмешательство профессионала, своей волей склоняющего хаос к мере большего порядка, но восстановление утраченной гармонии.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...