Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Замечания относительно преимуществ, проистекающих от такого рода ограничений



VIII. 1. В нашу задачу, собственно, входит исследование вопроса не о том, что представляется наилучшим, но об ограничении произвола войны пределами дозволенного природой или тем, что является более предпочтительным из дозволенного. Тем не менее самая добродетель, столь униженная в нашем веке, должна меня извинить, если я, хотя она как таковая и находится в презрении, возвышаю ее значение, выдвигая проистекающие из нее блага.

Прежде всего уверенность в сохранении вещей, которые не способствуют продлению войны, отнимает у неприятеля мощное оружие, а именно - отчаяние. У Фукидида приводится следующее изречение Архидама: "Неприятельскую землю считайте не чем иным, как залогом, тем лучшим, чем более она возделана, оттого-то, как и бывает в большинстве случаев, ее следует щадить, чтобы отчаяние не сделало врагов непобедимыми". Такой же политики придерживался Агесилай18, который, вопреки мнению ахеян, предоставил акарнанянам полную свободу засевать поля, поскольку он считал, что чем больше последние посеют, тем больше они будут склонны к миру (Ксенофонт, "Греческая история", кн. IV) То же самое говорит сатира "У ограбленных остается оружие". Ливии, повествуя о взятии галлами города Рима, говорит: "Вождям галлов угодно было сжечь не все здания, чтобы то, что осталось от города, послужило залогом для смягчения сердец противников".

2. К сказанному нужно добавить, что во время войны такого рода образ действий создает видимость чрезмерной уверенности в победе и что милосердие само по себе способно успокаивать и примирять умы. Ганнибал, по свидетельству Тита Ливия, не произвел никаких разрушений в пределах Та-рента, "Нетрудно было убедиться, - говорит названный историк, - что то было следствием не столько сдержанности воинов и полководца, сколько желания привлечь на свою сторону сердца жителей Тарента" (кн. XXXIV).

По той же причине Цезарь Август воздержатся от грабежа жителей Паннонии; Диан поясняет: "... так как он надеялся на то, чтобы привлечь таким образом их к себе, не прибегая к насилию" (XLIX). Полибий сообщает, что. кроме прочих преимуществ, Тимофей путем вышеупомянутой заботливости "снискал себе великое расположение со стороны самого неприятеля" (кн. III). О Квинции и тех римлянах, которые были с ним19, Плутарх, упоминая изложенное нами выше, добавляет: "Плоды этой сдержанности они пожали немного спустя, ибо стоило им только прибыть в Фессалию, как на их сторону перешли города. И те греки, которые обитали по ею сторону Фермопил, сгорали от нетерпения, ожидая прибытия Квинция. Ахеяне же, отвергнув союз с Филиппом, заключили союз против него с римлянами".

О государстве лингонов, которое во время войны, ведшейся под предводительством Цереалиса с поощрения Домициана против батава Цивилиса и его союзников, избегло угрожавшего ему страшного опустошения, Фронтин сообщает. "Так как оно оказалось пощаженным вопреки ожиданию и ничего не утратило из своих имуществ, оно, будучи приведено в повиновение, предоставило семьдесят тысяч вооруженных воинов" (кн. V, гл. 3).

3. Противоположные цели - противоположные следствия Тит Ливии приводит в пример Ганнибала "Одновременно алчный и жестокий, он принял за правило грабить те города, которых он не мог сохранить, чтобы оставить неприятелю одни только развалины; мера, по существу, - злостная, следствие которой было не менее гибельно. Ибо ведь такой недостойный образ действий восстанавливал против него как ставших его жертвами, так - в еще большей мере - и тех, кому подобная участь угрожала" (кн. XXVI).

4. В высшей степени верно, по моему мнению, замечание некоторых богословов, что долг верховных властей и полководцев, желающих перед богами и людьми слыть христианами, состоит в том, чтобы предупреждать грабежи городов и тому подобные бесчинства, которые не могут проходить без тягчайшего бедствия для великого множества ни в чем не повинных людей и обычно мало способствуют главным военным успехам (Эгидий Регий, "О сверхъестественных действиях", спор 31, сомн. вопр. 7, 127) Христианская доброта, а также самая справедливость в большинстве случаев их с ужасом отвергают.

Разумеется, взаимные узы, связующие между собой христиан, теснее тех, которые некогда связывали греков, у коих было воспрещено постановлением амфиктионов разрушать хотя бы один греческий город. И про Александра Македонского древние рассказывают, что ни об одном из своих поступков он не сокрушался более, чем о разрушении им города Фив.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...