Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Так - и право народа, если народ перестает существовать



Ш. 1. Сходные последствия наступают, если прекратит существование народ. По словам Исократа ("О мире"), а вслед за ним - императора Юлиана, государства бессмертны, то есть они могут быть таковыми, потому что ведь народ являет собой такого рода целое, которое состоит из отдельных членов2, объединяемых одним названием, поскольку они имеют "единое бытие", по словам Плутарха, или единый дух, по словам юриста Павла (L. Rerum. D. usuc.; Ахиллес Тацин, "К Арату"). Этот дух, или бытие, в народе3 есть полное и совершенное общение гражданской жизни; первое произведение такого общения: есть верховная власть - узы, с помощью которых государство связано; жизненный дух, который поддерживают многие тысячи, как говорит Сенека ("О милосердии", кн. I, гл. 4). Ясно, что народы образуют искусственные тела наподобие естественного тела. Естественное тело не перестает быть тем же, несмотря на постепенную замену частиц4 при сохранении формы, как рассуждает вслед за философами Альфен (L. Proponeba'ur. de ludlclls).

2. И оттого можно без труда объяснить слова Сенеки о том, что никто из нас не остается тем же в старости, каким был в юности, поскольку речь идет только о материи ("Письма", LVIII). Как говорит Гераклит5, которого цитирует Платон в диалоге "Кратил", а также Сенека в указанном месте, мы не можем дважды погрузиться в одну и ту же реку. Это высказывание Сенека поправляет следующим образом: "Остается то же название реки, вода же сменилась". Подобно этому и Аристотель ("Политика", кн. III, гл. 2), уподобляя реку народу, сказал, что реки сохраняют то же название, хотя постоянно прибывает новая вода, а прежняя уходит. Однако же остается не одно пустое имя, но и "бытие", определяемое Кононом, как. "неотъемлемое телесное состояние". Филоном - "духовные узы", называемое латинянами духом.

В этом смысле народ, по словам Альфена, а также Плутарха в сочинении "Об отсрочке божественного возмездия", считается одним и тем же, что и был сто лет назад, хотя никого из прежних людей нет теперь в живых. Народ сохраняется, как говорит Плутарх, "пока общность, образующая народ и связующая его взаимными узами, сохраняет его единство". А отсюда пошел обычный способ выражаться о народе, которому, обращаясь к нему в настоящем, мы приписываем события, происшедшие несколько веков тому назад, что можно видеть как у историков, так и в священных книгах6, например, в евангелиях от Марка (X. 3), от Иоанна (VI, 32; VII, 19, 22) и в Деяниях святых апостолов (VII, 38).

Так, у Тацита ("История", кн. III) Антоний Прим, сражаясь за Веспасиана, напоминает солдатам третьего легиона о прежних войнах - "как при Марке Антонии отражали парфян, при Корбулоне - армян".

3. Из ненависти, стало быть, а не в согласии с истиной у того же Тацита Пизон уверяет, что афиняне его времени уже перестали быть афинянами7 и что, будучи истреблены многими поражениями, они стали подонками других народов. Ибо прилив населения извне, вероятно, несколько убавил их достоинство, но не создал нового народа. Пизон сам не упускал этого из вида, когда тем же современным ему афинянам ставил в упрек их прежние неудачи в борьбе против македонян и насилия над своими согражданами. Но если смена отдельных частиц и не имеет следствием прекращения существования народа, даже в течение тысячелетия и более, то все же может случиться, что нельзя будет отрицать и исчезновения народа. Это бывает двояким образом: путем уничтожения телесного состава или же уничтожения формы, то есть духа, о котором я говорил.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...