Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Недопустимы и незаконны по естественному праву сожительства родителей с детьми



XII. 1. Вопрос о брачных союзах тех, кто связан кровным родством или свойством, довольно серьезен и нередко вызывает большие споры. Ибо если кто попытается привести бесспорные и естественные основания того, почему такие союзы незаконны - будучи воспрещены законами или обычаями, - тот убедится в трудности этого на опыте, так как не сможет представить таких оснований. Ибо то, что приводят Плутарх в "Римских вопросах" (вопр. 107)21 и Августин в трактате о "Граде божием" (кн. XV, гл. 16) о распространении дружеских отношений путем заключения брачных союзов, не настолько веско, чтобы признать незаконным и недозволенным противное. Ведь то, что менее полезно, оттого еще не становится недозволенным. К тому же может случиться, что какой-либо данной пользе противна иная, большая польза; не только в том случае, для которого сделал изъятие бог в законе, данном евреям, - случае, когда муж скончался, не оставив потомства, с чем сходны постановления еврейского и аттического права22 о девицах-наследницах, когда преследуется цель сохранения родовых имуществ в семействе, но также во многих других случаях, которые можно привести или измыслить.

2. Из этого общего правила я исключаю брачные союзы восходящих родственников любых степеней с нисходящими, основание недозволенности таких союзов, если не ошибаюсь, достаточно очевидно. В подобных случаях ни муж, который господствует по закону брачному, не может оказывать матери того почтения, которого требует природа; ни дочь не может оказывать должного почтения отцу, так как хотя она и подчинена в браке, тем не менее самый брачный союз создает такого рода общение, которое исключает почтение, внушенное предшествующим родством. Юрист Павел говорил о том, что при вступлении в брак следует соблюдать правила естественного права и целомудрия23, правильно добавляя, что противно целомудрию брать в жены свою дочь (L. Adoptivus.. Serviles. D. de ritu nilpt.). Итак, подобные союзы, без сомнения, и недозволены и, кроме того, незаконны, потому что порок постоянно налицо [vitium perpetuo affectui adhaeret].

3. Нас не должен убеждать довод Диогена и Хризиппа, основанный на наблюдении нравов петухов и кур и других бессловесных животных, с помощью которого они хотели доказать, что такие смешения не противны естественному праву. Ибо, как мы сказали в начале книги, достаточно чему-нибудь находиться в противоречии с человеческой природой, чтобы быть недозволенным; и сюда, как говорит юрист Павел, включается По праву народов кровосмешение, совершаемое между восходящими и нисходящими родственниками различных степеней (L. ult. de ritur.nupt.)24. Таково же предписание того права, которое, по словам Ксенофонта ("Воспоминания о Сократе", кн. IV), не утрачивает своей силы оттого, что нарушается персами25. Правильно говорится в соответствии с толкованием Михаила Эфесского на "Этику Никомаха", что согласуется с природой "то, что соблюдается большинством не испорченных и живущих согласно природе". Гипподам Пифагореец говорит о "неумеренных, безудержных и противных природе вожделениях, необузданных порывах, гнусных страстях".

О парфянах так сказано у Лукана:

От пиров и вина обезумев.

Царственный род отнюдь не страшится уз беззаконных.

И далее:

Если кому не грех наполнять родную утробу, -

Что же греховно тому?

Причину такого обычая у персов Дион Прусийский в речи двадцатой мудро приписывает распущенному воспитанию.

4. Приходится удивляться выдумке Сократа, который, согласно Ксенофонту, в такого рода союзах не находит ничего предосудительного, кроме разницы в возрасте, откуда, по его словам, проистекает или бесплодие или уродливое потомство. Если бы одно только подобного рода соображение препятствовало такому союзу, он, конечно, был бы незаконным и недозволенным не более, чем союз между другими лицами, при той же разнице в возрасте, какая обычно отделяет родителей от их детей.

5. Скорее надлежит исследовать вопрос, не свойственно ли в добавление к тому, о чем нами уже было сказано, людям не испорченным распущенным воспитанием, известного рода отвращение к кровосмешению между родителями и детьми, особенно в связи с тем, что даже некоторые бессловесные животные естественным образом этого избегают. Так ведь полагают и другие, и Арнобий в пятой книге "Против язычников" пишет: "Разве даже Юпитер не питал неслыханной страсти к матери и разве же не смог отвратить его ужас перед силой этого влечения, который не только людям, но и некоторым животным внушила сама природа и прирожденное всем чувство?". Сохранился прекрасный рассказ на эту тему о верблюде и о скифской лошади26 у Аристотеля в книге девятой "О происхождении животных" (гл. XLVI) сходный рассказ имеется у Оппиана в книге первой "Об охоте". Сенека в своем "Ипполите" пишет:

Ненарушим устав Венеры у зверей.

Блюдет законы рода прирожденный стыд





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...