Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционная культура



«Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря— это прекрасный источник сведений о культуре галлов, много информации такого рода содержится в трудах Геродота, Страбона, Плиния Старшего и многих других античных авторов. Второй разряд документов составляют записки или мемуары путешественников, таких как Марко Поло или Афанасий Никитин. Но систематическое изучение традиционных культур началось только в эпоху Великих географических открытий.

Большое внимание описанию первобытных народов уделяли христианские миссионеры. Сам факт существования множества народов, которые и через полторы с лишним тысячи лет после прихода Христа ничего не знали о его существовании, поставил перед церковью проблему новой теодицеи (оправдания Бога): если, скажем, мусульман или иудеев можно было просто обвинить в том, что они отвергли Христа, то об австралийцах, полинезийцах, индейцах и т.п. такого сказать было нельзя.

Многие миссионеры подробно описали культуру народов, среди которых жили. И так как вторжение европейцев часто приводило к полному исчезновению исконной культуры(а иногда и самих народов — носителей этой культуры), то сейчас эти записки и отчеты являются ценнейшими и часто уникальными источниками знаний.

Среди ученых - русский этнограф Миклухо-Маклай.

К числу наиболее распространенных ранних форм верований относятся фетишизм, анимизм, тотемизм, шаманизм; к числу древнейших культов— погребальный и культ предков, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы, несколько позднее появляются культы вождей, предков, племенных богов и некоторые другие.

Анимизм — это вера в существование у человека его двойника, т.е. души или нескольких душ, кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных объектов(эта его форма иногда называется ани-матизмом); тотемизм основан на вере в кровнородственную связь человека с животными; фетишизм связан с поклонением неодушевленным предметам(реже— растениям, животным и даже человеку). Особняком в этом ряду стоит магия, представляющая собой не только определенную систему идей и верований, но также систему практических приемов воздействия на мир.

Философы-дикари, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе«я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него...

По мнению Тайлора, соединение представлений о жизни и о призраке и породило представление о душе.

Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем, она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим, преимущественно как фантом, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

Психологической предпосылкой того«специфического отношения между социальной группой и тотемом, чувства единства между обоими», которое составляет самую характерную черту тотемизма, было«отсутствие индивидуализма», тот«коллективизм рода»..., на почве которого не могло еще развиться представление об индивидуальной душе, почему тотемизм и нельзя выводить из анимистических идей. Психология близости человеческой группы к тотему могла сложиться в условиях того охотничьего быта, при котором человек был наедине со зверями и не обладал высокой техникой, которая бы подняла его над ними; образы хищных или хитрых зверей, с которыми человек боролся, носились перед его сознанием и в часы его досуга. Этот«круг мыслей анимализма» и был... «той питательной почвой, из которой вырос тотемизм».

Понятие шаманизма (шаманства, «шаманского закона») вошло в литературу очень давно— еще вXVIII в., а о шаманах народов Сибири имеются упоминания в письменных источниках еще более раннего времени: в«отписках» и«доездах» русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII в., а немного позднее и в сочинениях иностранцев...

Наиболее типичная особенность шаманизма— применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывается способность такого общения.

Обычный ритуал действия шамана— это так называемое камлание— исступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т.д. Камлание рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (либо в его бубен), или, напротив, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности смысл камлания состоит в гипнозе окружающих и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но обычно верит в них и сам и во время камлания переживает галлюцинации. По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, да и вообще шаманы обычно нервные, склонные к истерии люди. Цель шаманских обрядов состоит по большей части в лечении людей или животных, а также в борьбе с разными другими несчастьями, в гадании об успехе промысла и т.п.

Миф.

Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление.

Персонажи мифа— существа сверхъестественные... Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания Мира и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть, — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой...

Миф становится моделью для подражания при любом, сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности.

В начале повествования в мифах часто встречается понятие хаоса как ранее существовавшей субстанции. Однако некоторые южноафриканские племена, например басуто, по-видимому, полагают, что мир никогда не был создан, — он находится на своем месте с незапамятных времен, только пастухи и их стада появились позже.

Мифы сенуфо, догонов, коно и бозо первоначальный мир представляют в виде огромного моря грязи. А бамбара, наоборот, думают, что в основе мира находилась непрерывно вращающаяся, вибрирующая пустота.

(Примеры первобытной мифологии)

Бамбара считают, что во вселенной действуют динамические силы божественного происхождения, но власть над ними имеет человек: он их накапливает и посылает в нужном ему направлении при помощи жертвоприношений.

Воспринимаемый нами чувственный мир— третий по счету (четвертый и последний— это мир будущего). Он явился результатом, деятельности творческой энергии зо, которую произвела вибрация— йерейерели — первоначальной пустоты, именуемой гля. От этой безмолвной субстанции по зову «голоса», исходящего при колебаниях, отделился ее звучащий двойник. Их союз породил влажную субстанцию зо сумале. Затем обе гля вступили в борьбу между собой. В результате произошел космический взрыв, который вылил на землю(она еще была в потенции) тяжелую и плодородную материю, а также знаки, предвещавшие зарождавшиеся предметы. После такой подготовки начался сам процесс сотворения. За ним наблюдал дух Йо, который дал рецепт жизни, состоящий из 22 основных элементов. Перемешавшись с Йо, 22 витка спирали породили— каждый в своей морфологической области— живые существа, растения, предметы. Этот трудоемкий процесс сопровождался различными пертурбациями и последующими воцарениями порядка, причем появление человека отнюдь не улучшило положение дел.

Запутанные рассказы составлены все же как будто по одной схеме: творческий дух Йо породил три божества— Фаро, Телико и Пемба.

Фаро, властелин слова, построил семь небес, соответствующих семи частям земли, и затем оплодотворил их живительным дождем.

Телико— дух воздуха; обращенный в жидкость, он дал живым существам зрение и зачал двух водяных близнецов— первых людей и предков рыбаков бозо.

Пемба кружился вихрем семь лет и создал землю с ее горами и долинами, а затем превратился в семя баланза— Acacia alfida, как называют это растение ботаники, — из которого выросло дерево— его воплощение. Потом, смешав свою слюну с пылью, он создал женщину по имени Мусо корони. Он вдохнул в нее одну душу— ни — и вторую— диа — и сделал ее своей женой. Этому браку обязаны своим происхождением все животные и растения. Люди родились от Фаро, но в материальном отношении зависели от Пемба и поэтому почитали последнего. Раньше они были бессмертны: по достижении 59 лет превращались снова в семилетних детей. Они не носили одежды, не имели физических потребностей, не умели говорить и не работали. Однако Пемба требовал, чтобы все женщины отдавались ему. Мусо корони сошла с ума от ревности и решила вырвать зло с корнем: она объехала страну и покалечила половые органы у мужчин и у женщин. Потому-то и стало обязательным проводить обрезание и совершать эксцизию. Так кончился «золотой век», на людей обрушились болезни и смерть. Мусо корони была непобедимой, она оскверняла землю, ступая по ней. Перед смертью, чтобы искупить свой грех, она научила людей обрабатывать землю и спасла их от голода.

Господство Пемба, который стал тираном и жаждал крови, кончилось, когда люди, научившись владеть огнем, устали и обратились к Фаро. Он был благосклонен и принес им много пользы. В частности, он дал людям для продолжения рода томаты. Как только их проглотишь, они чудодейственным образом превращаются в кровь и в утробный плод. Тут началось время, когда женщины производили на свет близнецов с мягкими конечностями, жизнь стала опять очень длинной, труд был забыт... Но все это продолжалось недолго. Пемба был оскорблен и вернул людям прежнюю жизнь, но в гигантском бою ему пришлось уступить Фаро. Далее Фаро расправился со слишком заносчивым Телико, предпринявшим попытку захватить в свои руки власть над миром. После этого людей, смертных и обладающих подвижными частями тела, чтобы выполнять все работы, необходимые для пропитания, пожалел Фаро. Чтобы утешить людей, он научил их говорить, что, конечно, вызвало новые осложнения. Дети стали рождаться по одному, появление близнецов— редкая благодать.

Устройство мира под эгидой Фаро продвигалось вперед медленно, по этапам, и каждая пертурбация приводила к освоению новых знаний или технических навыков. Современный порядок в мире— тоже только определенная фаза в вечном движении Вселенной. До того как мир достигнет своей последней стадии— состояния такой чистоты и совершенства, какую задумал творческий дух Йо, на землю выльются другие плодотворные воды Фаро, другие слова откроются человечеству, появятся другие цивилизации.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...