Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают



Сектанты говорят:

1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец — Христос, потом — Христовы в пришествии Его. Α затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Кор 15:22-24[2202]). Апостол говорит о воскресении только верующих и не указывает на воскресение неверующих и, следовательно, различает два отдельных по времени воскресения мертвых. Под концом разумеет последний акт воскресения: воскресение грешников.

В словах апостола “ каждый в своем порядке …” указываются два момента, связанные между собою не хронологически, а логически, как соединены между собою основание и следствие, где за Христом воскреснут Христовы, т.е. если Христос воскрес, то воскреснут и верующие в Него; воскресение Христа служит основанием или залогом воскресения принадлежащих Ему. Каждый в своем порядке (τάγματι). Τάγμα не означает временного порядка или последовательности, а это слово, взятое из образа воинских действий, имеет значение отряда, полка, известной группы (по слав. чина). Апостол упоминает только о группе (чине) верующих по той причине, что пишет верующим и потому первыми называет христиан, имеющих воскреснуть при втором пришествии Господнем; а другой чин — неверующие — вполне очевидно подразумевается. Апостол не отрицает одновременности воскресения с праведными грешников (ср. Деян 24:15[2203]). Под концом разумеется не конец воскресения, а кончина всего: кончина мира, кончина теперешнего его порядка.[2204] (ср. 1 Пет. 4:7;[2205] 2 Пет. 3:10-13[2206]). “ Когда Он предаст Царство...” т.е. когда Иисус Христос окончит Свое искупительное служение, то предаст Царство благодати устроенным, ибо богоборная сила, враждебная Христу, будет Им упразднена; по окончании Царства благодати, начнется Царство славы.

“Чтобы ты, слыша слова “ все оживут,” — учит святой Иоанн Златоуст, — не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: каждый в своем порядке. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие... Α затем конец. Когда умершие воскреснут, тогда всему будет конец, а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния. Потому апостол и присовокупляет: в пришествии Его, чтобы ты знал, что он говорит о будущем времени.. Что же значит “когда предаст Царство”? Из Писания известны два Царства Божии: одно — по усвоению, другое — по сотворению. По сотворению Он царствует над всеми, над язычниками, иудеями, демонами, врагами; а по усвоению царствует над верующими, добровольно подчиняющимися, послушными... Это-то Царство Он и предаст, т.е. устроит.”[2207]

“О двух воскресениях и намека нет в Писании, — говорит епископ Феофан; — а слова “затем конец” означают, что за воскресением последует конец всему: суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам, прекращение теперешнего порядка бытия вещей и начало нового, когда откроется новое небо и новая земля. Другую какую мысль соединять с сими словами и в ум не должно приходить... Чего же ради апостол не упомянул о них (грешниках) особо? На это ответим: так ему было угодно; упомянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о не-Христовых промолчал, чтобы не омрачать светлой картины воскресения, давая уразуметь о них самим читающим из того, что впереди. Сказал: “ во Христе все оживут ” (ст. 22), без различия. Но из-за того, что он о них не упомянул, разделять воскресение на два момента, прикрываясь кривотолкованием слова: а затем конец, совершенно несправедливо.”[2208]

2) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и там всегда с Господом будем (1 Фес. 4:16-17[2209]). Апостол говорит о воскресении верующих, чем указывает, что будет другое, отличное по времени, воскресение неверующих.

Мертвые во Христе воскреснут прежде,” в сравнение с христианами, оставшимися в живых, с которыми они вместе встретят Господа, а не в сравнение с воскресением грешников. У апостола здесь нет речи о различных по времени воскресениях.

“Β повелении (в рус. перев. при возвещении), коим Бог, в Троице поклоняемый, — объясняет епископ Феофан, — изречет определение, что время кончилось, настал момент. да воскреснут мертвые и все да явится в обновленном виде. При гласе Архангела Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия: прежде — Израиля, потом — христиан (Дан. 9:21;[2210] 10:5,[2211] 13,[2212] 21;[2213] 12:1[2214]). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли... Божиею называется она, как передающая Божие повеление и с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, всепроникающей и всеоживляющей; она разбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25:9;[2215] Чис 10:2;[2216] 31:6[2217]). “ И мертвые во Христе воскреснут прежде... ” Слово “ прежде ” не то значит, что прежде воскреснут умершие во Христе, т.е. верующие христиане, а потом и нехристиане, как если бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет, на что никакого намека здесь нет. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не упоминается, потому что не их касалась речь; слово апостола к верующим было только о воскресении верующих Но этим не исключается общее всех воскресение.”[2218]

“Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? Чести ради, — отвечает святой Иоанн Златоуст. — Ведь и тогда, когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, кто заслуживает название детей, выезжают на колеснице, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, кто оскорбил его, остаются дома. Мы понесемся на колеснице Отца. Как Он подъял Самого Господа на облаках (Деян 1:9[2219]), так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! “ Одна берется, а другая оставляется ” (Мт 24:41); и “ один возьмется, а другой оставится ” (Лук 17:36). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!”[2220]

3) О воскресении одних праведных читай: “ воздастся тебе в воскресение праведных ” (Лук 14:14).

Из упоминания в приведенном тексте об одном воскресении праведных, — что требовалось ходом речи (блажен будешь, потому что воздастся тебе в воскресении праведных), — нет никаких оснований заключать о различии моментов или периодов воскресения умерших. Господь ясно сказал (Ин. 5:28-29[2221]), что воскресение праведников и грешников произойдет одновременно.

4) О воскресении праведных упоминает апостол: “ иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение ” (Евр 11:35).

Апостол, свидетельствуя о праведниках, претерпевших мученическую кончину в надежде получить лучшее воскресение (“ воскресение жизни,” а не воскресение осуждения — Ин. 5:29), не говорит, что оно по времени произойдет отдельно от воскресения грешников. Следовательно, апостол в приведенном месте упоминает о различии в состояниях воскресших, но не о различии моментов воскресения умерших.

5) О воскресении праведных — первом воскресении, отличном по времени от воскресения грешников, второго воскресения, — и о тысячелетнем Царстве Христовом с праведными в промежутке между воскресениями ясно говорится в Откровении (20:1-7).

Стих 1-3.И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. ” Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1-3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа (14:14;[2222] 19:11-16[2223]) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии (10:1-2[2224]), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца — 12:10-11[2225]). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2 Пет. 2:4[2226]) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мт 27:66;[2227] Дан. 6:17[2228]) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее.[2229] Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира (Ин. 12:31[2230]) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол. 2:15;[2231] Евр 2:14;[2232] 1 Ин 3:8[2233]). Связав сильного (Мт 12:29[2234]), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа (1 Пет. 5:9;[2235] Еф 6:16[2236]), Его святейшее имя (Μр. 16:17[2237]), крестное знамение (ср. Кол. 2:15[2238]), пост и молитва (Мт 17:21[2239]), слово Божие (Еф 6:17[2240]) и благодать Христова (2 Кор 12:9[2241]), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют (1 Пет. 5:8[2242]); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления (Еф 2:2[2243]).

Тысяча лет, на кои связан сатана, обозначает не тысячу обыкновенных лет, а точно определенный Богом период времени. По примеру других мест Священного Писания (Втор 5:10;[2244] Иер 32:18;[2245] Пс 89:5;[2246] 2 Пет. 3:8[2247]) в стих 3-7[2248] число тысяча употреблено для обозначения многочисленности и полноты.

“Тысячу лет благоразумно понимать, — говорит святой Андрей Кесарийский, не как таковое именно число лет, но, вообще, или многие годы, или число совершенное. Ибо может сие означать многие годы, дабы Евангелие проповедано было повсюду во всем мире и укоренились в нем семена благочестия. Итак, тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста.”[2249]

Тысяча лет, в продолжение которых ограничена деятельность диавола, не может обозначать времени от пришествия (второго) Христова, когда будто откроется тысячелетнее Царство Его, до появления антихриста, как говорят сектанты. Сам Господь Иисус Христос, предрекая о Своем втором пришествии, как на его признак, указывал на кончину мира (Мт 13:37-41;[2250] 24:27-31[2251]) и поставлял его в непосредственную связь, без всяких промежутков, со всеобщим судом (Мт 25:31-46[2252]), а апостол Павел соединял его (паки — пришествие Христа) с окончанием господства антихриста, имеющего быть истребленным явлением пришествия Христова (2 Фес 2:8[2253]), [2254] и с общим воскресением (1 Фес. 4:16;[2255] ср. 1 Кор 15:52[2256]). Тот же апостол говорит только о двух пришествиях Христа: Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи, многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр 9:28;[2257] ср. Тит. 2:11-13[2258]).

“Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, — объясняет блаженный Феофилакт, — чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил в грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. Во второй раз явится, не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но придет, как Судия во спасение ожидающим Его, т.е. верующим в Него и ожидающим пришествия Его, очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только а радостном.”[2259]

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда (1 Кор 15:23-26[2260]), и будущее вечное Царство славы (Лук 1:33;[2261] 2 Пет. 1:11;[2262] От. 3:21[2263]), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное (Мт 5:3,[2264] 19;[2265] 6:20;[2266] Лук 12:33;[2267] 18:22[2268]), исполненное не земных. а небесных благ.

Стих 4.И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. ” Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мт 19:28[2269]) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы.

“Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст, — не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь.”[2270]

Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу (Ин. 5:22;[2271] Мт 25:31[2272]), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14-15;[2273] Μф. 12:41-42[2274]).

Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. От. 13:14-16[2275]). Они ожили (έζησαν от ζάω — жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мт 10:28). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

Святые праведники и мученики царствовали со Христом тысячу лет, т.е. пребывали с Ним, блаженствовали, но это блаженство не окончательное, не то, которое наследуют праведные после страшного суда, когда будет новое небо и новая земля, оно будет продолжаться тысячу лет, т.е. Богом назначенный определенный период времени.

В этом (4) стихе содержится утешение всем умирающим за свидетельство об Иисусе Христе, всем тем, которым придется пострадать в будущем от зверя-антихриста и его лжепророка, — все они не потеряют своей награды: души их будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет.

Стих 5.Прочие же из умерших не ожили, доколь не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. ” Прочие из умерших, т.е. не вошедшие в состав поименованных в 4-м стихе, не удостоятся первого воскресения, вследствие своего греховного состояния. Души их, разлучившись с телом, пребывают вдали от престола Божия, вдали от Христа и блаженства, почему их апостол не видит ожившими (живыми) вблизи сидящих на престолах; они соответственно своему греховному состоянию испытывают не блаженство, но мучение и предчувствие вечного осуждения. Такое состояние праведников и грешников продолжится тысячу лет, т.е. до времени общего воскресения, когда все воскреснут в своих телах для окончательного приговора или о вечном блаженстве, или о вечных мучениях.

Под воскресением (стих 5) разумеется не воссоединение душ умерших людей с их телами, а предварительное блаженное состояние душ умерших праведников, переход их от земной жизни к жизни на небе, от гонений и страданий — к причастию Божественной славы. Хотя апостол и говорит: это воскресение первое, — но, очевидно, не в смысле более раннего, первого по порядку, за которым должно последовать такое же второе, а в смысле предварительного, особенного, так как оно предваряет и предуказывает на славную блаженную жизнь праведников с телами по их воскресении. То, что он не имеет в виду двух однородных событий воскресения, — это видно из того, что он умалчивает о втором воскресении. Воскресение в собственном смысле, как восстание умерших в их прежних измененных телах, будет только одно при последней трубе (1 Кор 15:52;[2276] 1 Фес. 4:16;[2277] Ин. 6:39-40[2278]); о нем тайнозритель говорит ниже, в стих 12-13,[2279] и в своем Евангелии записал (5:28-29[2280]) учение Господа об общем и единственном воскресении всех умерших.

Под первым воскресением нельзя также разуметь обращение человека ко Христу (ср. Кол. 3:1[2281]), нравственное обновление, переход от греховной жизни к добродетельной (ср. Еф 5:14[2282]). Это обращение происходит во время земной жизни, а святой Иоанн видит на небе души праведных, течение совершивших, подвигом добрым подвизавшихся на земле (2 Тим 4:7[2283]) и засвидетельствовавших свою веру во Христа мученическою кончиною.

Стих 6.Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. ” Праведников, удостоившихся состояния предварительного прославления и блаженства (первого воскресения), апостол называет блаженными и святыми. Они, хотя и подверглись телесной смерти, общему человеческому уделу (Евр 9:27[2284]), смерти первой, избежат смерти второй, т.е. вечных мучений (От 2:11;[2285] 20:14[2286]). После телесной смерти праведники, вследствие своей святости и чистоты, становятся священниками Бога и Христа, т.е. лицами весьма близкими к Богу, возносят к Нему, подобно священникам, молитвы своих земных собратий, ходатайствуют за них и будут царствовать со Христом тысячу лет, т.е. до всеобщего воскресения, после которого вместе с воскресшими телами сподобятся жизни вечной.[2287]

Из всего сказанного нами открывается, что ссылка сектантов на Откровение (20:1-7) в оправдание своего лжеучения о тысячелетнем земном Царстве Христовом и о двух различных по времени воскресениях не имеет никакого смысла.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...