Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Святые иконы имеют божественное происхождение



Человек, по свойственной ему склонности привязываться к чувственному, земному, всегда нуждается во внешних напоминаниях (ср. 2 Пет. 1:13;[378] 3:1;[379] Иуд. 1:5;[380] 1 Кор 4:17;[381] 15:1;[382] 2 Тим 1:6;[383] 2:14;[384] Тит. 3:1[385]) и влияниях, которые влекли бы его мысль и чувства от земли к небу, от жизни животной к жизни духовной, от мира с его благами к Богу, Источнику истины и добра. Отсюда потребность культа: храмов, священных изображений, обрядов, молитв, песнопений и проч. Народ еврейский также нуждался во внешних средствах для поддержания религиозной настроенности. Сам Бог, давший заповеди десятисловия (Исх. 20:1-17[386]), учреждая скинию с ее принадлежностями, священство и богослужение (Исх. 25-31 гл., 34:18-26;[387] Лев. 1-8 гл. и др.), повелел Моисею устроить по образу, Им показанному (Исх. 25:9,[388] 40[389]), ковчег и на крышке его — двух херувимов: “ сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки..; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения ” (Исх. 25:18-22). Ковчег завета с херувимами, находящимися на крышке его, должен был служить евреям образом невидимого Бога и возводить их мысль и чувство к Первообразу (ср. Чис 10:35-36[390]). Кроме изображений херувимов из золота, Бог повелел еще сделать их из шерсти: “ скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и херувимов сделай на них искусною работою... И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы ” (Исх. 26:1, 31) Помимо показанного образца всех священных предметов, Бог “ исполнил Веселеила Духом (Своим), мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,” дал ему в помощники Аголиава и назначил, чтобы они сделали скинию, ковчег, изображения и др. (Исх. 31:1-11). Когда устроена была скиния со всеми принадлежностями, то Моисей получил Божие повеление: “ возьми елея помазания и помажь скинию (имевшую на покрывалах и завесе иконы херувимов) и все, что в ней (ковчег откровения, на котором были иконы херувимов и друг. свящ. предметы) и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята ” (Исх. 40:9;[391] ср. 30:22-29[392]). По освящении “ покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию ” (Исх. 40:34), чем, как равно и чудесами, через священные изображения являемыми (ср. Иис. Нав. 3:15-16;[393] 6:19;[394] Чис 21:9;[395] 1 Цар. 5 гл.), Бог засвидетельствовал, что последние Ему угодны и достойны почитания людьми, так как не заменяли им Его, а напоминали о Нем, вызывали и поддерживали у них чувство благоговения и возводили их мысль к Нему (Чис 10:35-36;[396] Иис. Нав. 6:5-7;[397] 2 Цар. 6:14-21;[398] Пс 28:9[399]). Так как еврейский народ был склонен к идолопоклонству, то Бог не удостоил его видеть образы Своих явлений (ср. Втор 4:15-19[400]), а являлся только некоторым праведникам (Быт. 18:1-2;[401] 32:30;[402] Чис 12:8;[403] 3 Цар 22:19;[404] Исайи 6:1;[405] Даниил. 7:9-13[406] и др.). Напоминанием о Боге, кроме ковчега откровения с изображениями херувимов, служила “золотая дощечка” со словами “Святыня Господня;” Исх. 28:36[407]), прообразом распятого Иисуса Христа — медного змея (Чис 21:9;[408] Прем. Сол. 16:7;[409] Ин. 3:14[410]), предуказанием на прославление св. человеков после искупления их (Гал 3:13;[411] 4:4-5[412]) и почитание их изображений — вырезанные на камнях имена сынов Израилевых (Исх. 28:9-10[413]).

Господь Иисус Христос, “ будучи образом Божиим... принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек ” (Фил. 2:6-7; Ин. 1:18;[414] 14:8-9;[415] 1 Ин 1:1[416]). После Его пришествия в видимом человеческом образе уже миновала надобность посредством ковчега и херувимов напоминать людям о Боге. Как показано (ср. Исх. 25:40[417]), так и изображается Бог Отец во образе старца (Дан. 7:9); Бог Сын — во образе младенца (Мт 2:11[418]), отрока (Лук 2:43[419]), мужа (Лук 3:23[420]); Бог Дух Святой — во образе голубя (Лук 3:22;[421] Мт 3:16[422]). Древнее таинственное изображение Распятого через изображение змия заменено ясным и совершенным образом Сына Человеческого, распятого на кресте. Вместо имен сынов Израилевых — иконы святых угодников, показанных у престола Божия (От 4:4;[423] 6:9;[424] 7:9;[425] 14:1-4;[426] ср. Евр 12:22-23[427]). “Тень Петра” была иконой его, а чудеса, через нее происходившие (Деян 5:15[428]), говорили христианам о богоугодности и спасительности священных изображений. Таким образом в Новом Завете рукотворенные святыни, бывшие в ветхозаветное время, не отменены, а только исправлены (Евр 9:10[429]), согласно показанному Самим Богом, — тень заменена истиной.




Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...