Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мт



Сектанты говорят:

1) Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мт. 18:20[210]).

В стих. 19-20[211] (Мт. 18) Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (ср. стих 17[212]), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них (ср. Ин. 14:23;[213] 1 Ин. 3:23-24;[214] 4:18-21[215]). Ослушники Церкви (ст. 17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь (Мт. 12:30[216]). “Собравшиеся во имя кого-либо,” — учит святой Василий Великий, — “без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол (Еф. 4:1-4[217]) и Господь (Ин. 14:23[218]). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. Α собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: “ что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю ” (Лук. 6:46; ср. Мт. 25:11-12;[219] Деян. 19:13-16[220]).[221] “Господь заповедал (Мт. 18:19[222]) сперва единодушие,” — пишет святой Киприан Карфагенский, — “указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом (1 Ин. 4:16[223]) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией.”[224]

2) Сектанты в свое оправдание за отпадение от прав. Церкви и образование общин указывают на 1 Кор. 3:10.[225]

Господь Иисус Христос основал единую Церковь, а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: “ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:11[226]). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. камней) и устроять из себя дом духовный — “ Божие строение ” (1 Кор. 3:9;[227] ср. Еф. 2:21-22[228]). Сектанты не строят, а “разоряют храм Божий” (1 Кор. 3:17[229]), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: “ кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ” (Мт. 12:30). Таких “строителей” (расточителей) апостол осудил (Гал. 1:8-9[230]), и “ покарает Бог ” их (1 Кор. 3:17;[231] ср. Мт. 21:44[232]), и “делу” их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В стих. 10-23 (1Кор 3) апостол Павел внушает своим преемникам — пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви (“строения Божия”), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно. Золото, серебро, драгоценные камни означают, вообще, прочный, дорогой материал, соответствующий по качествам основанию (1 Кор. 3:11[233]); таким прочным материалом служит здравое учение, согласное учению Церкви Христовой, и христианские добродетели.[234] Дерево, сено, солома означают превратные понятия и суждения (1 Кор. 12:15[235]), увлечение человеческою мудростью (3:18[236]), неразумное пользование свободой христианской (8-11 гл.), наконец, порочную жизнь (5-6 гл.). В день суда Божия (стих 13[237]) будет испытано достоинство дел пастырей и всех верующих (“Огонь” — символ испытания, суда Божия). Чье дело устоит на суде, тот получит награду, а чье дело не выдержит испытания, тот “сгорит,”[238] лишится награды (“потерпит урон”); “впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня”: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме: один выбежит невредимым, другой — опаленным, а иной и сгорит в огне. Так будет с худыми строителями. Одни будут помилованы, другие будут наказаны, смотря по степени вины, а иные пойдут в огонь вечный.

3) По слову апостола, мы устрояем сами “ дом духовный ” (1 Пет. 2:5[239]), почему и отпали от православной Церкви.

Подобно апостолу Павлу и апостол Петр представляет Церковь Христову под образом здания. В основании здания положен живой камень — Иисус Христос, Источник и Податель жизни (Ин. 6:35,[240] 51[241]), а отдельные христиане — живые камни (оживляются благодатью Божьею), из которых слагается здание. Вступая в общение со Христом (“приступая к Нему”), христиане под Его невидимым водительством и силою Святого Духа, при посредстве таинств и пастырского руководства (ср. 1 Пет. 5:1-5[242]) должны “ сами ” нравственно обновляться, чтобы из них устроилось одно христианское общество, “одно стадо” (Ин. 10:16[243]), один духовный дом, проникнутый одним духом, одной верой и одной надеждой (Еф. 4:3-6[244]). Слово “ сами ” (1 Петр. 2:5[245]) указывает, что не одна благодать Божия совершает освобождение христиан от греха, но при деятельном соучастии их воли.

Под духовными жертвами (1 Пет. 2:5) разумеются христианские добродетели: дела милосердия, любви, молитва и др. (ср. Пс 49:14;[246] 50:18-19;[247] Евр. 13:15-16;[248] 2 Тим. 4:6[249] и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим 12:1;[250] 2 Тим. 4:6[251]), почему в переносном смысле называются (христиане) “священством святым.” Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви.

4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью правосл. ссылаются на слова апостола: “ ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные ” (1 Кор. 11:19).

“Апостол говорит не о разномыслиях в догматах,” — объясняет блаженный Феофилакт, — “но о таких разделениях, каково, наприм., относительно столов. Что же значит: надлежит?[252] Так как вы — люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: “ надобно прийти соблазнам ” (Мт. 18:7), т.е. поелику в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. “ Дабы (ινα) открылись между вами искусные ” (1Кор 11:19).[253] Частица “дабы” означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест.[254] Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители.”[255] Так как возникшие среди коринфян “ разделения ” (1 Кор. 11:18[256]), “разномыслия” (11:19) касались их благоповедения (11:21[257]), то апостол обличает их кротко — “ не похвалю ” (11:22[258] ср. Стих 16[259]). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал. 1:8-9[260]); называет то “псами” (Филип. 3:2[261]), то “сожженными в совести” (1 Тим. 4:2[262]), то “служителями диавола” (2 Тим. 2:26[263]). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин. 10:16;[264] 13:35;[265] 15:4;[266] 17:21[267] и др.), учил и молился апостол (Еф. 4:2-6;[268] Рим 15:5-6;[269] 1 Кор. 1:10[270] и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал. 1:8-9[271]) и подлежат строгому суду Божию (Иуд. 1:4-23).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...