Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зенитные орудия против орудий штурмовых



На территории Северного острова Брестской крепости в Восточном форте дислоцировался 393‑й отдельный зенитно‑артиллерийский дивизион 42‑й стрелковой дивизии. Согласно штатного расписания, две батареи дивизиона должны были иметь на вооружении 37‑мм зенитные орудия обр. 1939 г. 61К, а одна батарея 4 76,2‑мм зенитных орудия образца 1931 г. 3К или образца 1938 г. По другим данным, «в нашем дивизионе находилось 12 орудий 76‑мм и один четырехствольный зенитный пулемет. С 20 на 21 июня 1941 года 2‑я и 3‑я батареи уехали на тактические занятия, а наша 1‑я батарея осталась в карауле». Семенюк Р. К., младший сержант 393 ОЗАД («Героическая оборона», 1963).

Тем не менее к 22.06.1941 г. в крепости из состава 393 ОЗАД осталось только 2 76,2‑мм орудия, которые находились в парке дивизиона с наружной стороны внешнего вала форта, в транспортном положении.

«…мы добрались к орудиям и стали вести огонь по вражеским самолетам». Семенюк Р. К., мл. сержант 393 озад («Героическая оборона», 1963).

Бойцы дежурной батареи по боевой тревоге, выскочив в артиллерийский парк, стали готовить орудия к открытию огня, другие в это время подносили из склада снаряды. Так как орудие обр. 1931 г. 3К (как и 38 года) являлось полустационарным, то для того, чтобы открыть из него огонь, орудие необходимо было перевести из транспортного положения в боевое, что являлось довольно трудоемкой операцией, занимало более 5 мин (для модификации 38 г. – 1,5 мин), и требовало усилий нескольких человек подготовленного расчета. Все это время район расположения зенитных орудий находился под огнем мортир 34‑й пехотной дивизии. Несмотря на это зенитчики открыли огонь по пролетавшим немецким самолетам, но, вскоре понеся потери, оставили орудия и укрылись в казематах. Однако позже эти орудия снова открыли огонь. При этом утверждается, что именно из них были подбиты немецкие танки, вошедшие на территорию Северного острова.

В книге «Брестская крепость на ветрах истории» (Брест, 2004) говорится, что немецкий танк был подбит из зенитного орудия неподалеку от Северных ворот. На мой взгляд, это маловероятно. Зенитные орудия располагались с противоположной стороны форта и вести огонь в сторону Северных ворот не могли, да и нет другой подтверждающей информации о действиях немецких танков в районе Северных ворот.

«Наши две 76‑мм зенитные пушки стояли с внешней стороны подковы, обращенной в сторону Мухавца, на катках, стволами в сторону комсоставских домов, которые уже наняли немцы. Вот на эти дома без каких‑либо приборов, под ураганным огнем врага Шрамко со своими людьми обрушил залпы. Дома загорелись, оттуда побежали немцы. Но эта дуэль была коротка, как весенняя гроза. Скоро наши орудия были выведены из строя». Сухолуцкий С. М., рядовой 393 озад («Героическая оборона», 1963).

Вероятно, дело происходило так: около 14.00 час., получив информацию от наблюдателей о том, что в районе домов командного состава появились немецкие танки (на самом деле это были штурмовые орудия 201‑го дивизиона, поддерживавшие атаку пехоты на район обороны 98 опад – Восточные ворота), командир батареи старший лейтенант Шрамко С. Ф., собрав 6–7 бойцов (возможно, в их числе был и младший лейтенант Зильпуркаев Б. Г.), выскакивает из казематов форта и бежит к орудиям.

Следует заметить, что зенитные орудия имели раздельную наводку. В вертикальной плоскости орудие наводилось с помощью подъемного механизма секторного типа, расположенного слева от ствола, в горизонтальной плоскости – с помощью поворотного механизма, расположенного с его правой стороны. То есть для прицельной стрельбы из зенитного орудия требовался расчет минимум из 3 человек (а отнюдь не «герой‑одиночка»).

Так как на орудиях отсутствуют (либо разбиты) прицелы для стрельбы прямой наводкой по наземным целям, орудия наводят «по стволу», все же надеясь поразить видневшиеся в дыму и гари 2 штурмовых орудия у Восточных ворот, ведущие бой с 98 опад. Снаряды на позиции остались с утра, когда пытались вести огонь по самолетам. Зенитчики успевают сделать несколько выстрелов, но с такого расстояния в приземистое штурмовое орудие без прицела попасть можно только случайно. Тут же позиция зенитчиков накрывается ответным огнем из расположенных напротив домов комсостава. Зенитчики пытаются поразить огневые точки в домах, делают по ним несколько выстрелов. Попадают – одна из огневых точек замолчала, из загоревшегося от попадания снаряда дома выскакивают немецкие солдаты, но больше находиться под плотным обстрелом на открытой позиции невозможно. Бойцы под огнем отходят в казематы. При этом Шрамко погибает.

БА‑10

«Прорыв можно было осуществить только при помощи бронемашин. У нас в тот период на вооружении были трехосные бронемашины. На каждой из них находилось по два пулемета, одна 45‑мм пушка и радиостанция». Матевосян С. М., заместитель политрука 84 сп («Героическая оборона», 1963).

Согласно официальной версии, по приказу комиссара Фомина Матевосян на 3 БА‑10 из состава 75 ОРБ, утром 22.06, предварительно загрузив в машины боезапас, предпринял попытку прорыва из крепости, в ходе которой совершил рейд по Северному острову, попутно расстреляв группу немецкой пехоты, обсудив обстановку с защитниками домов комсостава. После чего БА возвратились в Цитадель, где и были подбиты.

Попробую предложить свой вариант развития событий[2]:

4.00. Солдаты первой волны штурмовых групп из состава 10, 11, 12‑й рот входят на территорию Цитадели. Никакого сопротивления, лишь в дыму мелькают отдельные фигуры бегущих русских.

4.05. Занят костел, столовая комсостава, атакующие разделяются, часть продвигается к Трехарочным воротам, захватывая столовую 33‑го инженерного полка и далее на Северный остров, часть продвигается к казарме 84 сп, зданию Инженерного Управления, где и нарываются на контратаку бойцов 84 сп.

4.30. После допроса захваченных во время контратаки пленных Матевосян занимает место в одном из БА‑10 75 ОРБ, в который в спешке загружают снаряды. Бойцы торопятся, склад горит, а два первых бронеавтомобиля уже поехали к Трехарочным воротам, торопясь покинуть крепость и выйти в пункт сбора батальона по тревоге.

Вторая атакующая волна немцев (в составе которой ефрейтор Тойчлер) атакует от Тереспольских ворот и, пробегая мимо расположения 455 сп по направлению к Трехарочным воротам, сталкивается с двумя подъезжающими к этим воротам БА‑10. После короткого боя БА‑10, обстрелянные бронебойными пулями из пулеметов и карабинов, отходят назад к Белому дворцу, где, пытаясь избежать попаданий, двигаются по дороге вдоль Белого дворца.

Около 5.00. «Вдоль дороги, ведущей к 84‑му полку, ходили три броневика из 75‑го Отдельного разведывательного батальона. Следуя один за другим, они двигались то вперед, то задним ходом. Из башен торчали небольшие пушки». Долотов И. И., ст. сержант 33‑го инж. полка («Героическая оборона», 1963).

Под прикрытием 3 БА‑10 Долотов с несколькими бойцами перебегает в казарму 84 сп за боеприпасами. Возвращаясь назад, группа Долотова была обстреляна.

«Стреляли откуда‑то сзади. Броневики уже покосились, два из них горели». Долотов И. И., ст. сержант 33‑го инж. полка («Героическая оборона», 1963).

5.00–5.10. «Вдруг на площадку садика выскочил бронеавтомобиль и, развернувшись, остановился у линии обороны, занятой нами. Из машины, шатаясь, спустился раненый водитель, а за ним показался комсорг 84‑го стрелкового полка Матевосян в гимнастерке со знаками различия полкового комиссара». Дурасов А. И., старшина 84 сп («Героическая оборона», 1963).

То есть в 5.10–5.15 час два БА‑10 были подбиты, причем один у стены казармы 33‑го инженерного полка. Вероятно, машины были поражены в результате обстрела бронебойными пулями из карабинов и пулеметов, винтовочных гранатометов «Schiessbecher» и огня противотанковых ружей PzB‑39. Бронеавтомобиль, в котором находился Матевосян, также получил повреждения, броня была пробита, водитель машины ранен, а башенный стрелок Григорьев убит. Но БА‑10 смог уйти за здание Белого дворца.

5.10–5.30. «Гитлеровцы подняли над крепостью, в стороне 333‑го полка, аэростат для наблюдения и корректировки огня. Комиссар Фомин приказал любыми средствами убрать его. Но чем? Ведь в результате непрерывного артиллерийского огня и воздушных налетов врага техника нашего полка была полностью уничтожена за исключением двух 45‑мм орудий, которые для зенитной стрельбы не годились. Посоветовавшись с артиллеристами, мы вырыли яму, опустили сошники орудий вниз, чтобы создать большой угол подъёма ствола. Но снаряды были только бронебойные. Мы взяли их, как мне помнится, с той бронемашины, на которой Матевосян ходил в разведку. Вот этими снарядами я и открыл беглый огонь по аэростату». Дурасов А. И., старшина 84 сп («Героическая оборона», 1963).

Еще несколько эпизодов боев в крепости, связанных с боевым применением бронеавтомобилей БА‑10:

Попытка бойцов 33‑го инженерного полка выбить немцев из помещений столовой и кухни, расположенных на первом этаже казармы и примыкавших к правому проему Трехарочных ворот. Так как атака на столовую не дала результатов, то: …

«В ночь на 23 июня Лерман с бойцами снял с подбитого невдалеке броневика пушку и снаряды и решил использовать эту “артиллерию” в атаке на столовую. Утром принялись за дело. Стреляли из пушки по окнам кухни и столовой». Долотов И. И., ст. сержант 33‑го инж. полка («Героическая оборона», 1963).

Во‑первых, Долотов сам в этом мероприятии не участвовал и пишет, скорее всего, об услышанном намерении от Лермана или другого бойца. А затем слышал стрельбу из орудия по столовой. И затем, в своих воспоминаниях, увязал эти события вместе.

В действительности же дело могло обстоять следующим образом: приступив к исполнению своего намерения, Лерман быстро убедился в бессмысленности снятия орудия из БА. Хоть в башне БА‑10 и имелся специальный люк для демонтажа орудия, но сама эта операция отнюдь не проста (вес орудия 313 кг), требует использования инструментов, а в условиях темноты, постоянной угрозы обстрела становилась и вовсе невозможной. И (самое главное) даже чудом вынув орудие из башни бронеавтомобиля и каким‑то образом укрепив его в кирпичах, более одного (а скорее и ни одного) выстрела произвести бы не удалось – учитывая силу отдачи орудия при выстреле (величина силы отдачи 45‑мм орудия 20К мне неизвестна, но (для сравнения) усилие отдачи 23‑мм орудия ВЯ‑23 на штурмовике Ил‑2 составляло 5500 кг) и неработающих противооткатных устройствах. В общем, поняв бессмысленность этой затеи, Лерман поступил проще. Забравшись в БА‑10, подбитый у стены казармы 33‑го инженерного полка, он открыл огонь из орудия, видимо, тоже бронебойными снарядами, по окнам столовой, но «весь израсходованный запас снарядов никакого результата не дал, так как все снаряды попадали в боковую стену оконного проема». Долотов И. И., ст. сержант 33‑го инж. полка («Героическая оборона», 1963).

Так как огонь велся под острым углом бронебойные снаряды рикошетировали. Что и подтверждается фотографией подбитого у казармы инженерного полка БА‑10, башня которого развернута как раз в сторону помещения столовой.

Второй эпизод – это использование подбитого БА‑10 для баррикадирования проема Холмских[3]ворот.

«Пришлось как следует укрепить Холмские ворота: притащили бронемашину, затем приволокли 45‑мм пушку, а между ними навалили разного хлама». Кочин Л. А., лейтенант 84 сп («Героическая оборона», 1963).

Бронеавтомобиль, видимо, все‑таки прикатили, причем данная операция облегчалась тем, что БА‑10 имели пулестойкие шины «ГК», заполненные губчатой резиной.

Также следует заметить, что бронеавтомобили БА‑10 в Брестской крепости применяли и немцы. Из‑за отсутствия в 45 пд штатных бронеавтомобилей при блокировании Восточного форта использовался трофейный БА‑10[4].

«Фашисты упорно старались сломить боевой дух защитников. Помню, однажды приволокли они наш броневик и водрузили на нем фашистский флаг». Никифоров В. П., рядовой 98 опад («Героическая оборона», 1963).

Для подавления боевого духа защитников немцы применяли другие методы, флаг со свастикой на используемой трофейной бронетехнике служил опознавательным знаком для своих войск. Судя по фотографиям подбитых в Брестской крепости советских бронеавтомобилей, на вооружении 75 ОРБ состояли средние бронеавтомобили модификаций БА‑10 и БА‑10М, которые к началу войны никак не могли считаться устаревшими. Выпуск их начался в 1938 и 1940 годах, соответственно.

Бой за Брестскую крепость в документах вермахта и воспоминаниях её защитников и штурмующих. (февраль – август 1941 г.)

Ростислав Алиев (Россия, с. Кыштовка Новосибирской области).

«Королевский тигр» атакует Брест





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...