Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Славяно- греколатинская академия в 1686 году в Заиконоспасском монастыре была основана братьями Лухудами.
МГУ основан в 1755 году Ломоносовым. Первоначально было 3 факультета:
· Философский;
· Медицинский;
· Юридический.
Сначала обучение было на философском факультете. Далее философия развивалась с помощью отдельных лиц: Ломоносов, Радищев, Сковорода.
Полный рассвет философии приходился на 19 век. Русская философия была идейно- религиозной. Церковь не была отделена от государства. Особенности русской философии: русская культура и история- отсюда философия черпала многое.
Славянофилы и западники.
Направление проявляется в 1930-х годах.
Славянофилы.
Кириевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы.
Славянофилы ратовали за самобытный путь России, считали, что Россия должна развиваться своим путём,не оглядываясь на Восток и Запад. Они представляли народ как единый организм, каждый человек только часть организма, должен подчинить свои интересы интересам народа.
Особенности:
· коллективизм;
· общинное устройство жизни;
· православная идеология.
Славянофильство создаёт идею цельного верующего разума. Появляется специфическое понятие «живознание»- сочетание веры, разума, любви.
Алексей Хомяков в сових записках о всемирной истории излагал о двух соперничествующих началах: иранстве и кушинстве, основанных на двух типах религии.
Иранство- иудаизм и христианство. Здесь главное- свободное творение Богом мира из ничего.
Кушинство- здесь ир твориться по необходимости: буддизм, индуизм.
Западники.
Петр Алексеевич Чаадев - западник, свои идеи изложил в философических письмах в 1829-1831-х годах.
Западничество утверждало, что Россия должна ориентироваться на западные страны. Чаадаев предлагал сменить православие на католицизм, и за это наблюдался у психиаторов в течение 4-х лет.
Виссарион Белинский - литературный критик, закончил философский факультет МГУ; родился на территории Финляндии, критиковал Россию за то, что у нас нет литературы. У Белинского философский интерес представляют интерес к Гоголю. Он считал, что русский народ должен ориентироваться на закон, а не на церковь.
Александр Герцен - атеист, материалист. Его мать была немецкого происхождения. Герцен издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол», которые были призваны разбудить Россию от спячки. Россия должна придерживаться срединного положения между личностью и обществом.
Владимир Соловьёв- «Оправдание добра», ученик Янкевича, в 21 год уже был доцентом университета, но оставил академическую профессию, выступал против позитивистских западных идей. Его диссертация называлась «Кризис в западной философии». Создаёт метафизику всеединства. Большое значение занимает его учение о Софии, «Божественная премудрость». Соловьёв пишет о том, что западная философия исчерпала себя, так как была слишком теоретической.
На первый план выходит жизненная философия, которая интересна человечеству, которая делает человека человеком. Историю Соловьёв представляет как от веры человечества к Богу человечеству, то есть обожание человека (человек проникается божественной сущностью). Для него важными понятиями были София, всеединство.
Общинность - некоторая родственная связь между людьми на основе православия.
В конце жизни Соловьёв пришёл к тому, что в России реально существует зло, и не только в России. Считал, что России грозит война (русско-японская война).
Николай Бердеев (1874-1948гг.)
Говорил, что смысл и цель истории- это Богочеловечество. Особенностью этого является абсолютная свобода. Он создаёт метафизику свободы- основное понятие, предшествующее Богу. Человек полностью свободен и поэтому может выбрать путь добра или зла. Оппонирует софиологии, так как она противоречит творчеству свободы личности- «смысл творчества по познанию человека», «философия неравенства».
В 1907 году появляется ещё одно напрвление в русской философии- философия имени. Суть: особое почетание имени божьего. В имени Иисус обнаруживает себя сам Бог, то есть в имени выражается сама сущность вещи, сама вещь.
Флоренский, Лосев - философы имени.
Софиология- М.А. Булгаков. Он видел в России субъект мирового хозяйства, видел цель в возвращении природе её софийной красоты. По-новому изложил христианскую догматику (учения христианства).
Трубецкой – софиология. Видел в Софии мир платоновских идей, отказываясь от варной софии.
Русский космизм
Вернадский, Циолковский, Николай Фёдоров, Чижевский.
Проблемы здесь: человек и вселенная, человек и космос, ответственность человека. К.Э. Циолковский видел смысл в распространении человечества за пределами Земли. Считал Землю колыбелью человечества, предполагал, что человечество будет жить на других планетах.
Вернадский создаёт идею ноосферы- сферы разума. В отличие от биосферы (живые организмы), считал, что ноосфера- высшее развитие биосферы. Человек с помощью разума будет управлять всей природой, сейчас в мире отличается господство разума.
Николай Фёдоров- « Философия общего дела». Считал главным проективный подход к истории, человек должен понимать смысл цели, ради которой он живёт. Говорил, что людям положено заботиться о мире и о себе, так как после искупления первородного греха Иисусом Христом спасение мира и спасении человечества становиться спасением самого человека. Человек должен объединиться друг с другом, то есть объединение человечества, необходимо убрать отчуждённость между людьми, преодолеть отсутствие братства, преодолеть забвение усопших. Человек не должен жить эгоистом.
Фёдоров считал, что человеческое родство лежит в основе Бога. Родство предполагает память о своих отцах, мы должны чтить память предков. Наиболее естественной религией должен быть культ предков.
Философия Толстого и Достоевского
Философия Достоевского полностью находиться в его литературных произведениях. Толстой родился в 1828 году, умер 1910 году. Он был отлучён от церкви, так критиковал социальное богословие, по-своему интерпретировал религию.
11.Учение о бытии. Виды, свойства, концепции бытия:
Онтология-учение о бытие
Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать.
Философский смысл бытия- причина всего сущего.
Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя.
Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной.
Доказательства бытия:
· От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было;
· От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует;
· От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом;
· От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться;
· От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления
Бытие - это то, что существует в сознании и порождает особенности:
· Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени;
· Многообразный мир беспрерывно изменяется.
Формы (виды) бытия:
· Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на:
· Бытие явлений, природы(первая природа);
· Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа);
· Бытие человека:
· Бытие человека в мире вещей;
· Специфически-человеческое бытие;
· Бытие духовного(идеального):
· Индивидуализированное духовное;
· Объективированное духовное;
· Бытие социального:
· Бытие индивида;
· Бытие общества
Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека.
Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность.
Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное.
12.Философское и научное понимание материи. Материальное и идеальное:
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 786 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!