Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стилистическая оценка лексической омонимии и смежных явлений



Возникновение двусмысленности возможно не только при случайной или стилистически мотивированной актуализации различных ЛСВ многозначного слова, но и при употреблении омонимов – одинаково произносимых и пишущихся, но совершенно разных по значению слов одной части речи.

Омонимия как форма реализации парадигматических отношений в языке внешне напоминает полисемию. Но у многозначных слов различные значения не изолированы друг от друга, а связаны, системны, тогда как омонимия находится за пределами системных связей в языке. В толковых словарях различные значения многозначных слов приводятся в одной статье, а омонимы – в разных.

Контекстуальное столкновение омонимов по аналогии с одновременной реализацией разных ЛСВ многозначного слова лингвисты называют неснятой омонимией. Этот двузначный термин О.Н. Емельянова определяет так:

1. «Стилистический прием, заключающийся в неоднозначности высказывания, фразы; в возможности их двоякого понимания, возникающей из-за употребления слов, имеющих омонимы, в контексте, не уточняющем значения этих слов. Например: Выбейте ему мозги (1. Разговор у кассы магазина; 2. Реплика в драке)».

2. «Речевой недочет, заключающийся в неоднозначности высказывания, фразы, возможности их двоякого понимания из-за употребления слов, имеющих омонимы, в контексте, не уточняющем значения этих слов. Напр.: Наша шахматистка отстала от соперницы в развитии»(46, с.348).

Небрежное отношение к употреблению слова, имеющего омоним, и, как следствие, недостаточность контекста может быть причиной неясности высказывания: «Освобожден за беспринципность», «Виноват брак» (заголовки статей в газете). Сравните: Брак наносит ущерб себе и государству (плакат).

Вне контекста неясен смысл предложений:

· «Способные ученики переводятся» («…в следующий класс» или «…постепенно исчезают»?).

· «Мы заметили в овраге ключ» (дверной, гаечный или родник?).

· «Сталевары гордятся своими плавками» (без комментариев).

· «Если бы я был скульптором, я бы вас высек!» («...из мрамора» или «...розгами»?). Этот пример можно отнести и к речевой недостаточности.

Возникшая на почве омонимии двусмысленность может порождать различные анекдотические ситуации и курьезы. Один из таких забавных случаев описан А.С. Пушкиным:

Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. «По страсти, – отвечала старуха. – Я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (причиной комизма стали омонимы страсть1 ‘сильное чувство, с трудом управляемое рассудком’ и страсть2 – ‘ужас, страх’ (просторечное слово).

Основой каламбура или причиной неясности высказывания может стать и внутрисловная антонимия (энантиосемия), которую некоторые исследователи (напр., Н.М. Шанский) считают особой разновидностью омонимии. Примеры:

По радио: Вы прослушали четыре маленьких пьесы для фортепиано (каламбур А. Кнышева).

Студенты прослушали лекцию (неясно: выслушали внимательно или пропустили «мимо ушей»).

Тем не менее в речевой практике ошибки в употреблении собственно омонимов встречаются сравнительно редко, чаще мы имеем дело с намеренным их обыгрыванием в художественной речи. Например, в стихотворении «Тёзка» и других каламбурных стихах Якова Козловского из его книги «Игры с буквами и словами» (1998):

– Я слово малое – предлог,

Но падежа сжимаю повод.

– А вы кто, тёзка? – Я предлог,

Что значит вымышленный повод.

(Обыгрываются омонимы: повод1 – часть конской упряжи и повод2 – причина; предлог1 – часть речи и предлог2 – мотив, причина).

Большие возможности для появления различных сходных элементов речи предоставляют смежные с омонимией явления: омофония (совпадение только в звучании), омоформия (совпадение в звучании и на письме отдельных нетождественных форм одной или различных частей речи), омография (совпадение только в написании).

Пример омофонии: «Как шагнешь за порог – всюду иней, а из окон парок синий-синий» (из песни). Ср. со строкой из песни О. Митяева: «Непонятен и прост мой порок …»

Омофония возникает при совпадении в речи не только отдельных слов (например: рот – род, луг – лук, плот – плод, код – кот и т. п.), но и нескольких слов (правда, в этом случае ее нельзя считать полной):

Не вы, но Сима

Страдала невыносимо,

Водой Невы носима.

Омофония постоянно привлекает поэтов и является неисчерпаемым источником каламбуров:

«Лет до ста расти нам без старости» (Маяковский)

Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков).

Я в лес, и он влез, я за вяз, и он завяз (В. Даль).

Не под дождём – постоим да подождём (пословица).

Ср.: Он же ребенок! (жеребенок).

Во все колокола звонят! (в овсе).

Наполеон косил траву, поляки пели соловьями.

Что делал слон, когда пришел Наполеон? (загадка).

Была половина пол-овина (четверть); пришли половцы – осталось пол-овцы.

Последние примеры тоже основаны на частичной омофонии, так как в сопоставляемых отрезках речи разные фонетические и логические ударения.

На основе частичной омофонии создаются и суперкаламбуры – гетерограммы (с греч. «другая запись»), или полное переразложение фразы на отдельные компоненты, например:

Только раз любила – только разлюбила.

Ножа жду участи я – но жажду участия.

Сталина лётчики – стали налётчики.

Не грусти, Рая – негру стирая.

Азам учили – а замучили.

Обед не ешь – обеднеешь.

Пока лечили – покалечили.

Задание. Разложите на слова следующие речевые отрезки:

УВИДИМ НИНКАНАРЫ

СТАЛИНИЗМУЧИЛ РОССИЮ

ТЫ ВЕДЬМАДОННАРОЗА

ДРУГУДАР ПРИМИ

Я ЖЕНЕВЕРЕН

Омоформия (случайная или нарочитая) создает не меньшее количество каламбурных отрезков речи.

Например, в рассказе К. Паустовского «Кордон 237» бабка Настасья жалуется на внука Саньку, который убегает, «враг его расшиби, на целый день на выгон кожаный шар ногами гонять. И кто его только выдумал, тот футбол проклятый! Бьют и бьют от зари до зари, подметки себе начисто поотбивали, и все не то кричат, не то лают: гол да гол! А чему радоваться, ежели человек, скажем, гол как сокол! Нет того, чтобы бабке помочь, а все – гол да гол!»

Мастерски использовал в своих стихах омоформические рифмы поэт В.Я. Брюсов:

Закрыв измученные веки,

Миг отошедший берегу.

О, если б так стоять вовеки,

На этом тихом берегу.

Задание. Найдите все омоформы в следующих строфах В. Брюсова:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть чёрных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

По небу полосы синели,

Вечеровой багрец кроя;

В цветах черемух и синели

Скрывались водные края.

Вдруг лебедей метнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты царишь, свой свет струя…

Меж тем в реке – из сизой стали

Влачится за струей струя.

Задание. Проверьте и поупражняйте свои творческие способности. Попробуйте придумать нечто подобное – например, сочинить двустишие или четверостишие, используя лексико-грамматические омофоны резка (сущ.) – резко (наречие), омоформы банки (стеклянные) – банки (сберегательные), стекла (Р.п. сущ.) – стекла (прош. вр. глаг.) и др. У вас вполне могут получиться каламбуры типа

Со стены, где написано «Резка стекла»,

Капля дождика в лужицу резко стекла.

Или:

Не храните деньги в баньках,

Деревянных и гнилых;

А храните лучше в банках –

Не в стеклянных хрупких банках,

А в швейцарских крупных банках,

Что надёжней остальных.

(В последнем варианте каламбурный эффект усиливается парономазией слов баньках – банках и хрупких – крупных).

Возможно сознательное использование в литературном произведении омографических эффектов. Вот как, например, звучат омографы у Марины Цветаевой:

«Все перемелется, будет мукой

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

Сравните:

Не рассорили нас – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

На лексической омонимии и смежных с нею явлениях строятся многие шутки, афоризмы, загадки, пословицы, например:

На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани (афоризм Я. Козловского). Сравните с афоризмом Эмиля Кроткого: Трамвай представлял собой поле брани (в этих изречениях обыгрываются омонимы: брань1 – оскорбительные, ругательные слова, ругань; брань2 – война, битва, бой (устаревающее традиционно-поэтическое и высокое слово).

Другие примеры:

Наша экономика в коме – в снежном коме коррупции, а украинская экономика в руках женщины с косой (о Ю. Тимошенко).

Разве может надоесть мысль о том, что надо есть?

У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (быки – опоры мостов).

Какие кошки мышей не ловят? (кошки электромонтёра).

В бою рубят, а после боя развлекают (шашки).

Оружье, фрукты, камни-самоцветы: одно названье – разные предметы (гранаты).

Загадки с омофонами:

Ел старик хлеб сухой. Откуда же рыбьи кости? (с ухой).

Почему (или отчего) утка плавает? (– по воде или – от берега).

Загадка-шутка с омоформами:

Три теленка – сколько ног?

Ответ: сколько не три – останется четыре.

Анекдот с омоформами:

– Привет! Молодец, огурцом выглядишь!

– А как же, я ведь в банке работаю.

Задания:

1. Проанализируйте, какие омонимы и смежные явления стали у Я. Козловского лексической основой следующих строф (в цикле его стихотворений для младших школьников «О словах разнообразных, одинаковых, но разных»):

На виду полночных рос Хороша у Алены коса,

Кто на темном небе рос? И трава на лугу ей по косу.

Ясный лунный месяц. Скоро лугом пройдется коса.

Кто без кисти и белил Приближается время к покосу.

Крыши города белил?

Первый зимний месяц.

Снег сказал: Сев в такси,

Когда я стаю, Спросила такса:

Станет речка голубей, – За проезд

Потечет, качая стаю Какая такса?

Отраженных голубей.

В камзоле баклажан Облака уже красны,

Был полон блеска, Смотрят сосны:

На кухне утром Лихо прыгают козлы

Он сказал селедке: Через козлы.

– Треска зазналась! Крикнул филин:

Ишь, как много треска – Я сего

Изволила поднять на сковородке! Не одобрил дела.

Ну-ка марш, козлы, в село!

Солнце село.

Рыбачьей удалью блесну Сосульки, как носы у цапель,

И в речке возле леса И тают, словно карамель.

Поймаю щуку на блесну. Я слышу звон апрельских капель,

Эх, выдержала б леса! Поет весенняя капель.

2. Определите, в каких случаях обыгрывается многозначность, а в каких – омонимия или смежные с нею явления в стихотворении С. Кирсанова «Птичий клин»:

Когда на мартовских полях

лежала толща белая,

сидел я с книгой, на полях

свои пометки делая,

и в миг, когда мое перо

касалось граф тетрадочных,

вдруг журавлиное перо

с небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

и не один, а стаями,

крича скрипуче, как журавль,

в колодец опускаемый.

На север мчался птичий клин

и ставил птички в графике,

обыкновенный город Клин

предпочитая Африке.

Журавль был южный, но зато

он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

что мне перо пожаловал.

Как и сама омонимия, каждое из смежных с нею явлений может быть намеренно или случайно не снятым. В последнем случае такое речеупотребление считается лексико-стилистическим недочетом. Примеры:

Неоправданная омофония: В этом году наш коллектив наладил творческий контакт с НИМИ (вместо... с Научно-исследовательским институтом молочной торговли и промышленности). Сравните: Нарисуйте луг (или лук?). Небезупречно с позиций омофонии и хорошо известное поздравление С Дне м учителя!,так как в нем в беглой речи и при обычном ее темпе конечный звук [м] частично переносится на начало следующего слова, создавая противоположный комический смысл.

Перед произнесением фразы нужно постоянно задумываться о семантико-фонетической гармонии рядом стоящих слов, иначе при восприятии вашей речи может возникнуть какофония, т.е. неоправданное стечение звуков, вызывающее нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации. Таковы, например, высказывания И запер дело в сундуке, К нам привезли больную с раной (в речи медработника) и т.п. Какофонии (или какологии) следует избегать при создании аббревиатур. Например, неудачно инициальное звуковое сокращение СРЯ (современный русский язык) или ГРОБ (гражданская оборона). Какофонией иногда «грешат» (случайно или намеренно) и классики. Например, у А. Блока встречаем:

Утёк, подлец! Ужо постой,

Расправлюсь завтра я с тобой.

Какофония может стать юморообразующей основой анекдота – например, такого (в нем пародируются беседа двух интеллигентов, один из которых туг на ухо):

– Вам нравится язык Эзопа?

– Простите, язык и что?

– А способны ли Вы полюбить радикала?

– Простите, ради чего?

Неоправданная омоформия: И снова – простой! (сущ. м.р. в И.п. или прилаг. в м.р. ед.ч.?), Старуха хранила деньги в банке (от сущ. банк или банка?); ср.: Мальчика послали за гранатами (мн.ч., Т.п. от гранат или граната?), Теперь ты мой! (последнее слово – притяжательное местоимение или глагол в повелительном наклонении?).

Неоправданная омография имеет место в тех случаях, когда возникают затруднения (разночтения) при восприятии письменной речи. Поэтому, например, в тексте для радиопередачи ставят знак ударения над словами, имеющими омографы, в предложениях типа: «Он мог нам оказать большую помощь»; «Мы рассматривали интересный замок». Необходимо ставить и точки над ё в предложениях типа «Один осел у нас, другой – в соседней деревне» или «Вы давно все это знали».

Возможна неоправданная актуализация в одном слове нескольких смежных явлений. Например, при восприятии предложения В этом тесте нет ни одной изюминки в зависимости от того, устная это или письменная речь, возникает двусмысленность на почве омоформии (форма П.п. от сущ. тесто или тесть?) и может появиться разночтение на почве омографии (при произнесении твердого [т] перед [э]).

Дети порой неверно воспринимают на слух поэтические строки:

· Вздохнули ль вы, внимая тихий глас // Певца любви, певца своей печали?

· Со сна садится в ванну с льдом (А.С. Пушкин);

· С свинцом в груди лежал недвижим я (М.Ю. Лермонтов);

· И шаг твой землю тяготил (В.Я. Брюсов);

· Шуми, шуми волнами, Рона … («волна Мирона»; К.Н. Батюшков).

Задания:

1. Восстановите с учетом омографии и омофонии первоначальный облик, смысл и пунктуацию неверно воспринятого на слух и, как следствие, неверно записанного предложения:

Хочется сказать об учителе как о человеке, стоящем с мелом не только у доски и способном работать с утками.

2. Проанализируйте, какое явление стало причиной нескольких последовательных смысловых сдвигов в диалоге:

–На улице ни души!

–Хорошо, я сделаю это дома, – сказал Отелло

и …спрятал флакон с духами в плаще.

3. Определите смежные с омонимией явления, ставшие причинами неясности предложений:

Он совсем не мой (о ребенке).

Мальчик наконец нашел нужный ему пруд.

Можно ли быть равнодушным ко злу?

Это безобразное сочинение!

Как же они туда попадали?





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 979 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...