Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Развитие фрактальной теории в архитектуре



Развитие фрактальной теории в архитектуре. 2010. М. П. Кравченко

Введение

· Глава I. Предпосылки формирования теории в эпоху Нового времени

· Глава II. Становление теории в XX веке

· Глава III. Развитие теории в ХХI веке

Заключение
Список использованных источников

Введение

В конце ХХ века в естественных науках происходят изменения. Математическая теория самоорганизации считается уже основательно разработанной. Она заставляет по-новому взглянуть на окружающий мир, подрывает позиции однозначного детерминизма [1]. На основании данной теории строится новое междисциплинарное направление в науке – синергетика, «занимающееся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы» [2]. Значительное внимание уделяется фрактальной теории. Архитекторы и градостроители начинают применять данное направление в своей деятельности.
В свой работе прежде всего хочу рассмотреть учение о форме, т.к. фрактал – это прежде всего форма. Следующим этапом, нужно отметить основные вехи в развитии фрактальной теории в архитектуре и градостроительстве в ХХ и XXI веках.
Термин «фрактал» (fractus - изломанный) ввел в употребление французский математик Бенуа Мандельброт [3]. Фрактальная теория мгновенно внедряется в научное познание, которое в свою очередь приобрело качественно новый язык. В связи с этим, в различных областях науки произошли изменения, в т.ч. и в архитектуре, градостроительстве. В связи с развитием данной теории существует несколько определений термина «фрактал». Остановимся на одном из них, на мой взгляд, наиболее удачном. «Фрактал – это сложная структура, пространственная форма которой изломана и нерегулярна или регулярна; хаотична или упорядочена, и повторяет саму себя в любом масштабе» [4]. Основными свойствами фрактальных структур в архитектуре и градостроительстве можно считать – самоподобие или иерархичность (многослойность), способность к развитию и непрерывному движению (генетичность), дробная размерность, непрерывность, принадлежность одновременно к хаосу и порядку.
В архитектуре и градостроительстве создаются и реализовываются проекты с применением фрактальной теории: работы П. Эйзенмана, Ч. Дженкса, генеральный план города Дубай (ОАЭ).
В связи с всеобщей компьютеризацией фракталы стали доступны для прямых наблюдателей. Они оказались невероятно привлекательными для архитекторов и градостроителей прежде всего с эстетической точки зрения, а также – с философской, психологической. На первом этапе развития фрактальная теория воспринималась на чувственно-эмоциональном уровне.
Смысл философского объяснения понятия «фрактал» заключается в пояснении неустойчивого состояния эволюционирующих систем. Метафизика фрактального принципа функционирования систем предполагает возможность определения статуса этого принципа как универсального в архитектуре и градостроительстве. Определенные характеристики фракталов, а именно самоподобие, динамическое развитие при отсутствии безусловной определенности и завершенности, позволяют оперировать понятием «фрактал» в процессе поиска максимально продуктивного пути к визуализации невидимой информации в процессе творчества. Некоторые исследователи говорят о фрактальном принципе как о единственно возможном подтверждении правомерности гегелевского толкования сущности «понятия» с помощью визуально воспринимаемых структур. В творческой деятельности архитектора и градостроителя подобные вопросы становятся особенно актуальными, поскольку механизмы создания архитектурной композиции (концепции) представляют собой одновременно стремление к образованию определенной системы иерархических структур, концептуальному обозначению понятий. Отсылка к невидимой сущности понятий посредством природных форм и цветовых сочетаний, несущих символическое значение, может явиться максимально уместной формой визуального представления понятий. Поиск эффективных способов гармонизированного сочетания иррационального и рассудочного, соответствия художественного образа объекта концептуальной и сущности информации, делает обоснованным использование в архитектурном формообразовании не только фрактального принципа, но и самих фрактальных структур. Уникальная способность фрактала синтезировать эмоциональный посыл с рациональным началом в аспекте применения этого принципа в архитектурной и градостроительной деятельности предоставляет огромные, если не бесконечные, возможности для создания выразительных и логических структурированных пространственных образов [1].
Благодаря фрактальному мышлению можно воспринимать научное познание будущего как одну из форм небытия, превращающуюся в бытие настоящего в рамках современной онтологической теории.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...