Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[997] 997. См. ДДГ, 8, 14, 16.
[998] 998. См. выше, Глава 3, раздел 5.
[999] 999. Никон, 10, 186.
[1000] 1000. Ипат., с. 220.
[1001] 1001. О термине гость см. Киевская Русь.
[1002] 1002. См. В.Е. Сыроечковский, «Гости‑Сурожане», ГА, 127 (1935).
[1003] 1003. Киевская Русь.
[1004] 1004. См. Флоровский, 2, 141‑142; он же «Českomoravské a slezské soukenictvi a výhodoevropský trh», ИИН, 46 (1940), 2‑5.
[1005] 1005. Рыбаков, с. 600; Флоровский, 2, 208‑210.
[1006] 1006. Киевская Русь.
[1007] 1007. См. выше, Глава 3, раздел 6.
[1008] 1008. См. ДДГ, сс. 40, 42, 52, 55.
[1009] 1009. См. выше, Глава 4, раздел 2; ср. Дьяконов, Власть, сс. 175‑176.
[1010] 1010. См. Дьяконов, Власть, с. 177. Согласно Тверской летописи, когда москвичи позже захватили Всеволожского, по приказу Василия II он был ослеплен (ПСРЛ, 15, 290). В других летописях такой информации нет, и достоверность Тверской в этом случае может подвергаться сомнению.
[1011] 1011. См. Преображенский, с. 153; Васмер, с. 300. Термин господарь происходит от старославянского господь, «господин» (в современном русском имеет также значение «Бог»). Преображенский, сс. 151‑152; Васмер, сс. 299‑300. Согласно Васмеру, корень второго слога в слове господь – индоевропейское potis (что по латыни означает «могущественный»).
[1012] 1012. Б. Чичерин, «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей», в его Опытах по истории русского права (М., 1858), см. особенно cc. 233‑237, 242.
[1013] 1013. Никон, 12, 115.
[1014] 1014. Владимирский‑Буданов, Обзор, cc. 361.
[1015] 1015. Dvina Land Charter, art. 5, MRL, p. 58. К моему переводу ст. 5 следует добавить предложение «And each thief shall be branded».
[1016] 1016. Судебник, 1497, ст. 9, Владимирский‑Буданов, Хрестоматия, 2, 85.
[1017] 1017. См. комментарий к этой статье Герберштейна, Герберштейн, cc. 83.
[1018] 1018. R. Schröder, Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte (4th ed. Leipzig, 1902), p. 756.
[1019] 1019. См. комментарий к этой статье Герберштейна, Герберштейн, с. 83.
[1020] 1020. Судебник, 1497, ст. 36, Владимирский‑Буданов, Хрестоматия, 2, 94.
[1021] 1021. A. Esmein, Cours élémcntaire d'histoire du droit français (13th ed. Paris, 1920), pp. 851‑853.
[1022] 1022. О термине jargu см. выше: Глава 3, раздел 7; Смирнов, Крымское ханство, cc. 43‑44.
[1023] 1023. О русской чеканке позднего Монгольского периода см. Г.В. Федоров, «Деньги московского княжества времени Дмитрия Донского и Василия I (1359‑1425)», МИАС, 12 (1949), 144‑185.
[1024] 1024. О системе кормления см. Киевская Русь; Ключевский, 1, 376‑377; 2, 356‑361; Ключевский, Боярская Дума, cc. 110‑119; Владимирский‑Буданов, Обзор, cc. 192– 194; С.В. Веселовский, Феодальное землевладение в северо‑восточной Руси (М.‑Л., 1947), 1, 263‑280.
[1025] 1025. Ключевский, Боярская Дума, cc. 101, 108‑110; Сергеевич, 1, 466‑477.
[1026] 1026. Ключевский, Боярская Дума, cc. 102‑108, 121‑123.
[1027] 1027. Срезневский, 2, 1738‑1739.
[1028] 1028. Redhouse, p. 608; Гордлевский, с. 53.
[1029] 1029. М.Т. Houtsma, ed., Recueil des textes relatifs á l'histoire des Seldjoucides, 3 (Leyden, 1902), 204‑205; Cp. Гордлевский, с. 53.
[1030] 1030. Redhouse, p. 1239; Steingass, p. 565.
[1031] 1031. Рашид I, 23 (рус. пер.); ВОТ, 7 (1861), 29 (персидский текст).
[1032] 1032. В современном русском языке полк тоже означает «военное подразделение».
[1033] 1033. Киевская Русь.
[1034] 1034. Военный аспект княжеского двора до сих пор упускался из виду в русской исторической литературе. См. глубокие замечания по этой проблеме Петра Струве, Струве, с. 35.
[1035] 1035. Никон, 12, 7.
[1036] 1036. Сергеевич, 1, 458.
[1037] 1037. ДДГ, с. 13.
[1038] 1038. АИ, 1, No 2.
[1039] 1039. См. В. Мавродин, «О появлении огнестрельного оружия на Руси», ВЛУ (1946), No 7, 72.
[1040] 1040. ЗО, с. 353.
[1041] 1041. Oman, 2, 228‑229.
[1042] 1042. Флоренский, 2, 325. В современном чешском puška означает «ружье».
[1043] 1043. Рыбаков, с. 603.
[1044] 1044. Согласно А.И. Соболевскому, имя Шереметьев происходит от «сарматский».
[1045] 1045. О местничестве см. Ключевский, 2, 149‑166; А.И. Маркевич, О местничестве (Одесса, 1879).
[1046] 1046. ДДГ, с. 65.
[1047] 1047. Там же, сс. 356‑357.
[1048] 1048. Владимирский‑Буданов, Обзор, с. 123, н. 1.
[1049] 1049. Новгород, сс. 82, 310.
[1050] 1050. Поместная система будет обсуждаться в 4 томе этой серии. О поместье см. К.А. Неволин, Полное собрание сочинений (С.‑Петербург, 1857), 4,191‑261; Ключевский, 2, 23‑242; Владимирский‑Буданов, Обзор, сс. 566‑574; С. В. Рождественский, Служилое землевладение в московском государстве XVI века (С.‑Петербург, 1896); Веселовский, Феодальное землевладение (как выше, No60), сс. 281‑313; Иляшевич, l, 368‑377; 2, 21‑57.
[1051] 1051. Судебник, 1550, ст. 26, Владимирский‑Буданов, Хрестоматия, 2, 129‑130.
[1052] 1052. Владимирский‑Буданов, Обзор, с. 129.
[1053] 1053. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (Москва, 1907), гл. 19, см. особенно сс. 1‑11, 13, 18‑20.
[1054] 1054. Владимирский‑Буданов, Обзор, с. 130.
[1055] 1055. О людях и своеземцах см. Киевская Русь.
[1056] 1056. Там же, с. 191.
[1057] 1057. О статусе смердов см. там же.
[1058] 1058. О мелких землевладельцах в Восточной Руси Монгольского периода см. Эльяшевич, 1, 247.
[1059] 1059. О термине сябры см. Киевская Русь.
[1060] 1060. Русское слово христиане происходит от слова «Христос»; крестьяне от слова «крест». На древнерусском «крестьяне» первоначально значило «христиане»; в современном русском оно означает «земледелец».
[1061] 1061. Струве, сс. 78‑84.
[1062] 1062. Эльяшевич, 1, 23.
[1063] 1063. Ст. 57, Владимирский‑Буданов, Хрестоматия, 2, 102 (христиане).
[1064] 1064. Ст. 88, там же, 2 173 (крестьяне).
[1065] 1065. Эльяшевич, 1, 59‑65.
[1066] 1066. В.О. Ключевский, Очерки и речи (Москва, примерно 1915), с. 210. Шире о роли монастырей в Монгольский период см. Ключевский, Курс, 2, 260‑280.
[1067] 1067. Ключевский, Очерки и речи, сс. 199‑215.
[1068] 1068. См. В.О. Ключевский, «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря», Опыты и исследования (2‑е изд., Москва, примерно 1915), сс. 1‑36.
[1069] 1069. О Св. Стефане Пермском см. Макарий, 4, 138‑139; 5, 236‑240; Голубинский, 2, 262‑296.
[1070] 1070. О русской живописи монгольского периода см. M. Alpatov and N. Brunov, Geschichte der altrussischen Kunst (Augsburg, 1932), pp. 285‑346; M. Алпатов, Андрей Рублев (М.‑Л., 1943); N.P. Kondakov, The Russian Icon, E.H. Minns, trans. (Oxford, Clarendon Press, 1927); P.P. Muratov, Les Icones russes (Paris, 1927); D.T. Rice, Russian Icons (London and New York, King Penguin Books, 1947); L. Ouspensky and W. Lossky, Der Sinn der Iconen (Bern, Switzerland, 1952).
[1071] 1071. О знаменном распеве см. В. Стасов, «Заметки о демественном и троестрохном пении», в его Собрании сочинений, 3. 107‑128; Н. Финдейзен, Очерки по истории музыки в Руси (М.‑Л., 1928), 1, 97‑103; A.J. Swan, «The Znamenny Chant of the Russian Church», Musical Quarterly, 26 (1940), 232‑243, 365‑380, 529‑545.
[1072] 1072. Swan (как в No 107), p. 365.
[1073] 1073. О демественном распеве см. Стасов (как в No 107); Финдейзен (как в No 107), сс. 247‑251; М.С. Пекелис, ред., История русской музыки (М.‑Л., 1940), 1, 85‑86.
[1074] 1074. О русской агиографической литературе монгольского периода см. И. Некрасов, Зарождение национальной литературы в северной Руси (Одесса, 1870); Ключевский, Жития; А.Р. Кадлубовский, Очерки по истории древнерусской литературы житии святых (Варшава, 1902); Н.П. Барсуков, Источники русской агиографии (С.Петербург, 1882); Е.В. Петухов, Русская литература, древний период (Юрьев, 1912), сс. 93‑95, 112‑125; Г.П. Федотов, Святые древней Руси (Paris, YMCA Press, 1931).
[1075] 1075. О Серапионе Владимирском см. Петухов (как в No 110), сc. 74‑86; он же, Серапион Владимирский (Санкт‑Петербург, 1888); M. Gorlin, «Sérapion de Vladimir, prédicateur de Kiev», RES, 24 (1948), 21‑28.
[1076] 1076. M. Gorlin, «Le Dit de la ruin de la Terre Russe et de la mort du Grand‑Prince Jaroslav», RES, 23 (1947), 1‑33.
[1077] 1077. См. выше, Глава 3, с. 72.
[1078] 1078. Лихачев, с. 283.
[1079] 1079. А.С. Орлов, Древняя русская литература XI‑XVI веков (2‑е изд., Москва и Ленинград, 1939 г.), сс. 141‑145; Н.К. Гудзий, История древней русской литературы (2‑е изд., Москва, 1941 г.), сс. 225‑226; Р. Якобсон, «Собака Калин Царь» (см. выше, Гл. 3, сн. 200); Д.С. Лихачев, Национальное самосознание древней Руси (Москва и Ленинград, 1945 г.), сс. 78‑81.
[1080] 1080. См. выше, Гл. 3, сн. 242.
[1081] 1081. См. выше, с. 262. Текст «Задонщины» см.: П. Симони, изд., «Задонщина», АНОРС, 100, N 2; J. Frcek, Zadonstina, (Prague, 1948).
[1082] 1082. См. выше.: Киевская Русь, сс. 250‑251.
[1083] 1083. См. В.В. Стасов, Происхождение русских былин, в его Собрании сочинений (С.Петербург, 1894), 3, 948‑1260.
[1084] 1084. Новгород IV, 125‑126.
[1085] 1085. Князь П. Долгоруков, Российская родословная книга, 4 (С.‑Петербург, 1857), 44,71.
[1086] 1086. О русских словах восточного (татарского) происхождения см.: F. Miklosich, «Die turkische Elemente in den sudost und osteuropeischen Sprachen», AWV (Viena, 1884‑90), pp. 34, 35, 37, 38; L. Wanstrat, Beitrage zur Charakterictik der Russischen Wortschatzes (Leipzig, 1933), pp. 63‑82, 97‑98; Можно обратиться также к трудам Менгеса, Преображенского и Фасмера. Этимологический словарь восточных заимствований в древнем и современном русском языке готовиться в Калифорнийском университете Д.А. Будбергом и К.Г. Менгесом (см.: Menges, p. 6).
[1087] 1087. Отец Сергий Булгаков, Автобиографические заметки (Париж, JMCA Press, 1946), с. 15. Помимо священнической семьи Булгаковых, на Руси было еще две дворянские семьи Булгаковых, обе – тоже татарского происхождения, одна ведет свое начало с XIV века, а другая – с XVI.
[1088] 1088. См.: M. Vasmer, «Der Name Caadajev», ZSP, 17(1941), 340.
[1089] 1089. Vasmer (как и в сн. 124). pp. 340‑341. О Чаадаеве см.: С. Quenet, Tchaadaev et ses Lettres philosophigues (Paris, 1931); A. Schelting, Russland und Europa (Bern, 1948); В.В. Зеньковский, История русской философии (Paris, JMCA Press, 1948), I, 157‑159; N.O. Lossky, History of Russian Philosophy (New Jork, International Universities Press, 1951), pp. 47‑51.
[1090] 1090. B.O. Ключевский, Сказания иностранцев о московском государстве (2‑е изд., Москва, 1918), с.83.
[1091] 1091. Дьяконов, Власть, cc. 134‑136.
[1092] 1092. Лихачев, Национальное самосознание древней Руси (как и в сн. 115), с. 97.
[1093] 1093. Дьяконов, Власть; Вальденберг, О пределах царской власти (как и выше, Гл. 4, сн. 155).
[1094] 1094. Герберштейн, с. 32.
[1095] 1095. ДДГ, с. 433.
[1096] 1096. Там же, с. 8.
[1097] 1097. А.А. Спицын, «К вопросу о Мономаховой шапке», ОРСА, 8, Ч. 1, (С.‑Петербург, 1906), 146‑184; Рыбаков, ее. 642‑643, Изображение шапки Мономаха см.: Древности Российского государства, 2, илл. 1, 2; J.S. Martin, A Picture History of Russia (New Jork, Crown Publishers, 1945), p. 25.
[1098] 1098. Дьяконов, Власть, cc. 142‑143.
[1099] 1099. Г. Котошихин, О России в царствование Алексея Михайловича (3‑е изд.,С.‑Петербург, 1884), с.1.
[1100] 1100. Н.И. Веселовский, «Татарское влияние на посольский церемониал в московский период русской истории», Отчет Ст.Петербургского Университета за 1910 год (С.‑Петербург, 1911), прил., сс.1‑19. Общий очерк московского дипломатического церемониала и способов ведения дипломатических дел см. в кн.: В.П. Потемкин, изд., История дипломатии, I (Москва, 1943), 235‑250.
[1101] 1101. Не лишним будет указать, что московский этикет в международных отношениях был отменен Петром Великим, и вместо этого им был введен кодекс западных правил. В XVIII и XIX веках русский дипломатический церемониал был идентичен западному.
[1102] 1102. Хара‑Давай, с. 199.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!