Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Последствия 3 страница



[295] 295. См.: Толстов. Хорезм, с. 173‑187.

[296] 296. Latourette, 2, 27; Escarra, с. 15, 128.

[297] 297. Escarra, c. 128‑129.

[298] 298. Idem, c. 7.

[299] 299. Idem, c. 123.

[300] 300. Об обществе времен династии Хитан см. Витгофеля.

[301] 301. Juwaini, Persian text, Mirza Muhammad, ed., pp. 17‑18.

[302] 302. Березин, с. 404 и далее.

[303] 303. Minorsky. «Nasir al‑Din», pp. 773, 775, 776.

[304] 304. Sylvestre de Sacy. Chrestomatie arabe (1826), 2, 160‑161.

[305] 305. Akanc, pp. 289‑291.

[306] 306. Орел был эмблемой монаршей власти у скифов и сарматов. Согласно Рашиду ад‑Дину, некоторые из тюркских родов почитали, как своего прародителя, орла, другие – сокола; см. Rashid I, pp. 25‑28. По Алтану Тобчи, р. 124, сокол был прародителем монгольского клана Кият‑Борджигин (к которому принадлежал Чингисхан). В легенде о смерти Чингисхана говорится, что он обратился в ястреба и улетел на небо, Altan‑Tobči, p. 146. Ср. Козин, с. 68‑69.

[307] 307. Vernadsky. «Juwaini», p. 37.

[308] 308. Idem, p. 38; Makrizi, Khitat (ed. 1270 A.H.), 2, 221, as quoted by Poliak. «Yasa», p. 862.

[309] 309. Poliak. «Yasa», p. 863.

[310] 310. Здесь и далее ссылки на разделы очерков Ясы Аб‑уль‑Фараджа следует английскому варианту Баджа (1, 354‑355). Я также принимал во внимание латинские переводы Брунса и Кирша.

[311] 311. Akanc, p. 291.

[312] 312. Здесь и далее ссылки на разделы Ясы по версии Макризи следуют Рязановскому.

[313] 313. Здесь и далее ссылки на разделы Ясы по версии Джувейни являются моим переводом.

[314] 314. Cf. «Juwaini», secs. I, p. 39.

[315] 315. Voegelin, p. 404.

[316] 316. См. выше, главу 2, разд. 1‑2.

[317] 317. cf. «Juwaini», sec. 3, pp. 39‑40.

[318] 318. See Cleaves, Inscription III, pp. 27 and 36, n. 28.

[319] 319. Детальное описание этого предписания см.: «Juwaini», sec. 4, pp. 39‑40.

[320] 320. Cf. «Juwaini», secs. 5‑6, pp. 41‑43.

[321] 321. Кроме описания повинностей воинов, Яса должна была содержать и правила их участия в разделе военных трофеев. Согласно Насиру ад‑Дину, гвардейцы (багатуры) обладали первым выбором; одна пятая того, что осталось, принадлежала Великому Хану; четыре пятых должны было делиться между воинами. See Minorsky. «Nasir al‑Din», p. 774.

[322] 322. См. выше, глава I, разд. 5, с. 28‑29.

[323] 323. О термине дархан (тархан) см. Владимирцов, с. 69, 93, 117, 164; R.N. Frye. «Taixun‑Türxün and Central Asian History», HJAS, 14(1951), 105‑129; Menges, p. 54‑57.

[324] 324. Akanc, p. 291.

[325] 325. О деталях уголовного законодательства и наказаний Ясы см.: Riasanovsky, pp. 31, 35‑37, and Vernadsky. «Yasa», pp. 354‑356.

[326] 326. Poliak. «Vasa», p. 863.

[327] 327. See V.F. Minorsky’s note to Poliak «Yasa», p.875.

[328] 328. Poliak. «Yasa», p. 863.

[329] 329. Bilik (Maxims). Rashid ad‑Din’s version, art., Riasanovsky, p.86.

[330] 330. Juwaini:. Persian text, p. 18.

[331] 331. Ibn‑Batuta, 3, 40‑41.

[332] 332. Березин, с. 404.

[333] 333. Приселков, Ярлыки, с. 96; Григорьев, Ярлыки, с. 124.

[334] 334. See Ratchnevsky, p. VII and n. 5.

[335] 335. Poliak. «Yasa», p.863

[336] 336. Тизенхаузен, I, XII; ср. Вернадский. «ЗОЕВ», с.82.

[337] 337. Тизенхаузен, I, с. XI.

[338] 338. Poliak. «Caractere colonial», pp. 235‑236. Poliak, «Yasa» предполагает лингвистическую связь между терминами «As– Siyasa» и «Yasa», которая неприемлема.

[339] 339. Poliak. «Caractere colonial», p. 233.

[340] 340. Poliak, «Yasa», p. 862.

[341] 341. See F. Altheim. Weltgeschichte Asiens im griechischen Zeitalter (Halle a.d. Saale, 1947‑48), I, 173 f.; 2, 28 f; ср. Толстое. Хорезм, с. 211 и далее.

[342] 342. Vernadsky, «Sarmat. Hintergrund», с. 368‑371.

[343] 343. Хара‑Даван, с. 166.

[344] 344. В данной связи следует отметить, что до недавнего времени примитивный дикий конь (Equus Przewałskii) все еще существовал в Монголии. См. Грум‑Гржимайло, I, 507‑509; там же. Описание путешествия в западный Китай (Ст. Петербург, 1896), I, 188‑211. cf. J. Hillaby, «Tough Primitive Ancestor of Horse is „Biologically Resurrected“ in Zoo», New York Times, November 20, 1952.

[345] 345. Groot, 2, 12, 28, 110. cf. McGovern, pp. 143‑151; F. Altheim, Weltgeschichte Asiens, 2, 127.

[346] 346. See Wittfogel, pp. 214, 261.

[347] 347. Хара‑Даван, с. 77.

[348] 348. Martin, pp. 19‑20.

[349] 349. Idem, p. 30; Oman, I, 136 ff; 2, 45‑46; MPYC, I, 121‑131 (notes).

[350] 350. See Vernadsky. «Juwaini», sec. 4, 40‑41. Персидский термин, который встречается в тексте Джувейни для обозначения круга (линии круга облавы), звучит как «нерге», о чем смотри: Steingass, p. 1395. Согласно В. Минорскому (замечания к «Ясе» Поляка, с. 876), он соответствует монгольскому термину «джерге», «линия»; об этом см.: Pelliot, Campagnes, p. 143. Cf. Minorsky, Caucasica III, p. 225, n. 3.

[351] 351. См. выше, глава 1, разд. 5, с. 28‑30 и глава 2, разд. 6, с. 105.

[352] 352. Wittfogel, pp. 508‑517.

[353] 353. См. выше, глава 1, разд. 5, с. 30.

[354] 354. Владимирцов, с. 109.

[355] 355. Хара‑Даван, с 66.

[356] 356. Владимирцов, с. 104‑106.

[357] 357. Там же, с. 105‑109.

[358] 358. Хара‑Даван, с. 72, н. 1.

[359] 359. Piano Carpini M, pp. 27‑32.

[360] 360. MPYC, I, 260‑263; MPMP, I, 172‑175.

[361] 361. M. Иванин. О военном искусстве монголов (Ст. Петербург, 1846).

[362] 362. Его же. О военном искусстве и завоеваниях монголо‑татар и среднеазиатских народов (Ст. Петербург, 1875). Эта работа была мне недоступна, обильные ссылки на нее содержатся в книге Хара‑Давана.

[363] 363. H. Morel, «Les Campagnes mongoles an XIII‑me siècle», Revue militaire française, 92 (1922); as listed in Spuler, p. 504.

[364] 364. B.H. Liddell Hart, Great Captains Unveiled (Edinburgh and London, W. Blackvood and Sons, 1927).

[365] 365. Wittfogel, pp. 532‑533.

[366] 366. Martin, p. 326.

[367] 367. Spuler, p. 503.

[368] 368. Wittfogel, pp. 533.

[369] 369. Liddell Hart, pp. 32‑33.

[370] 370. Plano‑Carpini M, pp. 23; Risch, p. 142.

[371] 371. Rockhill, p. 21, n. I; Risch, p. 242.

[372] 372. См. Владимирцов, с. 99

[373] 373. Altan‑Tobči, с. 129; Ср. Хара‑Даван, с. 132.

[374] 374. О китайской системе связи сторон света с цветами см.: Groot, I, 20; см. также: W. Kotwicz, «Contributions a l’histoire de l’Asie centrale». RO, 15 (1949), 169.

[375] 375. Следует отметить, что тибетский символизм пяти цветов (синего, красного, желтого, белого и черного) соответствует пяти элементам (дерево, огонь, земля, железо и вода). В шестидесятилетнем цикле период каждых двенадцати лет обозначался собственным цветом (или элементом). Позднее эта система была принята монголами через ламаизм. Однако при характеристике власти Чингисхана фраза «пять цветов» была, очевидно, использована в древнекитайском смысле сторон света.

[376] 376. Rockhill, p. 22.

[377] 377. Владимирцов, с. 99.

[378] 378. Rockhill, p. 21, n. I; Risch, p. 242.

[379] 379. Bilik, sec. 23; Riasanovsky, p. 89.

[380] 380. Владимирцов, с. 100.

[381] 381. По поводу инджю (индже) см.: Владимирцов, с. 100, н. 3; W. Radloff. Uigurische Sprachdenkmäler (Leningrad, 1928); С. Е. Малов. «Уйгурские рукописные документы экспедиции С. Ф. Олденбурга», ЗИВ, 1 (1932), 129‑150; Vernadsky. «Uigurs», pp. 457‑459. Значимы монгольские надписи 1335 г. и 1338 г.; See Cleaves. Inscription II, p. 75 (also pp. 54‑55, n. 184) and Inscription III, pp. 13, 67, 69.

[382] 382. Wittfogel, p. 517.

[383] 383. Secret History, sec. 280; Haenisch, pp. 147‑148.

[384] 384. Risch, p. 142.

[385] 385. Rashid, I, p. 23.

[386] 386. Gy. László. «The Significance of die Hun Golden Bow», AA, I (1951), 91‑104; J. Harmatta. «The Golden Bow of the Huns», AA, I, 105‑149.

[387] 387. Haenisch. p. 102; Козин, с. 167; cf. Harmatta (as in the preceding note), pp. 132‑133.

[388] 388. Tôru Haneda, «Une tablette du decret sacré de l’empereur Genghis», MTB, 8 (1936), 85‑91; Cf. Cleaves, Inscription II, p. 55, n. 188.

[389] 389. Rashid, 3, pp. 277‑278.

[390] 390. MPYC, 1, 356‑357; MPMP, 1, 203‑204.

[391] 391. Wittfogel, p. 515; see also pp. 55‑56, 516.

[392] 392. Бартольд говорит, что «тумен был наименьшей единицей административного деления и налогообложения», Е. 1б, 4б, 836. Это мнение может быть справедливым для некоторых территориальных делений в Центральной Азии более поздних периодов, но оно не годится для Монгольской империи и ее улусов. Сам Бартольд цитирует высказывание Ибн‑Арабшаха, что тумен был территорией, которая давала десять тысяч бойцов, но довольно странно забывает об этом обстоятельстве в своем дальнейшем обсуждении проблемы. Бартольд ссылается на стр. 17 каирского издания Ибн‑Арабшаха 1285 г. гиджры. В издании С. X. Мангера – это 1,80 (арабский текст) и 81 (латинский перевод). В латинском переводе Мангера отрывок звучит следующим образом: «Taumana (т.е. tuman, tumen по‑персидски) antem vulgo dicitur societas, quae educit decem milia militum».

[393] 393. Согласно Марко Поло, расстояние между двумя почтово‑конными станциями равнялось 40 километрам, МРМР, 1, 242.

[394] 394. Козин, с. 198.

[395] 395. MPYC, I, 436; МРМР, I, 247.

[396] 396. Козин, с. 198; Ab‑ul‑Faraj, see. 8; cf. Pelliot. «sur yam on jam, ‘relais postal’», TP, 27 (1930), 192‑195; W. Kotwicz’ study, «contributions aux études altaiques: les termes concernant la service des relais postaux», CO, 2 (1932) – статья была мне недоступна.

[397] 397. ZО, с. 138‑139; Rashid 3, р. 278.

[398] 398. Philostratus, The Life of Appolonius of Tyana, Pt. 2, chap. I. Английский перевод, цитируемый здесь, осуществлен E. Херцфельдом в книге «Зороастр и его мир» (Принстон, Принстон Юниверсити Пресс, 1947), I, 230. Ф.К. Конибеар) в издании Филострата в Лоеб Классикал Лайбрэри, I, 119 (говорит «цепь» (золотая) вместо «пластина». В греческом оригинале «псалион», что может означать «цепь», но как часть конской упряжи, подчеркивает целостность узды или связанные с ней украшения, подобные украшения щек; see Minns, р.75 and n. 4. В данном случае имеется в виду налобная повязка. Изображение налобной повязки скифского коня см.: Minns, p. 166, fig. 54 and 55; and p. 185, fig. 78.

[399] 399. Козин, с. 198. О законодательстве на благо нуждающихся см. также трактат Назира ад‑Дина Тузи, Minorsky. «Nasir al‑Din», p. 771.

[400] 400. Козин, с. 198‑199.

[401] 401. Там же, с. 198.

[402] 402. Владимирцов, с. 164.

[403] 403. О тамга смотри ниже, глава 3, разд. 8, с. 222‑223.

[404] 404. О копчур смотри: Minorsky. «Nasir al‑Din», pp. 783‑785.

[405] 405. О калан смотри ниже, глава 3, разд. 8, с. 222, 223, 227.

[406] 406. Тизенхаузен, 2, 15; ср. 30, с. 71; Howorth, 2, P I, р. 172.

[407] 407. Иакинф, с. 260; Grousset, p. 537.

[408] 408. См. Веселовский, с. 46.

[409] 409. Владимирцов, с. 172‑173.

[410] 410. D’Ohsson, 2, 663.

[411] 411. Wittfogel, p. 9.

[412] 412. МРМР, I, 187.

[413] 413. Cathay, 2, 234‑237.

[414] 414. О бродниках см.: Kievan Russia, pp. 158, 237, 238.

[415] 415. Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение. – Москва‑Ленинград, 1950, cc.. 295‑296; Spuler, pp. 25, 275.

[416] 416. Rockhill, p. 19.

[417] 417. Khara‑Davan, p.199.

[418] 418. Spuler, p.25; 30, cc.261‑262.

[419] 419. Tiesenhausen, 2, 127. Бартольд отмечает некоторую путаницу в свидетельствах этого летописца; см. Barthold, Turcs, р. 135.

[420] 420. Tiesenhausen, 2, 4.

[421] 421. Schiltberger, pp.7, 33, 34. Ср. примечания Хаммер‑Пургшталя к изданному Ноиманном немецкому тексту Шильтбергера, Р.39.

[422] 422. The Istiugian Digest of Chronicles, p.94.

[423] 423. Ibn‑Batuta, 2, 383.

[424] 424. Казанская летопись, ПСРЛ, 19; Г.З. Кунцевич, История о Казанском царстве (С.‑Петербург, 1905).

[425] 425. Rockhill, p. 10.

[426] 426. Idem, p.122.

[427] 427. Idem, p. 123.

[428] 428. Карамзин, 4, пр.49; Notes, 4, 30.

[429] 429. Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение. – Москва‑Ленинград, 1950, cc. 68‑69.

[430] 430. Pelliot, p. 106.

[431] 431. Spuler, Horde, p. 30; Spuler, Iran, p. 45.

[432] 432. В русских летописях – Куремса; о монгольском произношении этого имени см.: Cleaves, «Mongolian Names», pp. 433‑435.

[433] 433. См. выше: Гл.2, 1, с 61.

[434] 434. Карамзин, 4, 34‑35;

[435] 435. О предшествующих отношениях между Даниилом Галицким и Михаилом Черниговским см.: Киевская Русь, сс. 239‑240.

[436] 436. Ип., с. 185. Кумыс – это забродившее кобылье молоко; забродившее коровье молоко называется арьян. Из молока, арьяна и кумыса калмыки и другие монголы перегоняли молочный спирт, известный как архи (или арка). Согласно Хара‑Давану, арка готовилась для домашнего потребления и для угощения друзей, но никогда – на продажу. См.: Khara‑Davan, р.78, n.2. Ср. MPYC, I, 259‑260. Процесс перегонки молока был, по всей вероятности, открыт монголами в начале XIII века. Это тот напиток, который Вильгельм де Рубрук называл «кара‑космос» (черный кумыс), а русский летописец «черным молоком». В монгольском и тюркском языках прилагательное «черный» в отношении воды (или другой жидкости) означает «чистый», «прозрачный» (молочный спирт прозрачен).

[437] 437. Ип., с. 185.

[438] 438. Ростислав женился на венгерской княжне Анне, дочери короля Белы IV, и получил в качестве ленного владения княжество Мачва на Дунае. См.: Палаузов С. Ростислав Михайлович (С.‑Петербург, 1851); В. Прокофьев, «Ростислав Михайлович, русский князь XIII века», Сборник Русского Археологического Общества (Белград, 1936), сс. 131 и ниже, что цитируется в кн.: G. Ostrogorsky, «Urum‑Despotes», BZ, 44.

[439] 439. Краткие сообщения об истории мученичества Михаила см. в Ип., с. 181; Лавр., 2, кол. 471; расширенная версия у Никона, 10,130‑133. См. также сообщение Джованни Плано Карпини, Risch, pp. 67‑70; Серебрянский, Жития, сс. 110‑111; Лихачев, с. 283. О причинах казни Михаила см.: Григорьев, Ярлыки, cc. 55‑57.

[440] 440. См.: Baumgarten, I, Table 4, No.64; Rog., p. 31.

[441] 441. Risch, p.71.

[442] 442. Об отношениях между Даниилом и Белой в связи с австрийскими делами см.: Флоровский, I, 212‑223; Пашуто, cc. 255‑256.

[443] 443. Ип., с. 187. О византийской одежде для верховой езды (skaramangion) см.: N. Kondakov, «Les Costumes orientaux à la cour byzantine», Byzantion, I (1924), 7‑49; его же, Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры (Прага, 1929), сc. 232‑240.

[444] 444. Женой Оттокара была австрийская принцесса. В 1276 г. Оттокар был вынужден уступить Австрию королю Рудольфу I Габсбургскому.

[445] 445. HRM, I, No.63, cf. No.65; Пашуто, cc. 251‑252.

[446] 446. Rockhill, p. 32.

[447] 447. Грушевский, 3, 68‑73.; Флоровский, І, 233‑240.

[448] 448. Византийский патриарх переместился из Константинополя в Никею после образования Латинской империи в Константинополе в 1204 г.

[449] 449. Переяславль‑Суздальский, известный также как Переяславль‑Залесский.

[450] 450. Лавр., I, пол.2, кол.473; Никон, 10,139.

[451] 451. Никон, 10, 138 (левая колонка).

[452] 452. См.: Baumgarten, I, Table 11.

[453] 453. Spuler, р.31. В Китае перепись была проведена в 1252 г.; см.: M. Otagi, ASTH, рр.9‑10 (English summary).

[454] 454. Никон, 10, 141.

[455] 455. Новгород, сc. 310‑311.

[456] 456. Ostrogorsky, pp. 319‑321; Lopez, pp. 208‑213.

[457] 457. Насонов, cc. 45‑47; Макарий, 4, 109‑110; Голубинский, 2, 60‑61.

[458] 458. Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение. – Москва‑Ленинград, 1950, cc.. 68‑69.

[459] 459. Киевская Русь, с. 231.

[460] 460. О началах литовского государства см.: Любарский, гл. 2‑3; К. Avisonis, Die Entstehung und Entwicklung des litauischen Adels bis zur litauischen‑polisch Union, 1383 (Berlin, 1932).

[461] 461. Cp. König, король в современном немецком.

[462] 462. О религии литовцев см.: Древняя Русь, с. 233; A. Brückner, Dzieje kultury polskiej (Krakow, 1930), I, 643– 645; Любарский, cc. 11‑12.

[463] 463. См.: Насонов, Русская земля, сс. 56‑57.

[464] 464. О названии «Черная Русь» см.: Moszycsky, 2, 1552.

[465] 465. О кривичах см.: Древняя Русь, сс. 324‑325.

[466] 466. Киевская Русь, сс. 232‑233.

[467] 467. О Туровской земле см.: Киевская Русь, сc. 66, 68, 74, 97, 175; А. Грушевский, Очерки истории Туровского княжества (Киев, 1902).

[468] 468. Древняя Русь, с. 233.

[469] 469. HRM, I, 75 (No. 85).

[470] 470. Грушевский, 3, 81‑82; Пашуто, с. 281.

[471] 471. HRM, I, 83 (No.93).; Грушевский, 3, 82.

[472] 472. Хронология Галицкой летописи этого периода очень запутана. В большинстве случаев я пользуюсь датировкой Грушевского.

[473] 473. Об имени Боролдай см.. Pelliot, pp. 63‑64

[474] 474. Ип., сc. 197‑200.

[475] 475. В источниках нет прямых свидетельств того, что Бурундаем были организованы военные округа в Галиче и Волыни, однако, поскольку мы знаем, что подобные округа существовали позднее, они вполне могли быть созданы во время похода Бурундая.

[476] 476. Насонов, с. 35.

[477] 477. Лавр., 2, кол. 476; Троиц., с. 327.

[478] 478. Лавр., 2, кол. 476; Троиц., с. 327.

[479] 479. Никон, 10, 143.

[480] 480. Устюжская летопись, с. 48. Этот фрагмент летописи представляет собой романтическую историю татарского сборщика налогов и русской девушки, которую он сделал своей наложницей. Девушка обратила татарина в христианство, рассказав ему, что от князя Александра пришел приказ убивать всех татар. Он поверил ей, окрестился и женился на ней.

[481] 481. Насонов, сс. 52‑53.

[482] 482. Там же, с. 51; Spuler, p. 333, n. 8.

[483] 483. ср.: Franke, «Europa», p. 69, n. 11.

[484] 484. Воскр., 7, 163; ср.: Насонов, с. 53, сн. 1.

[485] 485. Соловьев, 3, 197.

[486] 486. Текст Жития Александра Невского см.: Серебрянский; Мансикка, Житие Александра Невского (Москва, 1915). Ср.: Ключевский, Жития, сс. 65‑70, 238, 251 258; Лихачев, сс. 258‑267.

[487] 487. Голубинский, Канонизация, сс. 65, 100.

[488] 488. Там же, с. 65.

[489] 489. Древности Российского государства, 3, табл. 5‑8.

[490] 490. См. выше, Гл. 2, 3, сс. 72‑73.

[491] 491. См.: Веселовский, с. 20.

[492] 492. Spuler, р.46.

[493] 493. Рашид, 3, сc. 59‑60.

[494] 494. Тизенгаузен, 1, 75‑76; Веселовский, сс. 4‑5.

[495] 495. Spuler, pp. 47‑48; Никон, cc. 6‑8.

[496] 496. Spuler, p. 49.

[497] 497. Тизенгаузен, 2, 76.

[498] 498. Poliak, «Caractere colonial», p. 233.

[499] 499. Idem, p.234.

[500] 500. Тизенгаузен, 2, 57; Pelliot, pp. 52‑54.

[501] 501. О произношении этих имен см.: Pelliot, pp. 64‑65.

[502] 502. О мангкытах см.: Рашид, 1, cc. 48, 157, 186, 189‑191.

[503] 503. Река Яик сейчас называется Урал; это название было изменено по приказу императрицы Екатерины II после восстания Пугачева.

[504] 504. Веселовский, с. 10.

[505] 505. Тизенгаузен, 2, 69.

[506] 506. Q. Pachymeres, Bk, 5, chap, 4 (Bonn ed, 1,344); Русский пер. (С.‑Петербург, 1862), l, 316.

[507] 507. Тизенгаузен, l, 125, 353; Spuler, p. 53.

[508] 508. Веселовский, с. 22.

[509] 509. Тизенгаузен, l, 359, 380; 30, с. 83.

[510] 510. Ее также звали Ириной; см.: Spuler, p. 60.

[511] 511. Троиц., с. 329.

[512] 512. Лавр., 2, кол. 475.

[513] 513. Перевод ярлыка Менгу‑Тимура русской церкви на древнерусский язык см. в кн.: Григорьев, Ярлыки, cc. 124‑126; Приселков, Ярлыки, cc. 94‑98. В целом о ярлыках см.: Kurat.

[514] 514. Ярлыки, выпущенные в пользу русской церкви, сохранились только в русском переводе. Характеристику этих переводов см.: Григорьев, Ярлыки, cc. 96‑106.

[515] 515. О ярлыках великих ханов в пользу религиозных общин в Китае см. выше, Гл. 2,4, с. 84.

[516] 516. Об удельном порядке на Руси см.: Ключевский, 1, 365‑384; С. Ф. Платонов,Лекции по русской истории (6‑е изд., С.‑Петербург, 1909), сс. 111‑119.

[517] 517. См.: М. Любарский, Древняя русская история (Москва, 1918), сс. 152‑153.

[518] 518. О Константине Суздальском см.: Киевская Русь, с. 279. Константин был братом Великого князя Ярослава I.

[519] 519. О княгине Марии Ростовской см.: Лихачев, сс. 282‑285.

[520] 520. Перевод жития Петра на современный русский у Буслаева, 1, 160‑165.

[521] 521. Там же, 1, 161.

[522] 522. Ключевский, Жития, с. 40.

[523] 523. Буслаев, 1, 162 и далее; Ключевский, Жития, с. 42.

[524] 524. Голубинский, Канонизация, сс. 110‑111.

[525] 525. Насонов, сс. 59, 62.

[526] 526. Киевская Русь, с. 346.

[527] 527. Солдайя – это итальянское название города, прежде известного как Сугдея; по‑древнерусски – Сурож; сейчас – Судак. Об этих названиях см. в перечне в кн.:Vasiliev, Goths.

[528] 528. Bratianu, pp. 205‑206. Ср. Vasiliev, Goths, p. 171; Lopez, p. 251.

[529] 529. Bratianu, p. 205.

[530] 530. См.: Киевская Русь, с. 197.

[531] 531. СГГД, 1, N2; ГНП, N1.

[532] 532. СГГД, 1, N1, ГНП, N2.

[533] 533. Соловьев, Новгород, с. 104.

[534] 534. ГНП, с. 11.

[535] 535. Там же, N30, с. 57.

[536] 536. Соловьев, Новгород, с. 106.

[537] 537. Голубовский, сс. 304‑309.

[538] 538. Вероятно, Дзауджи‑Кау (Владикавказ); см.: Minorsky, Caucasica III, p. 237.

[539] 539. Никон, 10, 155; Кулаковский, Аланы, с. 60.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...