Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Просветители и педагоги



Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)

Н.М. Карамзин – русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

В.А. Жуковский – поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826–1841 гг. – наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.

Николай Иванович Лобачевский (1792–1856)

Н.И. Лобачевский – выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского – постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828).

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856)

И.В. Киреевский – философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881)

Н.И. Пирогов – общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы жизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж.-Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н.И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н.И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке – это воспитание.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)

В.Г. Белинский – литературный критик, публицист, философ. Составитель учебника русской грамматики (1837). В центре педагогических размышлений – личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сослов-но-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования – привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.

Александр Иванович Герцен (1812–1870)

А.И. Герцен – писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Николай Платонович Огарев (1813–1877)

Н.П. Огарев – поэт, публицист, общественный деятель. Вместе с Герценом издавал альманах «Полярная звезда» (1855–1868) и газету «Колокол» (1857–1867). Разрабатывал проекты учебных заведений – «школы сельского хозяйства», «Народной политехнической школы», ориентировавшейся на главный принцип парижской политехнической школы: специальное образование на базе общего. Подчеркивал, что одной из главных целей педагогических реформ в России должно стать развитие у народа чести, гражданственности и права.

Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855)

Т.Н. Грановский – педагог, профессор Московского университета, представитель западников в российском образовании. Был сторонником заботы о сугубо индивидуальном развитии неповторимой личности сообразно идеалу человечества. Отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится во внеисторическом состоянии, а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное меньшинство. Отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала.

Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)

Н.А. Добролюбов – литературный критик, публицист, просветитель. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др.) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек – это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание.

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860)

А.С. Хомяков – русский религиозный философ, публицист, поэт, один из основоположников славянофильства. В православии видел единственный источник просвещения на Руси. Понимание сущности воспитания изложил в статье «Об общественном воспитании в России». Выступил с учением о «соборности» – союзе индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органичное единство.

Василий Иванович Водовозов (1825–1886)

В.И. Водовозов – педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин. Настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности в обучении. Отвергал любые физические наказания детей. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения. Выступал против чрезмерного однообразия образовательных учреждений и централизации управления образования. Школа, по его мнению, должна быть ориентирована на местные потребности.

Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888)

В.Я. Стоюнин – педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист (русский язык и литература). Связывал недостатки современной ему школы с ее космополитизмом, с отсутствием у нее национальных черт. Развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе, воспитания человека-гражданина. Методические идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению В.Я. Стоюнина, должно прежде всего воспитание. Школа должна стать основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)

Н.Г. Чернышевский – писатель, философ, публицист, общественный деятель, постоянно обращающийся в своем творчестве к проблемам воспитания личности. Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Н.Г. Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности – потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей.

Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)

С.А. Рачинский – педагог-просветитель, деятель народного образования. Пытался создать новый тип русской национальной школы, на протяжении жизни построил 20 начальных школ, четыре из которых полностью содержал. Опыт работы своих школ обобщил в книге «Сельская школа». Задачу начальной школы видел в формировании у учащихся гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия. Религиозно-нравственное воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной взаимосвязи с трудовым и эстетическим. Распорядок жизни в школах С.А. Рачинского приближался к семейному. Использовался принцип индивидуального обучения и воспитания, особое значение придавалось работе с одаренными детьми.

Николай Александрович Корф (1834–1883)

Н.А. Корф – педагог, методист, земский деятель, создатель деревенской земской трехлетней школы. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями школы. Автор книги «Наш друг» (1871), дополняющей «Родное слово» К.Д. Ушинского. Считал, что множеству национальных типов населения России необходимы соответствующие типы школ. Организовал работу учительских съездов и учительских курсов, которые повышали уровень подготовленности учителей и привлекали внимание общества к проблемам школы.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)

Д.И. Менделеев – ученый-химик, деятель народного образования, автор первых русских фундаментальных учебников химии. В педагогических статьях («О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России») высказал мысли о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями.

Николай Федорович Бунаков (1837–1905)

Н.Ф. Бунаков – педагог, общественный деятель, теоретик и практик начального обучения. Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Руководитель учительских курсов и съездов, автор множества учебных пособий. В системе учебных знаний выделял три главных составляющих: обучение грамоте, объяснительное чтение, письменные упражнения.

Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)

П.Ф. Лесгафт – педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности.

Лев Николаевич Модзалевский (1837–1896)

Л.Н. Модзалевский – педагог, соратник и последователь К.Д. Ушинского, детский поэт, историк педагогики. Один из первых исследователей педагогического наследия Я.Л. Коменского, автор первого систематического пособия по истории педагогики «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней» (1866).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)

B.C. Соловьев – крупнейший религиозный философ, поэт, публицист. Создатель «философии всеединства», ищущей гармонию между космическим и социальным началами. Разрабатывал теорию «цельного знания» – интуитивного образно-символического постижения мира, основанного на личном усилии человека. Создал концепцию «богочеловечества», высочайшее значение в выполнении божественной миссии придавал образованию.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924)

В.П. Вахтеров – педагог, общественный деятель, один из организаторов Всероссийского учительского союза. Обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Был сторонником демократической системы образования, предлагая ввести единую школу. Разработал самостоятельную концепцию «эволюционной педагогики», основу которой составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как средства поступательного движения в развитии личности. Выступал за обновление и расширение образования в народной школе, за активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка.

Василий Васильевич Розанов (1856–1919)

В.В. Розанов – религиозный мыслитель, литератор. Основные темы философских размышлений – религия, семья, образование. Проблемам воспитания посвящен ряд книг и статей: «Сумерки просвещения», «Три главных принципа образования», «Педагогические трафаретки» и др. Основными принципами образования считал: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа (несмешение в одном учебном заведении трех разнородных типов образования, в основе которых лежат разные мировоззрения, а именно: античная классика, христианство, позитивная наука; ученик должен черпать впечатления из «источника одной какой-нибудь исторической культуры»). Центральной задачей образования считал воспитание культурного человека. Критикуя государственную систему образования, возлагал свои надежды на развитие образования в России с распространением частных учебных заведений. Отстаивал идею гармоничного сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека.

Константин Николаевич Вентцель (1857–1947)

К.Н. Вентцель – педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906–1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)

В.М. Бехтерев – невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Разработал новые методы психолого-педагогических исследований. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии. Разработал теорию поведения. Изучал рефлекторную деятельность ребенка раннего возраста (до 3–4 лет). Проводил мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. По мнению В.М. Бехтерева, воспитание разносторонне развитой личности требует совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы, важнейшими среди который являются внушение, пример, поощрение, убеждение.

Михаил Иванович Демков (1859–1939)

М.И. Демков – теоретик, историк и популяризатор педагогики, издатель учебных пособий. Автор книг «Очерки по истории русской педагогики», «Русская педагогика в главнейших ее представителях», «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды», в которых представил биографии крупнейших педагогов.

Александр Петрович Нечаев (1875–1943)

А.П. Нечаев – психолог, педагог, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901, СПб.). Его теоретические взгляды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процесс внутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента. Исследовал проблемы памяти, индивидуальных различий, показал принципиальные различия между психологическими и педагогическими способами исследования личности ребенка.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1588 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...