Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Гуманитарность культурологии означает, что культура как часть жизненного мира не может быть просто «познаваема». Она должна быть пережита, постигнута, включена в личностное бытие.
2. Система гуманитарного знания объемна, многоаспектна, динамична, способна поворачиваться к исследователю различными гранями, аспектами, сторонами.
Гуманитарное знание можно охарактеризовать так:
а) это знание, органически включающее в себя нравственные, художественные, научные, религиозные компоненты;
б) это знание «внутреннее» в отличие от знания «внешнего»;
в) мир гуманитарного знания – это мир многоголосия, диалога, пространства вопросов-ответов;
г) гуманитарное знание – знание – переживание, знание – истолкование, знание – интерпретация.
Гуманитарность культурологии состоит в том, что она свободно сопрягает различные области знания, сопрягая их в едином теоретическом синтезе.
Важным и перспективным видится понимание культурологии как гуманитарной науки о смысловом мире человеческого бытия.
Понятие культуры многогранно и многоаспектно. Основные причины этого следующие:
1. Многообразие значений слова «культура», семантическая неоднородность.
2. Многообразие феноменов, находящихся в смысловом поле категории культуры и отраженных в словоупотреблении.
3. Разнообразие типов определений, связанное с разнокачественностью способов ее истолкования (определения описательные, исторические, нормативные, ценностные, генетические и т.д.).
4. Многообразие образов культуры с точки зрения различных философских и научных подходов: философско-исторические и социально-исторические (П. Сорокин, А. Тойнби); антропологические и культурно-антропологические (Э. Тейлор,); психоаналитические (З. Фрейд, К. Юнг,); экзистенциалистские (Л. Шестов); функционально-структуралистские (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс); постструктуралистские и постмодернистские (М. Фуко); гуманистические (Э. Фромм); русские религиозно-философские (Н. Бердяев, И. Ильин, П. Флоренский).
определений культуры.
Дефиниции культуры бесконечно разнообразны. Культуру определяют как комплекс, включающий знания, верования, законы, мораль, обычаи, способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор); как процесс и содержание социального наследования (Б. Малиновский); как синтез сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы и их взаимодействие (П. Сорокин); как сотворенную человеком часть окружающей среды (М. Херсковиц); как самовыражение человека через символику языка, искусства, религии, науки (Э. Кассирер); как сублимацию Эроса, реализацию его в социально приемлемой форме (З. Фрейд); как духовную настроенность, связанную с верой в постепенное, непрерывное нравственное и умственное совершенствование человека (С. Франк) и т.д.
Приведем еще определение культуры А.Ф. Лосевым. Для него она – «предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, практическо-технических, ремесленных, научных, художественных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых)».
3. Гуманитарно-антропологическое понимание культуры.
1. Категория культуры носит универсальный, всеобщий характер. В то же время, возможно выделить ее общие, типологические черты (то, что культура относится к человеческой реальности, к специфике человеческого бытия, что она – область реализации сущностных сил человека, а также система норм, знаков, клише, организующих окружающий мир и т.д.
2. Принципиально важно различать образы культуры, возникающие в контексте технократического, сциентистского сознания, с одной стороны, и гуманитарного. В первом случае, культура выступает как некая система, объективный предмет, обладающий своей структурой, элементами и требующий изучения научными методами.
3. Для гуманитарно-эстетического сознания культура – определенное состояние, мирочувствование, миропереживание, неотделимое от субъекта. Культура – знаково-символическая Вселенная, космос смыслов человеческого существования, человеческое присутствие во всех слоях (или пластах) бытия.
Резюмируя, можно сказать, что
а) культура есть отношение человека к природе в этом смысле культура – надприродна;
б) культура – отношение человека к человеку – в этом смысле она социальна;
в) наконец, культура есть отношение к идеалу, к Высшему началу бытия – в этом плане она духовна.
4. Понятие культуры и особенности российской гуманитарной культурологии.
1. Антропокосмизм – идея нравственного всеединства человечества, его органической связанности с Творцом и его творениями. Тогда культура понимается как антропокосмическое единство, глубинная связанность Мира сотворенного и Мира творящего.
2. Целостность и синкретичность русской гуманитарной культуры, связанная с идеей целостности истины, задействованности в ней всех способностей человеческого существа.
Культура вбирает тогда всю целостность человеческого существования, становится тождественной всему многообразии проявлений бытия. Не случайно, русская культура связана со всем Бытием, погружена в его универсальную стихию.
3. Экзистенциальность отечественной культуры связана с ее чуткостью к индивидуальности, к уникальности и хрупкости человеческого бытия. В таком случае, русское определение культуры не может быть «безлично-социологическим», оно вбирает в себя экзистенциальное, глубинно-личностное начало.
4. Соборность русской культуры означает наличие синтеза, свободного слияния «Я» и «МЫ», индивидуального и общего в перспективе высшего духовного единства.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1153 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!