Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности».
В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.
С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.
Культура (в культурологии) – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в
его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и
главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры
обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек
создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой
основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои
потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому
творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ
творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур
обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное
многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве
как единство многообразного.
Понятие культуры в социологии у разных исследователей отличается по ряду характеристик, что создает предпосылки для выделения следующих подходов к ее определению.
Технологический подход рассматривает культуру в наиболее широком смысле как отдельный уровень производства, а также все уровни воспроизводства общественной жизни во всех ее проивлениях. Деятельностный подход – как совокупность различных форм и типов духовной и материальной деятельности и результатов этой деятельности. Ценностный подход – как сферу духовной жизни, при котором культура выступает системой ценностей, стандартов и убеждений, а также средствами выражения этих ценностей. Интегрированный подход полагает, что культура состоит из явных и неявных моделей человеческого поведения, которые формируются и передаются посредством символов, при этом сущность ее составляют традиционные ценностные идеи, прошедшие исторический отбор временем.
. Фридрих Ницше писал, что человек по сути некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил.
Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою судьбу, которая заканчивается развитием цивилизации.
Русские исследователи культуры интерпретировали понятие культуры в социологии двойственно. С одной стороны, развивалась традиция эволюционной теории, по которой прогресс общества определяется развитием культуры), а с другой – критика.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1514 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!