Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Вспомните, какие книги были у вас в детстве самыми любимыми. Попытайтесь обосновать свое мнение с позиций ребенка и взрослого человека.
2. Опишите свое представление о современном состоянии искусства книги, опираясь на примеры конкретных изданий.
3. Сделайте схематичные рисунки, представляющие печатные формы всех видов эстампа.
4. Проведите «социологический опрос» своих друзей и знакомых и выясните, есть ли у них дома эстампы и какие именно.
5. Подсчитайте, сколько произведений изобразительного искусства, и среди них - печатной графики находится в интерьерах общественных зданий, где вы побывали (исключая музеи). Опишите их тематику и особенности художественного языка.
6. Проанализируйте художественные средства, которые используются в современном плакате и афише, сопоставьте их социальные функции, тематику, сюжеты, художественную ценность.
Глава VII
ИСКУССТВО СТРОИТЬ
Общие сведения об архитектуре. Основные понятия и термины
Вероятно, всем знакомо понятие «малая родина». За этим словосочетанием стоит нечто такое, что нам особенно дорого и близко, что мы ощущаем как часть самих себя, от чего мы не можем оторваться, а если и отрываемся когда-нибудь, то испытываем чувство утраты, невозвратимой потери. Существует ли какой-либо материальный эквивалент понятию «малой родины»? В чем конкретно воплощается это понятие, что встает перед нашим мысленным взором, когда мы произносим эти слова? Думается, что для многих «малая родина» и «отчий дом» - понятия-синонимы, а конкретизируются они во впечатлениях и образах детства и отрочества. Вспоминая об этой ранней поре нашей жизни, мы чаще всего думаем именно о доме, в котором жили со своими родителями, в котором находили и любовь, и тепло, и уют, и защиту. А что такое «дом»? Это - необходимое людям искусственное сооружение, задумывают которое архитекторы, а осуществляют строители. Дом - это объект архитектурного творчества, часть той архитектурной среды, от которой неотделим современный человек, живущий в XXI веке. Действительно, практически каждый шаг современного человека не только связан с архитектурой, но во многом и предопределен ею. Люди появляются на свет в родильном доме, воспитываются в «отчем доме», получают знания в школах и институтах, работают на заводах и фабриках, на фермах и в шахтах, приобщаются к миру культуры и искусства в театрах и кино, в музеях и библиотеках, отдыхают, гуляют, занимаются спортом в парках и садах, на стадионах и в манежах. А ведь все, что только что перечислено, принадлежит миру архитектуры - миру, в котором мы живем и трудимся, веселимся и страдаем, создаем и теряем.
Архитектура как один из видов сознательной деятельности человека родилась в глубокой древности. Развиваясь, познавая и осваивая мир, человеческое общество материализовало свои достижения в архитектурных сооружениях. Сохранившиеся памятники архитектуры способны говорить с нами: о тех, кто их создавал, кто в них нуждался, кто когда-то жил в них; они рассказывают особым языком архитектурных форм - языком богатым, выразительным и разнообразным, но нелегким для восприятия. Научиться понимать этот язык не так просто. Но стремиться к этому надо - в особенности тем, кто ощутил в себе потребность в общении с прекрасным, с миром искусства. Ибо архитектура - это неотъемлемая часть искусства, она живет и развивается по единым для всего искусства эстетическим законам.
Как и изобразительное искусство, архитектура (зодчество) принадлежит к числу так называемых пространственных, или пластических, искусств. Реализация архитектурного замысла (т. е. возведение здания или сооружения в соответствии с проектом архитектора) возможна только в трехмерном пространстве; всякая постройка имеет объем, характеризуемый, как и в скульптуре, тремя измерениями. Как и статую, здание или сооружение можно обычно обойти кругом, рассмотреть с разных сторон. Однако в отличие от скульптуры здание, кроме внешнего объема, обладает еще и заключенным в нем внутренним пространством; в здание можно войти, побывать на разных его этажах, познакомиться с расположением внутренних помещений (интерьеров). Здание возводится для того, чтобы его можно было использовать по определенному назначению; таким образом, произведения архитектуры выполняют сугубо утилитарные функции, отвечая тем или иным жизненно важным потребностям как отдельного человека, так и общества в целом. В этом заключается существенное отличие произведений архитектуры от творений живописца или ваятеля, кинорежиссера или композитора, которые создаются прежде всего для удовлетворения эстетических потребностей человека. Но от многих зданий или сооружений общество требует не только способности решать ту или иную практическую задачу, но и красоты. Это и ставит архитектурное произведение в один ряде произведениями других видов искусства; благодаря этому мы видим в архитекторе (как и в живописце, скульпторе, музыканте или танцоре) художника, который мыслит образами и должен творить по законам красоты, создавая ценности не только материальные, но и эстетические.
Современное цивилизованное общество не мыслит себя без архитектуры и нуждается в ней постоянно. Этим постоянством определяются в значительной степени образ жизни, настроение и привычки людей. Следовательно, архитектуру можно признать одним из наиболее действенных факторов, «управляющих» жизнью общества. Но теми же обстоятельствами может быть объяснена и «слабость» архитектуры как искусства: постоянное общение с нею приводит к тому, что многие из нас нередко перестают замечать архитектуру, как не замечают воздух, которым дышат. Недостаточное внимание к архитектурной среде, в которой мы живем, не только обедняет человека духовно, но и лишает его возможности сознательно, активно взаимодействовать с этой средой.
Сказанное выше следует обязательно учитывать, «настраивая» себя на диалог с архитектурой. С той же целью надо усвоить хотя бы минимум сведений о природе архитектурных форм, об основных закономерностях, в соответствии с которыми происходит объединение этих форм в осмысленную композицию.
Слово «архитектура» - греческое по происхождению; оно состоит из двух корней - «архос», что значит «главный», «высший», и «тектон», т. е. «строитель», «строительство». Таким образом, «архитектура» - это «главное», или «высшее строительство», а человек, профессионально занимающийся архитектурой (архитектор), - это «главный строитель». В русском языке понятиям «архитектура» и «архитектор» соответствуют слова «зодчество» и «зодчий».
Современная теория архитектуры определяет этот вид творчества так: архитектура есть искусство создавать целесообразно организованные и эстетически выразительные пространственные материальные структуры, предназначенные для жизни и деятельности людей. Это определение подтверждает «двуединый» характер архитектуры. Творческий процесс в ней начинается с разработки (согласно полученному заданию) проекта, являющегося графическим изображением задуманной зодчим композиции - здания, сооружения, городского квартала или целого города. Зданием обычно называют постройку, имеющую полезный внутренний объем. Если такого полезного внутреннего объема постройка (например, мост или обелиск) не имеет, то она обычно называется сооружением. Но этому слову часто придается смысл и обобщающего термина - им обозначается вообще всякая постройка.
Архитектурное проектирование проходит обычно через несколько стадий - от первых набросков и эскизов до рабочих чертежей. В состав проекта входят ортогонали, изображающие фасады (внешние поверхности архитектурного объема), планы этажей и разрезы будущего сооружения, его перспективные изображения с разных точек зрения, генеральные и ситуационные планы, показывающие связь проектируемого здания с архитектурным или природным окружением, а также макеты или модели, чертежи деталей и фрагментов здания, включая его конструкции, наконец, расчеты, пояснительные записки и т. д. Графические достоинства чертежей и рисунков архитекторов могут быть достаточно высоки, что придает им самостоятельную художественную ценность. Однако надо иметь в виду, что проект представляет собой хотя и очень важную, но все же промежуточную стадию творческого процесса. Только после его реализации в натуре можно судить о достоинствах и недостатках архитектурного замысла в полной мере.
При решении большинства архитектурных задач требуется так организовать пространство, чтобы оно отвечало назначению сооружения. Пространство, организованное подобным образом, выделяется из окружающей среды при помощи материальной оболочки, представляющей собой сочетание поверхностей того или иного геометрического вида (степы, перекрытия и т. д.). Именно благодаря такой оболочке мы, находясь внутри нее, ощущаем себя в организованном пространстве. Находясь же вне этого пространства, мы воспринимаем его как некоторый объем, реально существующий в окружающей среде.
Пространство, поверхность и объем - это три составляющие архитектурной формы. Сочетание архитектурных форм друг с другом, предопределенное проектом, называется объемно-пространственной композицией здания или сооружения. От того, насколько удачно решена композиционная задача, зависят как степень соответствия сооружения своему назначению, так и его эстетическая выразительность.
Под покровительством архитектуры и часто в тесном единении с нею развиваются и другие виды искусства. Если они образуют с архитектурными формами нерасторжимый сплав, выражающий глубокие и важные идеи, то мы имеем дело с синтезом искусств.
Крупный зодчий и теоретик архитектуры Витрувий, живший в I веке до н. э. в Древнем Риме, говорил, что в архитектуре «все следует делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту». Перечисленные здесь качества объединяются обычно понятием «триада Витрувия». Расшифруем каждую из составляющих этой триады, начав с «пользы».
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 593 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!