Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историко-психологические особенности Российской цивилизации



Самостоятельное задание № 6: Подчеркните в тексте историко-психологические особенности русского народа, повлиявшие на развитие Российской цивилизации

J В основе социально – политических традиций в России лежат историко-психологические социальные установки, выраженные такими понятиями – мифами как «Советы», «Советская власть», «Благоденствие».

«Совет всея земли Русской» называлось временное Российское народное собрание, созванное в Ярославле в 1612 году. Оно приняло решение о создании народного ополчения во главе с нижегородским «земским старостой» Кузьмой Мининым Сухоруком и князем Дмитрием Пожарским, вставшим на защиту Москвы от польских захватчиков в июле- декабре 1613 года.

Сложившееся исторически народное ополчение является историко – психологической особенностью русской военной культуры, хранимой православным христианством.

Христианская основа проявлена в национальном культе Александра Невского, направляющем воинское мужество на сохранение таких народных святынь как родной язык и отеческая культура, которым покровительствует Тихвинская богоматерь. Так в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище находится некрополь выдающихся деятелей Российской духовной культуры XIX-XX века, а в Свято-Троицком соборе, рядом с ракой, где покоятся мощи св. Александра Невского, икона Тихвинской богоматери.

Мы видим здесь родство и с более древними христианскими воинскими культурами армянского и грузинского народов. Здесь отметим, что христианство в данном случае сохраняет ценности, имеющие раннее и древнейшее возникновение. Нравственная основа его – готовность к самопожертвованию, защищая не материальное богатство, а Отечество. Это – важнейшее отличие от культуры рыцарей (профессиональных воинов-наемников) как средневековой Европы, обращавших свою агрессию зачастую против собственного народа, так и Арабского Востока, где подобное рыцарство веками подавляло военные традиции народа, культивируя гражданскую пассивность крестьян и ремесленников. Напротив, великое право жертвовать собой за родную землю привело к развитию гражданственности как основы политико-правовой культуры русского народа. Отсюда подвиг Ивана Сусанина, крепостного крестьянина Романовых, пожертвовавшего собой и сыновьями ради спасения Михаила Романова в 1613 году. Потрясшая А.Н. Радищева гражданственность нищих крепостных, описанная им в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Другая историко-психологическая особенность русской культуры: коммунистическая мечта о «тысячелетнем царстве» всеобщего изобилия и добра, где реки с кисельными берегами несут свои молочные воды. Образ Емели с его щукой, Иванушки с его Сивкой-Буркой очень важен в русской мифологии. Эти герои получают блага не за хитрость и смекалку, не за труд или страдания, и даже не по просьбе, но за доброе, честное и скромное сердце. Блаженный простак, едущий на золотой телеге на небо, - любимый образ русской средневековой утопии. Возможно, в основе этого образа – осмысление той нравственной заповеди православного христианства, что все то богатство, которое не милость Божия блаженным, - грех.

Огромное значение для русской политической культуры имела нравственно-правовая традиция экономической и политической активности и самостоятельности женщин.

Эти историко-психологические особенности нравственного самосознания народа стали препятствием распространению фашизма в России XIX-XX веков.

Понятия: семья, культура, цивилизация, историко-психологические особенности народа

Литература:

1. Айтматов Ч., Икэда Д. Ода величию духа: Диалоги. Пер. с яп. М., Прогресс, Литера, 1994

2. Борхес Х. Л. Письмена бога: Сборник: Пер. М., Республика, 1992

3. Еврасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М., Наука, 2002

4. Историческая психология и ментальность: Детство. Семья. Быт. Сб. статей. СПБГУ, 2001

5. Клакхон К. К.М. Введение в антропологию. Пер. с анг. СПб, Евразия, 1998

6. Кнабе Г. С. Жажда тождества: культурно – антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра. М., РГГУ, 2003

7. Коул М. Культурно – историческая психология: Наука будущего. Пер.с анг. М., Канто – Центр, Ин-т психологии, 1997

8. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Ст.-М., Прогресс, 1995

9. Петров К. М. Экология человека и культура. СПб, Химиздат, 1999

10. Романов В. И. Историческое развитие культуры: Психотипологический аспект. М., Издатель Савин С. А., 2003

11. Сарагоса Ф. Завтра всегда поздно Пер. с исп. Пред. Ч. Айтматова. М., Прогресс, 1989

12. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб. Пер. с анг. М.-СПб, Прогресс-Ювента, 1995

13. Швейцер Альберт. Культура и этика. Пер. с нем. М., Прогресс, 1973

Исследовательское задание № 7:

«Российская цивилизация и ее особенности» [3]

Цели задания:

1.Изучение традиций и обычаев народов России

2.Умение сравнивать различные источники

3.Формирование значимых морально-нравственных оценок и ориентиров в области национально – этнических отношений

Задание включает посещение Государственного Российского музея этнографии (или краеведческого музея).

Подготовьте и защитите на семинаре “Творческий отчет по практическому занятию в Государственном Российском музее этнографии на тему “Традиции и обычаи народов России”

Отчет посвящается описанию быта и обычаев одного какого – либо народа России или населения какой – либо территории.

Отчет выполняется в объеме 3 печатных листа А4, шрифтом Times New Roman, кегль 14 (или пишется от руки). Содержание отчета подразумевает сравнение данных следующих источников: литература, сайты в Интернете, личные наблюдения, экспозиция музея.

Обязательно указание источников. В том числе адреса сайта, названий использованной литературы (с указанием автора, названия, места издания, названия издательства, года издания и страниц), названия экспозиции музея.

При отсутствии этнографического музея в данном регионе рекомендуем в качестве основного использовать краеведческий материал, на основе знакомства с экспозицией краеведческого музея.

Отчет (после проверки) может быть подшит в конце рабочей тетради.

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА (необходимо увеличить)

"


Институт сестринского образования (базовое отделение)

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

РОССИЙСКОМ МУЗЕЕ ЭТНОГРАФИИ

Тема: «ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ____________________________________________НАРОДА»

Исполнитель (Ф.И.О.):___________________________

Специальность:________________________

Курс:_______ Группа____________

Руководитель (Ф.И.О.):__________________

Оценка:

Санкт-Петербург

2009 – 2010

Литература:

1. Боронов А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб., 2001

2. Володин А. П. Ительмены. СПб, Дрофа, 2003

3. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи. Обряды. Занятия. Фольклор. СПб, Паритет, 2004

4. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб, Искусство – СПб, 2002

5. Народные праздники на Руси. Сост. Михайлов С. А. М., Центрполиграф, 2004

6. Народы Дагестана. М., Наука, 2002

7. Патрушев В. С. Финно-угры России. Йошкар-Ола, Марийское кн. изд-во, 1992

8. Русский Север: Этническая история и народная культура XII – XX вв. М., Наука, 2001

9. Сто народов, сто языков: Этнографические очерки. Под ред. Л.М. Минца. М., Просвещение, 2002

10. Федоров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа. Уч. пособие. М., МГУ, 1983

11. Хомич Л. В. Ненцы. СПб, Дрофа, 2003





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...