Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности архитектурных практик: культовые сооружения, жилище, традиционная одежда



Территория Таджикистана до сих пор является местом, где в полной сохранности можно лицезреть культурные памятники оседлого и кочевого Восточно-иранского населения Средней Азии. На развитие искусства Таджикистана повлияло в основном географического расположение, а именно нахождение на торговом пути между Западом и Востоком, а также экономические и культурные связи с Индией, Китаем, Ираном, странами Средиземноморья, а также с народами и племенами степей евразии.

Еще с давних времен Таджики вносили немалый вклад в искусство Кушанского царства, Согда, Бактрии, Тохаристана и Ферганы, а таджики средневековья повлияли на Искусство Саманидов и Тимуридов.

Можно явно проследить связь художественной культуры народа Таджикистана с культурой среднеазиатских народов, в большей мере с культурой Ирана. Именно это объясняет тот факт, что памятники, которые были созданы в древние и средние век, являются общим культурным наследием[24].

Доисторическое и ахеменидское время:

Древнейшими памятниками художественного искусства, найденными на территории Таджикистана являются:

- роспись охрой в гротах Шахты, близ Восточного Памира (датируется XV-X тыс. до н.э.);

-найденные поселения культуры гиссаров в городе Нурек (датируется VI-V тыс. до н.э.)

-посёлок Дангара (Куй-Бульен, поздний неолит).

В более поздней бронзовой эпохе (II-I тыс. до н.э.), была найдена керамика грубой лепки с геометрическим узором, а также просто сделанные ювелирные изделия, ножи и кинжалы из бронзы и т.д.[25]

Эпоха Ахеменидов известна постройками жилых зданий древнебактрийского типа из сырцового кирпича. Изобразительное искусство данного времени представлено ювелирными изделиями из золота и серебра. Изделия относятся к Амударьинскому кладу.

Немалое значение для изобразительной культуры Таджикистана того времени являлось искусство кочующих племен саков, а именно котлы, сделанные из бронзы с элементами лепки, литые бляхи с изображением животных на них (были найдены в погребениях Памира).

Эллинизм:

Античные авторы позволили нам узнать о том, что в Таджикистане существовали города, выполненные в традициях эллинизма, имеющие стены для обороны и регулярную планировку.

В общем, искусство Таджикистана данного времени является синтезом элементов эллинизма и местных традиций в художественном плане.

Это может быть подтверждено тем, что:

1) были найдены остатки архитектурных сооружений, таких как дворец (храм) в Саксан-Охуре, с среднеазиатской планировкой, с двором с 4мя колоннами и коридором для обхода и деталями в стиле эллинизм.

2) были найдены архитектурно-декоративные скульптурные произведения торевтики. Яркий пример: серьга в виде сфинкса и золоченый медальон с бюстом Диониса, найденными в Душанбинском городище)

3) были найдены керамические статуэтки и сосуды с Кей-Кобадшахского, Яванского и Саксан-Охурского городищ.

Советская эпоха:

Первый профессиональный театр был создан в 1929 году в городе Сталинабад, который позднее был переименован в Государственный академический театр драмы имени А. Лахути. Хомид Махмудов стал первым директором и главным режиссером этого театра. Уже в 1934ом году Махмудов создал второй Государственный таджикский музыкально-драматический театр в городе Ленинабад, который впоследствии был переименован в театр музкомедии имени Камола Худжанди. С начала 1936 года и вплоть до 1964 года Е. Мительман являлся главным режиссером театра.[26]

Рис. 2 Дворец Национального Единства

Жилища:

Объективно считать, что образ жизни населения Таджикистана складывался и формировался на основе традиций этого народа. Традиции также нашли свое отражение в народном таджикском жилище, которое подразделяется на два типа:

1) равнинный, который отличается наличием архитектурной сложности и был преимущественен для местности, расположенной к северу от Гиссарского хребта, в Ферганской долине и бассейне Зеравшана. Сначала строился цоколь, после возводился деревянный каркас, который впоследствии закладывался сырцовым кирпичом, а порой и глиной.Рядом с фасадом возводилась терраса. Под потолком проходили узкие световые проемы, служившие окнами. В таких домам обычно был камин и дымоход. На сегодняшний день многие черты традиционных домов равнинного типа сохраняются. Также возводятся корпусные постройки, которые оснащены типовой мебелью и множеством ковров.[27]

Рис. 3 Равнинный тип жилища Таджиков.

2) горный, конструкция которого была более простой по технологии. Такой тип жилища был присущ южным и горным районам Таджикистана. Этот вид жилищ был массивен и рассчитан на многочисленные семьи патриархального типа. Дикий камень, а иногда сырцовый камень служил основой для стен таких домов. Крыша была сделана в основном из дерева, а памирские таджики делали деревянный свод ступенчатым с дымовым отверстием по центру. Три-пять опорных столбов, поддерживали кровлю и располагались внутри дома.[28]

Рис.4 Горный тип жилища таджиков

На сегодняшний момент в горных местностях жилища старого типа, не имеющих окон, используют как склады. Памирские таджики до сих пор строят свое жилье по традиционным меркам, только располагают опорные столбы и свод кровли изнутри дома. Естественно модернизации подвергается и сам дом: пол покрывается досками, которые подлежат окраске, окна делаются большими, вместо очагов делают печи, а стены белят снаружи и изнутри[29].

Национальная одежда:

Рис.5 Традиционный женский костюм Таджикистана

Рис.6 Традиционный мужской костюм Таджикистана

Каждый район Таджикистана имел свои характерные черты традиционного костюма. Мужской костюм состоял из рубахи, напоминающей тунику, штанов широкого покроя, халата нараспашку с поясом-платком, тюбетейки или чалмы и сапог из кожи с мягкой подошвой. Горные таджики носили деревянную обувь с тремя шипами, чтобы обувь не снашивалась после хождения по горам. Женщины обычно носили рубаху или платье-тунику, широкие штаны с напуском в районе щиколотки, платок на голову, а иногда платок с тюбетейкой вместе. Горожанки и таджички проживающие на равнинах ко всему вышеперечисленному надевали халат с запахом и традиционную обувь. Этническую традицию по сей день можно проследить в одеже таджичек проживающих в горах и равнинах. Их платья расшиты традиционным образом, представляя собой образцы искусства (особенно Дарваз и Куляб). Таджики обитающие в горах, в основном Памирские, как женщины так и мужчины, в холодное время носят высокие шерстяные носки с различными орнаментами[30].

На сегодняшний день мужчины обычно одеваются в современную одежду, которую они покупают в магазинах или шьют в ателье. В основном такой одеждой являются брюки, рубашки, свитера, а особой популярностью пользуются джинсы и водолазки. Молодежь обычно выбирает спортивную одежду. Горожане любят сочетать традиционные халат с тюбетейкой и современную одежду. А вот женский национальный костюм до сих пор хранит в себе больше традиционных моментов, чем мужской. Так, женский костюм состоит из платья, хотя уже короче прежнего. На кокетке. Шьются такие платья из шелка и оно распространено также и в других азиатских республиках. Шаровары, также входят в костюм, но теперь они намного уже и выше чем щиколотка. Также незаменимым аксессуаром женского костюма являются тюбетейки, а порой и платки с косынками. Также традиционные элементы костюма считается правомерным сочетать с современной одеждой, такой как вязанные кофты, жакеты, фабричная обувь и т.д. В более холодную погоду можно носить плащ и пальто. В давние времена у таджичек, проживающих в горах отсутствовали элементы верхней одежды, ведь считалось что в холодное время года женщина должна сидеть дома. Таджичкам Памира при надобности выйти на улицу зимой, одевали на себя по три платья зараз. Женские юбки и костюмы надеваются редко, в основном студентками и женщинами-служащими, представителями интеллигенции. До 1920-х годов городским жительницам приходилось носить паранджу, но теперь этот тип одежды исчез. В довоенные годы женщины пожилого возраста порой надевали ее.

Вывод: Народ Таджикистана очень бережно относится к своим традициям и культуре. Именно поэтому даже в процессе модернизации общества, произошло сохранение частей традиционной культуры, таких как сохранении традиционных одеяний или традиций в постройке зданий. Но по приезду в Санкт-Петербург (в принимающую страну) мало-помалу таджикским трудовым мигрантам приходится интегрироваться в принимающее общество, отказываясь пусть даже и на время от традиционных культурных особенностей. Так, свои дома равнинного или горного типа они меняют на маленькие дешевые помещения, вместо традиционных одежд переодеваются в дешевую и удобную для работы одежду, и вместо традиционных яств питаются дешевой едой, пытаясь сберечь каждую копейку для того, чтобы отправить родным в Таджикистан.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 671 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...