Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфуцианство. Конфуцианство – важнейшее духовное учение Древнего Китая, в котором трудно провести столь привычную для нас грань между нравственными принципами



Конфуцианство – важнейшее духовное учение Древнего Китая, в котором трудно провести столь привычную для нас грань между нравственными принципами, философским учением и религией. В сознании древних китайцев эти составляющие были тесно слиты. Основоположником учения был китайский мудрец Кун Фу цзы (551 – 478 г. до н. э.) – «Мудрый учитель Кун». Но это уважительная, официальная форма имени, его обычное имя звучало как Кун Цю, где Кун означает фамилию, в Цю – личное имя. Для нас он более известен по латинизированной форме имени – Конфуций. Испытав на себе все тяжести эпохи перемен в Китае, тяжести изгнания и недоверия, даже неоднократного покушения на свою жизнь, вернувшись на родину в возрасте более 70 лет с уже сформировавшимся учением, которое впоследствии приобрело религиозно-мировоззренческий оттенок. Конфуций вошёл в историю как наиболее известный религиозный реформатор. В центре конфуцианства лежит общая для всех развитых языческих религий идея мудреца (философа). Человеческая жизнь по Конфуцию – это постоянный и вечно незавершённый процесс обучения и воспитания. Причём внутреннее совершенствование должно гармонично соответствовать устоявшейся общественно-культурной традиции. Каждый человек должен выработать и совершенствовать в себе жэнь – благородное качество, гармонию всех интересов, равновесие внутреннего и внешнего, воспитанности и непосредственности, свободы и закона. Следовательно, жизнь в госу­дарстве и семье является мерой всех добродетелей (справедливости, верности, великодушия, любви, бескорыстия). Так как высшее благо – государство, то каждый должен быть на своём месте: «Правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сы­ном» (Конфуций). Государство благоденствует, если каждый член его на своём месте. Таким образом, человека Конфуций изображает не та­ким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. В конфуцианстве человек оказывается неким мостом между тем, чем он является и тем, чем он должен быть. Человека он представляет не иначе, как в гар­монии с общим ходом вселенной, который, в то же время, является мерилом нравственности. Конфуцианство – первое детально разрабо­танное религиозно-нравственное учение, уделяющее большое внимание человеку. Однако существует несколько «но»:

1. Своё учение Конфуций основал на почве древних верований и основой всего считал познание велений Неба.

2. Человек в учении Конфуция – это не цель, а лишь одна из составляющих мироздания. Можно говорить, исходя из конфуцианства, что человек, как индивидуум, занимает здесь четвёртое место: пос­ле Неба, Государства, Семьи.

3. Конфуцианство не видит в человеке личность и даже индиви­дуума. Человек – только составляющая мира, причем в контексте че­го-либо он имеет значение (например: семьи, общества, государства).

С III в. конфуцианство становится государственной идеологией и превращается в неотъемлемую частью культур­ной традиции Китая.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...