Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 20



20 ВОПРОС (Элитарная культура)

Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной П; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е гг.) В элитарной культуре круг истинных и «высоких» ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количественному сужению элиты, но к качественному ее росту, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого представителя элиты. Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнею, но в 20 в. очень часто происходи их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер. К примеру, представители стиля модерн, для которого была важна функциональность произведения искусства, принимали непосредственное участие в развитии тиражной (газетной, журнальной, книжной) графики, фактически стали создателями искусства плаката, в том числе и рекламного, ставили перед собой задачу слияния художественного высокопрофессионального творчества и массового промышленного производства (последнее было скорее заветным идеалом модерна, чем воплотившейся реальностью). Поп-арт с его искусством коллажа, концептуальное искусство, вводящее в оборот философское осмысление и эстетическое восприятие повседневных массовых предметов, несомненно, отражают процесс элитаризации массовой культуры и одновременно омассовление элитарности. Таким образом, предстатели элитарной культуры невольно, а потом и сознательно начинают апеллировать к массовому сознанию. Поэтому несмотря на то, что постмодернисты выступают против мистификации реальности, которая происходит в процессе воздействия СМИ на общественное сознание и пытаются показать многозначность реального мира, их высокоинтеллектуальная, тонкая, эстетизированная критика зачастую оказывается мало понятной и мало эффективной для большинства.

Вопрос 45 (Европейский модернизм)

Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — новое, искусство которое зародилось в конце 19 в. И связано с глобальным кризисом европейской культуры.Кризис искусства 20 века был следствием мирового кризиса рубежа 19-20в (мировые войны, революции, элементы нестабильности переходной эпохи) Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этики,праве,но в наибольшей степени в искусстве,прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга,концепция Ясперса. Смысл этой философии закл. В том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человеку нужно жить настоящим и действовать в настоящем.

Наиболее ярко кризис искусства проявлял себя в живописи: большинство художников 20 в отошло от изображения мира таким,как мы его видим. Мир представляет деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководились больше собственным воображением,отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой каким мы показываем его на своих картинах. Статус вечных приобрели 3 течения: абстракционизм, кубизм и сверхреализм.

Кубизм-это течение связано с именем Пабло Пикассо.

ПЕРИОДЫ:

· «:Голубой период» – все портреты объединены холодной гаммой синего цвета. Развивается тема одиночества,горя.

· «Розовый период» все картины в пепельно- розовом цвете.

· Большой интерес к негоитянской культуре.

· Первая фаза начала кубизма- сине-зеленые тона.

· Вторая фаза-мелкие геометрические фигуры.

· Синтетический кубизм

· Композиции на тему музыкальных инструментров.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

Основатель Василий Кандинский.- сущность течения в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки.(квадрат Малевича)

СВЕРХРЕАЛИЗМ

Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20 в.-соединение реальных предметов с неревльными или реальными,но доведенных до абсурда но в иррациональном сочетании.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...