Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 18



18 ВОПРОС (Проблема типологии культуры)

Типология (от греч. “typos” ‘отпечаток, форма’) культуры предполагает выявление признаков сходства между феноменами культуры путем их упорядочения (объединения, систематизации) по определенным признакам. В зависимости от критериев классификации выделяют разнообразные варианты типологии культуры.

Исторические типы культуры различают в зависимости от разных стадий исторической эволюции общества, характера, форм и способов социальной организации и регуляции, особенностей производства и потребления, информационно-коммуникативных отношений и содержания социокультурной деятельности людей в разные периоды истории: архаический, аграрный доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. К.Ясперс не принимал традиционную схему исторической периодизации культуры и понимал историю, как завершенный в смысловом отношении процесс” между истоками и целью”. В основу своей типологии культуры он положил категорию осевого времени – период с 800 по 200 гг. до н.э., характеризующийся трансформацией мифологической картины мира. Соответственно К. Ясперс выделил следующие четыре этапа мировой истории: доисторический (прометеевский); доосевой (период великих культур древности); осевой, связанный с формированием человека с рациональным типом сознания; после осевой, явившийся началом научно-технической (новой прометеевской) эпохи. В качестве вариантов историко-культурной типологии можно рассматривать концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби; теорию циклических флуктуаций П.А.Сорокина; формационную типологию культуры К. Маркса. Конфессиональные (этноконфессиональные) типы культуры отличаются условностью своей номинации и различаются на основании ареала распространения доминирующей религии и степени ее влияния на жизнедеятельность и ценностную детерминированность определенных социокультурных общностей. Таким образом, целесообразно с определенной степенью условности характеризовать западный (европейский) тип культуры как христианский, арабский – как исламский, народов Юго-Восточной Азии – индо-буддийский, китайский – дао-конфуцианский, еврейский – иудейский, русский – как православный и т. д.

Социальные типы культуры обусловлены неоднородностью социальной структуры общества, чертами сословной организации, различиями жизнедеятельности и особенностями духовного освоения действительности: народная, элитарная, массовая, доминирующая культура и контркультура, маргинальная культура и субкультуры.

Локальные (пространственные) типы культуры представляют собой способы организации жизнедеятельности людей в пределах отдельных систем и объединений, обусловленных совокупностью территориально-географических, исторических, этнонациональных, социальных и других факторов: региональная, этническая, национальная культуры.

Вопрос 43 (И)Динамика Западной культуры ХХ в.)

Западная культура 20в основанная на предпринимательстве исключительно мобильна и динамична. ЕЕ главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогощению. Вместе с тем Западная культура 20 в была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентаций. ЕЕ доминантой являлась идея преобразующей деятельность человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

В эволюции западного мира происходили глубокие изменения.

Западная культура второй половины XX в

Главный источник - научно-техническая революция. Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем и технологической революции, что вызвало изменения во всех сферах общества. Прежде всего, произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть возможность удовлетворять интересы всех членов общества.

Значительные изменения стали происходить в культуре, она стала существовать в нескольких измерениях: гуманитарном, научно-техническом и массовом.

Гуманитарная культура и ее влияние в целом упали. Хотя она продолжает развиваться. Важные изменения стали происходить в религии. В 70-е годы - в связи с появлением идеологии консерватизма - ее статус стал заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традициям, к протестантской этике, к возрождению религиозных корней культуры.

В искусстве его представляет главным образом реализм. Это творчество М. Дрюона, Э. Базена, Ф. Саган, Ж. Сименона (Франция). Мировое признание переживала швейцарская литература: Г. Гессе, Ф. Дюрренматт, М. Фриш.

Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось.

— в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;

— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;

— в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Для постмодернизма творчество не равно творению. Ее ли в до-постмодернистских культурах работает система «художник — произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства — зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...