Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

БИЛЕТ 1



1.Понятие мировоззрения. Структура

2.Принцип детерминизма. Категории причины и следствия

1. Понятие мировоззрения. Структура. Мировоззрение – это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Данное определение является исходным, т.к. в нем представлен основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. Одним из них принимается следующее: мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.

В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек» (две т.н. «субстратные» подсистемы) и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними: 1) генетическая подсистема (раскрывает природную и социальную обусловленность человека); 2) гносеологическая (т.е. теоретико-познавательная) подсистема; 3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема; 4) праксеологическая (духовно-практическая) подсистема (сюда входят общие принципы познания, нормы морали т.п.).

Мировоззрение – это результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Поэтому в структуре мировоззрения выделяют также 3 уровня: 1) мироощущение – здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
2) мировосприятие – это синтез ощущений; тут создается цельная картина, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Здесь преобладает больше чувственный опыт, чем рациональное мышление. 3) миропонимание – охват мира в системе понятий; разумное его объяснение. Именно миропонимание и представляет собой философия. Это высший уровень мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

2. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия

Все в мире находится в движении, во взаимодействии, взаимосвязи (связь эта носит динамический характер). Все чем-то обусловлено – в этом суть принципа детерминации. Этот принцип имеет большое значение в духовной, материальной, живой, неживой природе, в обществе. Принципом детерминизма долгое время занимался саратовский философ Яков Фомич Аскин. Виды детерминационных связей: 1) материальная детерминация связана с взаимодействием, в котором передается вещество, поле, информация (имеется в виду живая природа). 2) критерий тут – временные отношения. Настоящее может быть детерминировано прошлым, будущим и настоящим.

а) прошлое → настоящее (причина и следствие);

б) настоящее → настоящее (содержание и форма);

в) будущее → настоящее (возможность и действительность, цель).

3) детерминационные отношения могут быть однозначными (необходимость) и многозначными (случайность).

Категории причины и следствия.

С помощью данных категорий мы обусловливаем, детерминируем настоящее прошлым. Причина есть условие, которое предшествует во времени обусловливаемому, является действующим фактором и порождает следствие (обусловливаемое). Юм говорил: «До этого – не значит по причине этого». Если ночь предшествует дню – это не значит, что ночь обусловливает день. Причинная цепь длинная, но порождает лишь последняя из причин (П2 → П1 → Сл). Причина – фактор действующий. Нельзя что-то детерминировать, не действуя при этом. Действующий фактор – это причина, а недействующий фактор – это условие.

Когда мы ведем речь о сотворении мира Богом, то тут нет действия, нет изменений в пространстве и времени, нет затраты энергии. Бог – творец, но не причина. Спиноза утверждал, что природа есть причина самой себя. Причина не должна совпадать со следствием в данном случае; что-то одно должно порождать что-то другое.

Покой не может рассматриваться как причина движения (нет порождения). Но есть скачкообразные явления, которые происходят вдруг, вне времени. Августин Блаженный говорил: Бог создал мир из ничего. Причинно-следственная связь (ПСС) – это нечто, которое возникает из другого нечто (а не из ничего). ПСС образует цепочку причин и следствий, которая уходит в бесконечность. Мир не имеет начала, раз нет конкретно первой причины. Древние греки понимали под первопричиной различные субстанции, Аристотель – перводвигатель (сам неподвижен, двигает другими). Если признавать цепь замкнутой (Платон), то получается, что следствие является первопричиной цепи, которая является причиной следствия. Если причина и следствие одновременны, то отрицается время. Причина – это условие, изменяющееся во времени. Причина начинает действовать и постепенно угасает (полностью – в момент формирования следствия). Следствие влияет на причину (не порождает, а является условием, в котором действует причина). Диалектическая философия утверждает, что истинная причина всех следствий – противоречия (Гераклит говорил: все держится войной)





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 358 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...