Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
любую ахинею" и смеяться столько же, сколько быть серьезным, то надо
признать, что эффективность семинара выше всяких самых смелых предположений.
Шестой: читательские письма - основной поставщик фактов, хотя лично я к
этому каналу отношусь весьма сдержанно, исходя из того, что преувеличивать
значение письма в газете так же опрометчиво, как и преуменьшать.
Не буду трогать классификацию писем по А. Верховской [8]:
письма-оценки, письма-жалобы, письма-информация и прочие, коснусь только
тех, которые содержат факт. Кстати сказать, писем-идей и писем-тем,
справедливо не упомянутых в классификации А. Верховской, чрезвычайно мало, в
газетной практике они буквально на вес золота.
Итак, письма-факты. Вариантов - множество. Одно письмо может отражать
целое явление, но бывает и так, что годовой поток писем с примерно
одинаковыми фактами не дает никаких оснований для газетного выступления.
Однако не в этом дело. Главное, что оценка фактов, содержащихся в письмах,
принадлежит не какому-нибудь "дяде", а нам, журналистам. Именно мы обязаны
"увидеть" за фактом нечто, "разглядеть", "угадать", "предположить",
"почувствовать", и все это совершенно невозможно без знаний, без
информированности, без социального опыта. Таким образом, мы возвращаемся на
круги своя - все к тому же разговору об уровне нашего профессионализма.
Желая в какой-то степени компенсировать недостатки на этом уровне,
редакция придумала "час письма" - форму коллективного обсуждения
писем-фактов. Совещание, условно ограниченное часом, проводится раз в
две-три недели под председательством заместителя главного редактора и с
привлечением всех "свободных мозгов" редакции. Цель - вынести на обсуждение
наиболее интересные письма, то есть содержащие интересные факты, с тем чтобы
сообща наметить тему, ее поворот, нащупать тактику сбора материала и его
подачу в газете, определить жанр будущей публикации. Программа, как видите,
примерно соответствует программе "Жернова", но разница существенная. Там -
обучение, здесь - практическая потребность; там - без обязательных выводов,
здесь - с обязательными решениями, принимаемыми председательствующим:
положим, тема выбрана, в командировку выезжает такой-то, срок исполнения
тогда-то. Это не мешает между тем добровольности посещения "часа письма",
потому что ни одно исполнение не навязывается, всегда учитываются интересы
конкретных сотрудников редакции, а сам ход обсуждения становится
профессиональным уроком мастерства.
Итак, заинтересованный отдел выносит "свое" письмо на коллективное
обсуждение. Кабинет заместителя главного редактора. На каждом стуле - по два
человека. Читается письмо. Вслух. "С выражением". Затем пауза. Затем первое
робкое предложение по поводу темы и модели будущего очерка. Тут же "протест"
и - новое мнение, высказанное чуть громче и чуть увереннее. Цепная реакция,
заканчивающаяся мощной "мозговой атакой" и всеобщим удовлетворением.
Организационный вывод. И - следующее письмо. "Тише, товарищи! - говорит
заместитель Главного. - У нас осталось всего полчаса!"
В итоге факт осмыслен, замысел рожден, тема нащупана, концепция есть.
Кстати, не грех сказать, что с помощью фактов рождается любой
журналистский жанр, в том числе и тот, который я бы назвал "перемешанным";
примерно так говорят о нациях, из которых сегодня осталось мало "чистых".
Буквально по Монтеню: "В древние времена: все люди одного возраста - братья,
кто старше - отцы, кто младше - дети" [9].
Трио в одной лодке,
не считая лоцмана
ВМЕСТО ПРОЛОГА: "ХОЛОДНЫЙ ДОМ"
Это было в 1956 году. Я работал тогда адвокатом, но уже немного
пописывал, и вот журнал "Пионер" отправил меня в командировку в Саратов.
Остановился я в гостинице, если не ошибаюсь, "Волна" (или "Волга"?),
материал собирал на каком-то заводе и через несколько дней приготовился в
обратный путь. Билет на поезд у меня был в кармане, машина заказана к
определенному часу, оставалось оформить гостиничные документы. Но там, у
окошечка администратора, вдруг случилось неожиданное знакомство, сыгравшее
значительную роль в моей уже размеренной в тот период жизни, и, я полагаю,
не только в моей.
"Как жаль, что вы рано уезжаете! - что-то в этом роде сказала
администраторша Марта Ивановна, я почему-то запомнил имя этой славной
женщины с белыми крашеными волосами, вавилонской башней стоявшими на голове.
- Я очень хотела, чтобы вы помогли одному человеку". - "Какому?" - вероятно,
спросил я, потому что Марта Ивановна выдвинула из-за своей спины мальчика
лет десяти-двенадцати. Я плохо видел его через овальное окно. Густые
каштановые кудри, худенькая мордашка, возможно, печальные глаза, они просто
обязаны были быть печальными: Борис, так звали подростка, был круглым
сиротой, инвалидом второй группы (что-то с почками, то ли болезнь какая-то,
то ли отбили), а жил под Саратовом в доме для престарелых. Так получилось,
что он, по выражению Марты Ивановны, приблудился к гостинице. Его жалели.
Когда один раз в месяц, как на побывку, он приходил к Марте Ивановне, весь
обслуживающий персонал гостиницы его подкармливал, подшивал, подстирывал,
старался как-то пригреть, а на дорогу он получал подарки. На меня это
обстоятельство произвело, помню, самое тяжкое впечатление: гостиница,
которую я и, вероятно, все в ней живущие воспринимали как дом казенный и
чужой, была для ребенка единственным источником тепла. В пятиминутной беседе
с Мартой Ивановной выяснилось, кроме того, что попытки устроить Бориса в
обычный детский дом были напрасны: детей-инвалидов туда не брали. Ко мне,
стало быть, одна просьба: помогите устроить! За весь разговор Борис не
проронил ни единого слова, только смотрел на меня, "столичного
корреспондента", как смотрят верующие на икону.
Ладно. У подъезда уже стояла вызванная машина, до поезда было минут
двадцать. Что делать? Увы, я не сдал железнодорожный билет, не задержался на
сутки в Саратове и не пошел по начальству. Я был молод, жизнь казалась
простой и прозрачной, в памяти была тишина, и потому я попросил у Марты
Ивановны листочек бумаги, изобразил на нем адрес "Пионера", собственную
фамилию и сказал Борису: "Писать умеешь? Напиши мне все, как есть, а мы в
Москве что-нибудь придумаем". И уехал.
Может, неделю я помнил о нем, может, месяц, а потом закрутился в делах
и вчистую о Борисе забыл, признаюсь в этом откровенно, как ни горько
признание. Возможно, все последующее было искуплением моего греха.
Как-то в юридической консультации, где я дежурил, раздался телефонный
звонок. Сотрудница "Пионера" Джана Манучарова попросила меня "немедленно"
приехать в редакцию. Зачем? - "Приезжайте, узнаете". В то время журнал
находился на шестом этаже старого здания комбината "Правда", в тихом
закутке, который я быстро прошел, обнаружив все комнаты пустыми. Зато в
кабинете главного редактора была толпа. Встав на цыпочки, я увидел в кресле
Натальи Владимировны Ильиной, за ее редакторским столом, "моего" Бориса. Он
ел. Разорванная руками французская булка, печенье, конфеты, молоко.
Сотрудники, это были в основном женщины, молча стояли вокруг, смотрели. Они
уже знали, что Борис пешком пришел из Саратова. Он решил не разводить
бухгалтерию, не писать какие-то письма, у него был в руках адрес, и он пошел
к "дяде Валерию Аграновскому". Характер не позволил ему бесплатно
пользоваться попутным транспортом или зайцем ехать на поезде, и он три
месяца пешком шел в Москву из Саратова.
Неделю, пока его устраивали в детский дом, он был нарасхват, по очереди
ночевал у разных сотрудниц журнала. Мне удалось получить его только раз, к
моей исстрадавшейся маме дважды вызывали "неотложку", он бередил ее старые
раны, она очень плакала, расставаясь с Борисом. Спокойный, рассудительный,
ничуть не сентиментальный, как ни странно - воспитанный, обладающий
природным тактом и спартан-ской неприхотливостью, Борис был к тому же
самостоятельным мужчиной, отказывался от денег и пирожных и только в одной
страсти не умел себя сдерживать: в страсти фотографировать. Хотя аппарата у
него не было, все медяки и серебро он тратил не на троллейбус и метро или
мороженое, а на проявители, закрепители, какие-то фиксажи и фотобумагу,
пешком преодолевая московские расстояния. С немалым трудом Наталье
Владимировне Ильиной удалось устроить его в Калининградский детский дом,
говорят, вполне приличный. По странному стечению обстоятельств профилирующим
предметом была в нем фотография. Вроде - сошлось.
Кто-то должен был отвезти его в Калининград. Я не мог: именно в те дни
"сел" в большой судебный процесс. Не с руки было и сотрудникам "Пионера".
Кому-то пришло в голову срочно связаться с московским детприемником: мол,
надо сдать туда Бориса, и его "централизованно", со специальным
сопровождающим отправят к месту назначения. Так и сделали, предварительно
созвонившись с начальником приемника. В пятницу, этот день я прекрасно
запомнил, вся редакция провожала Бориса. Он был причесан, умыт, одет во все
новое, а за плечами у него был рюкзачок, в котором лежала новенькая "Смена"
с полным набором проявителей и закрепителей. Мы сели в редакционную машину,
последняя стадия "операции" все же была доверена мне, и поехали на
Даниловский вал, 22; адрес нам дали.
Кажется, я затянул рассказ, ведь главное впереди, но из того, что мною
рассказано, я тоже не могу ничего выбросить.
Мы приехали и остановились у высокой монастырской стены. Ее верх был
опутан колючей проволокой. Я нажал кнопку звонка. Приоткрылся "глазок", на
нас посмотрели "оттуда", и вслед за этим отворилась массивная, кованная
железом дверь. Человек в полувоенной одежде и в фуражке с зеленым околышем
пропустил нас внутрь. Я очутился в одной комнате, Борис в соседней, мы могли
общаться через овальное окно, почти такое, как в администраторской гостиницы
"Волна". Потом Бориса куда-то увели, я сдал его вещи и документы. Минут
через двадцать он вновь появился в соседней комнате, почему-то стриженный
наголо. Его шея сразу стала тонкой и длинной, а плечи острыми. Мне сказали:
"Прощайтесь". Я протянул ему в окошечко руку, Борис взял ее в свои и долго
держал. Нет, он не плакал, но очень пристально смотрел мне в глаза. Я
спросил дежурного, как скоро будет отправка. Дежурный, зевнув, ответил:
"Всякое бывает, и через день, и через месяц, как наберут группу в одном
направлении, так и повезут". Тогда я решил поговорить с начальником
приемника, чтобы как-то ускорить дело. Мне разрешили войти во двор и
объяснили, что начальника я найду на втором этаже административного корпуса.
Кажется, его фамилия была Серов.
Я вошел во внутренний дворик. Это был настоящий монастырский двор, но
мне показались странно знакомыми и зарешеченные полукруглые окна
монастырского здания, и купол с облезлой позолотой, и чахлый скверик,
огороженный очень низким заборчиком, и серые дорожки для прогулок. Я
постоял, что-то шевеля в своей памяти, однако, так и не сумев расшевелить,
пошел к Серову. На первом этаже административного корпуса я увидел длинный
коридор, а налево и направо были двери. Остановившись в самом начале, я
почему-то подумал, что третья дверь направо будет фотолаборатория. Потом я
сделал несколько шагов, поднял голову и, как во сне, увидел надпись:
"Фотолаборатория"! И только тут я сообразил, что был здесь однажды, очень
давно, и у меня сразу закололо сердце.
В ночь на первое сентября 1937 года меня, семилетнего, и моего брата
Анатолия, который был старше на восемь лет, привезли в этот дом и здесь
поселили. Я ничего не понимал, мне просто нравилось ехать по ночной Москве
на быстрой машине, прижимая к груди первый в моей жизни портфельчик с
пеналом, ластиком и тетрадками в косую линейку, хотя отнюдь не школа ждала
меня впереди, по крайней мере не та школа, куда должны были утром идти все
мои сверстники. Когда мы приехали, в комнате с табличкой "Фотолаборатория"
меня снимали в фас и в профиль, а на шее моей висела дощечка с именем,
отчеством и фамилией. Так же смешно я прокатывал пальцами сначала по черной
краске, а потом по глянцевой бумаге, это называлось почему-то "играть на
пианино", и я играл с удовольствием. Помню, Анатолия вскоре увели, я остался
с "дядей Мишей", и мне захотелось есть. Дядя Миша принес кусок белого хлеба
с маслом и вареное яйцо. И возможно, бесследно для воспоминаний прошла бы та
первая ночь для меня, если бы он не стукнул яйцом по моему лбу. Дядя шутил,
но удар как бы вернул меня к жестокой реальности, я страшно испугался, и
закричал, и бился в истерике, и даже сейчас ощущаю тот страх, он все еще
сидит во мне, взрослом.
Все это я вспомнил, стоя в начале длинного коридора административного
здания. Круто развернувшись, я пошел назад, не допуская возражений со
стороны дежурного, решительно забрал у него Бориса, стриженного наголо, вещи
и документы, сел в редакционную машину и поехал в "Пионер". Там удивились
нашему явлению, но не понять меня не могли. Еще трое суток Борис прожил в
Москве, вопросов не задавал, был тих и подавлен, а потом кто-то из сотрудниц
журнала, кажется все та же Джана Манучарова, выписала себе командировку и
повезла Бориса поездом через Ригу в Калининград.
Собственно, на этом первая часть моего рассказа кончается. Добавлю
только, что, когда мы с братом спустя какое-то время уходили, отпущенные, из
этого дома, было раннее утро, пошли первые трамваи и лил проливной дождь.
Анатолий накрыл меня с головой своим пиджаком, чтобы я не промок и не
простудился, и как я попал в детприемник ночью, не зная куда, так и ушел из
него, не видя откуда. А потом, прожив более двух десятков лет, я никогда не
спрашивал брата об этом доме, и он никогда не испытывал меня своими
воспоминаниями; вероятно, мы щадили друг друга.
Теперь начинается то, во имя чего все это было рассказано. Через
несколько дней, заручившись официальным поручением "Литературной газеты", я
пришел в детприемник. Там жил не тот контингент, нежели в мое время: мы были
"чеэсирами", то есть членами семей изменников родины, а сейчас жили
правонарушители, не достигшие восемнадцати лет, "путешественники" и
"бегуны", удравшие из дома по разным причинам, рано повзрослевшие девочки,
задержанные или подобранные на московских вокзалах, а то и просто отставшие
от пап и мам "паиньки", потерявшиеся на улицах или в магазинной суете. Они
находились в приемнике "до выяснения", а когда устанавливали, кто они и
откуда, их с сопровождающим-экспедитором отправляли либо в колонию, либо в
спецшколу, либо домой, официальный термин - "выдавали" родителям. Впрочем, я
мог бы сказать о них и короче, без подобной классификации: в приемнике жили
дети, можно добавить, ни в чем не виноватые, хотя бы потому, что они - дети,
несколько сот душ в возрасте от четырех до восемнадцати лет; у многих из них
было прошлое, о котором им следовало забыть, и будущее, о котором нам,
взрослым, следовало помнить.
Меня приняли в высшей степени настороженно. Повели в "отделения",
сформированные по возрастам. Я шел в сопровождении майора Серова, а перед
нами рысцой бежал немолодой надзиратель с огромной связкой ключей, я не
сразу узнал в нем - о Господи! - дядю Мишу, ему оставался год до пенсии.
Когда я сказал ему "дядя Миша", он удивился и пустыми глазами посмотрел на
меня: он был в моей памяти, я в его - нет. Дядя Миша отпирал и запирал все
этажи и двери, через которые мы проходили; еще я заметил, что, пробегая мимо
решеток, которые были на окнах, он машинальным движением руки проверял, не
подпилены ли прутья.
Дети сидели в комнатах на стульях, стоящих вдоль стен буквой "П", руки
держали на коленях. Мы входили, они тут же вскакивали и на "здравствуйте",
произносимое Серовым, набирали воздух в легкие и делали паузу, примерно
равную той, которая отпускалась солдатам на первомайском параде, прежде чем
одним духом произнести: "Здравия желаем, товарищ!.." и т. д. Но тут они
коротко рявкали: "Здра!" Во "втором" отделении, которое когда-то было моим,
и теперь содержался мой возраст: семилетки. У них вышло по-утиному: "Здря!"
- "Что-то не важно у вас получается, - недовольно сказал Серов. - А ну-ка,
еще раз: здравствуйте, ребятки!" Снова пауза. Глубокий вздох. Выпученные
глаза: "Здр-р-ра-а-а!" - совсем другое дело. Уходя, я попрощался с детьми,
и, к моему изумлению, вся группа поднялась, глубоко и печально вздохнула и в
пятьдесят разинутых ртов по складам заорала: "Счастливого пути!" Затем опять
вздохнула и, не дожидаясь моего "спасибо", заученно крикнула:
"По-жа-луй-ста!" С разрешения Серова я вернулся от двери и спросил: "А как
вы живете, дети?" К явному удовольствию начальника, они дружно ответили,
печально глядя, однако, не на меня, а на майора: "Хо-ро-шо!" Была середина
дня, их вскоре построили и - "смирно, шагом арш!" - повели в столовую.
Я вспомнил: нас поднимали в семь утра и сонных, только что разбуженных
- "смирно, шагом арш!" - тоже строем вели из спальни в групповую: надевать
штаны. Оттуда в уборную - шагом арш! - строем и строго по графику: пять раз
в день, хочешь не хочешь, иди, отдельно не пустят. Потом - смирно, шагом
арш! - мыться. И так с утра до вечера: в затылок друг другу.
И прежде было, и теперь: недетская тишина в заведении, тяжелая,
больничная. Нет даже легкого шума, который артисты называют "гургуром". И
потрясающая, даже не свойственная детям дисциплина. У окна стоять - нельзя.
Ногу на ногу положить - нельзя. На ужин дали селедку, весь вечер пить
хочется, но пить - нельзя. И спрашивать, почему нельзя, тоже нельзя. Никаких
занятий, ни уроков по школьной программе, весь день сидение буквой "П", руки
на коленях: один читает вслух "Белую березу" Бубеннова, остальные слушают.
Вдруг открылась дверь, вошла надзирательница: "Кто хочет мыть туалет?" Лес
рук: "Я! Я! Я!" - "Потрясающая тяга к трудолюбию!" - говорит мне Серов.
Потом "мое" отделение повели на прогулку, они проходили мимо дяди Миши, и
он, считая ребят, как и нас когда-то, шутя бил тяжелой рукой по затылкам:
"Первый! Второй! Третий!.." Ровно столько времени, сколько мы прожили с
Анатолием в этом "холодном доме", я ни разу не видел своего брата: на
прогулки нас нарочно водили в разные часы.
Если этот смеется, а тот плачет, у одного зачес кверху, а у другого
книзу, считается: непорядок. В приемнике единые требования для всех: никаких
внешних или внутренних различий; никаких индивидуальных проявлений. Прибыл
новичок, его сразу "под машинку": такие, "голые", ни по возрасту, ни по
характеру, ни даже по полу не отличимы. Приводят их в баню: "Чего не
раздеваетесь, скоты, стесняться вздумали?!" - и никаких возражений. По этой
причине, наверное, и в мое время, и теперь мальчишек в баню водили раз в
месяц надзиратели-женщины, а девочек - надзиратели-мужчины. И система
наказаний осталась прежняя. Если стулья в отделениях стоят не по линеечке,
можно по команде раз тридцать или сорок поднять детей с места и посадить
вновь. Единожды в квартал нам показывали в подвале монастыря, оборудованном
под клуб, кино, теперь это делали чаще - два раза в месяц, но, как и нас, за
любую провинность не просто оставляли без фильма, а вместе с отделением вели
в зрительный зал и на все время сеанса ставили спиной к экрану. Так я
"слушал" и на всю жизнь запомнил звуковой ряд из "Джульбарса" и "Рваных
башмаков". Теперь поворачивали спиной к "Весне" и "Солдатской балладе". А
вот о "макаронине" я не знал, при мне "макаронины" не было - так называется
удар ребром ладони по шее. За нарушение режима еще полагался карцер: от трех
до пяти дней на койке без одеяла и подушки, в полном одиночестве, с тарелкой
супа и куском хлеба. Побеги из приемника исключались, охрана была даже
внутренняя. За последние три месяца, предшествующие моему приходу, - два
покушения на самоубийство.
Стоял, повторяю, 1956-й, уже прошел XX съезд партии, а двадцати лет с
тридцать седьмого будто и не миновало. В кабинете Серова, на его рабочем
столе, я увидел массивный письменный прибор, в состав которого входил
чугунный бюст Сталина. Когда Серов садился в кресло, их головы, почти равные
по величине, оказывались лицом друг к другу. Справа на стене, над головой
майора, висели огромные часы в деревянном футляре с блестящим маятником,
размером с апельсин. Ни бюста, ни часов, ни апельсина я не помню, потому что
никогда не был в этом кабинете. Сказать, что часы исправно шли, но время
стояло на месте, было бы тривиально, если б не было именно так.
Я написал статью, красной нитью которой была мысль о том, что только
такое общество может считаться нравственным, в котором дети всегда чувствуют
себя детьми, что бы вокруг них ни происходило. Статья называлась "Холодный
дом". Помню ее начало: "Дважды судьба сводила меня с этим домом, не дай вам
Бог увидеться с ним хоть единожды..." Материал набрали, гранки и сейчас в
моем архиве, но по понятным соображениям не напечатали. Однако вместе с
тогдашним заместителем главного редактора "Литературной газеты" Валерием
Алексеевичем Косолаповым мы поехали в Прокуратуру СССР, нас принял первый
заместитель Генерального прокурора, если мне память не изменяет, Панкратов.
Вскоре была создана комиссия, в состав которой вошли работники Прокуратуры,
ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, включили в комиссию и меня. Мы работали
в приемнике целый месяц. Потом был суд: троих надзирателей и одного
экспедитора приговорили к небольшим срокам наказания. Серову дали "строгача"
по партийной линии. Наступило затишье.
Ровно через год я снова, на сей раз вооружившись поручением "Известий",
отправился в детприемник. Стены карцера и решетки на окнах были окрашены в
нежно-голубой цвет. В баню детей теперь водили однополые надзиратели. Вместо
четырех осужденных пришли другие люди, меня познакомили с новой
надзирательницей, которую дети уже успели прозвать "одиннадцатиметровкой":
когда она давала "макаронину", пострадавший отлетал от нее, считалось, на
расстояние, равное футбольному пенальти. При мне, конечно, она никого не
трогала, но я случайно увидел, как она подошла к губастому мальчишке лет
восьми, чтобы сделать ему замечание, и, быть может, даже вполне невинное, а
он привычно поднял руки и закрыл ими голову. Про этого губастика мне
сказали, что он один опровергает все дурные мнения о приемнике: раз десять
убегал из дома и, словно намагниченный, сам приходил на Даниловский вал, 22.
Каждый раз его для острастки сажали на трое суток в карцер, потом переводили
в "отделение" месяца на два, пока списывались с его родителями, если не
ошибаюсь, в Тюмени и сколачивали группу в том направлении, затем с
экспедитором отправляли домой, и через полгода он возвращался в приемник. Я
отвел губастика в сторону, присел перед ним на корточки, посмотрел ему в
глаза и тихо спросил: "Здесь лучше, чем дома?" Он длинно и прерывисто
вздохнул, тоже посмотрел мне в глаза и шепотом ответил: "Ага, здесь печенье
дают". Я дописал первую статью, прибавив несколько новых абзацев, в том
числе эпизод с губастиком, и начиналась она уже так: "Трижды судьба сводила
меня с этим домом, не дай вам Бог увидеться с ним хоть единожды..." По уже
знакомой причине статью не напечатали, но нам вновь удалось создать
комиссию.
Я далеко ушел от Бориса и скоро вернусь к нему, хотя возвращение будет
безрадостным, так что уж лучше оттянуть этот момент.
На Даниловском валу меня ждали примерно так, как в продовольственном
магазине - контрольную закупку: со страхом и неприязнью. Однажды вся
комиссия попала на праздник песни, который проходил в подвале-клубе. Хор
строем вывели на сцену, их было человек пятьдесят, стриженных, как один, под
"нулевку", Серов шепнул мне хвастливо, что ни в одной школе я не найду такой
массовости. Они запели "Бухенвальдский набат": "Люди мира, на минуту
встаньте..." - это было совершенно невыносимое зрелище. Я вновь дописал
статью. А потом, через два года, снова пришел в детприемник, уже по
поручению журнала "Юность". И еще через полтора года. В конце концов статью
напечатали. Через десять лет. Она прошла в "Комсомольской правде" 16 февраля
1966 года уже под названием "Конец холодного дома" и вполне могла бы
начинаться словами: "Шесть раз судьба сводила меня с этим домом..."
Я все-таки их дожал.
Годом раньше мы с Анатолием похоронили маму. На ее имя шли от Бориса
письма, в том числе пришло и последнее, у меня сохранившееся. Он давно вырос
из детдомовского возраста, получил профессию фотографа и работал по
оформлению витрин и залов калининградского универмага "Маяк". Борис писал
моей маме, что дела его складываются прилично, вот только иногда побаливают
почки, приходится полеживать в больнице, о детприемнике он и думать забыл, -
это, вероятно, в ответ на мамин вопрос в одном из ее писем. Все время, писал
Борис, уходит на работу и еще на славную девушку по имени Галя, ее выдвигают
на заведование секцией, а фамилию ее писать нет смысла, тем более что
продавщицы универмага зовут друг друга не по фамилиям, а по именам и
отделам, в которых они работают, и звучит это забавно, почти как у Фенимора
Купера: Джон Ястребиный Коготь, Таня Мужская Одежда, Вера Головные Уборы, а
вот его Галя - Хозяйственные Товары, и мне приписка: "Приезжайте, дядя
Валера, для вас тут найдется о чем писать".
Штат надзирателей к моменту публикации статьи уже был распущен и
заменен "воспитателями". Майора Серова наконец сняли. Приемник был отдан в
ведение Министерства просвещения, хотя работники МВД с него тоже глаз не
спускали. Студенты педагогических вузов проходили теперь там практику.
Карцеры позакрывали. Ввели нормальную систему обучения по школьной
программе. Организовали труд: девочки шили на машинках, мальчишки делали
ящики, малыши клеили конверты. Немного улучшилось питание детей, но не
потому, что прибавили денег, а потому, что стали следить, чтобы меньше
воровали. "Отделения" переименовали в "отряды". Не скажу, чтобы картина
стала идеальной, что детприемник в результате этого косметического ремонта
превратился в санаторий, но дело явно сдвинулось с места, сдвинулось к
лучшему, да и я еще не поднял руки вверх.
В ноябре 1968 года в Свердловске, куда я был командирован
"Комсомольской правдой", меня вдруг догнал первый инфаркт и на месяц уложил
в местную больницу. Потом, в сопровождении медбрата, я отправился в Москву
на долечивание. В купе поезда нам достался сосед, о котором Юрий Карлович
Олеша, казалось, и написал в "Зависти", что по утрам он "пел в клозете":
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!