Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Путь истины. Истинно-сущее



По указаниям Платона, Сократ в ранней молодости бесе­довал с Парменидом, который посетил Афины, когда ему мину­ло 65 лет. Дело было, значит, в 50-х годах V в., так что философ­ская деятельность Парменида относится к первой половине V в.

Ср. _________________ (fr. 14).


166 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

Парменид, несомненно, испытал влияние Ксенофана, – по Аристотелю, он был его учеником. Но, по всей вероятности, еще ранее он находился в тесных отношениях с пифагорейцами, шко­ла которых стояла во главе философского движения Великой Греции. Исходной точкой философии Парменида представляет­ся полемика против пифагорейского дуализма, и в космологии, как мы увидим, он и впоследствии оставался пифагорейцем и признавал душепереселение.

По свидетельству Сотиона, сообщаемому Диогеном Лаэр-цием, Парменид был слушателем Ксенофана, но не сделался его учеником (___________ ____ _________ ____ _______________), a последовал пифагорейцу Амению, Диохайтову сыну*, который обратил его к созерцательному образу жизни. По смерти Амения Парменид воздвиг ему гробницу – героон, с характерной над­писью:

_____________ ____________ ____________ ____________ _________

__ __ ___ __ _______ __________ ________

Это указывает во всяком случае, что Парменид был посвя­щен в пифагорейский союз, точно так же, как и его возлюблен­ный ученик и преемник Зенон. Оба принимали живое участие в политических делах своего города: Парменид – как законо­датель, Зенон – как героический защитник государственного устройства родного города.

Свои философские воззрения Парменид изложил в поэме "______ ________" (обычное заглавие многих древних изложений философских систем), которая распадается на две части: первая часть – об истинно сущем, _________, от которой сохранилось приблизительно 9/10, и вторая – о мнимом являющемся су­ществовании, от которой уцелело сравнительно очень немногое. Философское умозрение Парменид описывает как божественное откровение. Одухотворенные кони несут его на колеснице по бо­жественному пути: солнечные нимфы Гелиады, поднимая свои покрывала, ведут его к свету, оставив обители ночи. Он дости-

* Diels, Hermes XXV, 196 ел.


Глава VI. Элейская школа 167

гает врат ночи и света, ключи которых стережет могучая мсти­тельница Дике (правда). Небесные девы просят ее о пропуске и вводят коней и колесницу в жилище богини Света:

Богиня меня приняла благосклонно и, взявши десницу, Так обратилась ко мне и речь мне такую держала: Радуйся, юноша! Ты, сопричтенный к бессмертным

возницам,

Ты, что, несомый конями, приблизился к нашему дому, Здравствуй! Не злая судьба сей путь тебе указала (Ибо далек этот путь от путей остальных человеков), Суд и Правда вели тебя. Все тебе должно уведать: Истины твердое сердце в круге ее совершенном И мнение смертных людей, в котором нет истинной

правды. Но и его совершенно познай, т.е. мненье, как ложное

мненье, Должно тебе вполне испытать, исследуя все всесторонне.

По учению Парменида, есть два пути познания: нельзя ска­зать про небытие, что его есть хоть немного, а между тем все заб­луждение смертных состоит именно то что есть; если бы она име­ла иное содержание, отличное от сущего, она не имела бы ника­кого содержания, то мы думаем о чем-то существующем, о чем-то таком, что есть. На самом деле то, чего нет, не может быть ни­каким образом ни в слове, ни в знании человека; мысль не мо­жет относиться к тому, чего нет. Мысль о чем-либо есть уже бы­тие сущее.

Но двоедушные смертные беспомощно блуждают в сфере ложной чувственной видимости; они смешивают то, что есть, с тем, чего нет, считают бытие и небытие тожественным или пола­гают небытие наряду с бытием, когда его нет вовсе. Отсюда по­лемика против Гераклита: вечный генезис предполагает постоян­ный переход от бытия к небытию, а по Пармениду такой пере­ход невозможен, поскольку бытие, или сущее, равно себе само­му (бытие=бытие), а небытия нет вовсе.


168 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

Но должно отвлечь свою мысль от пути заблуждения, отка­заться от обманчивого свидетельства чувств, направив свой ум на свидетельство самой истины.

Пифагорейцы представляли себе множество вещей, возни­кающих и уничтожающихся, разделенных между собою пусто­той, которой дышит мир. Но если стать на точку зрения Пар-менида, то все существующее в отдельности должно представ­ляться не истинным, призрачным. Положим, что существуют две отдельные вещи, они разделены пустотой; но ведь пустота есть небытие, а небытия нет вовсе, следовательно, нет никакого промежутка между вещами, и потому все едино. Если же и пусто­та есть нечто сущее, то опять-таки приходится признать, что между сущим и сущим нет и не может быть промежутка: сущее непосредственно примыкает к сущему (___ ___ _____ _______, fr. 8, 25), так что все едино, все сущее – нераздельно вместе (__ _______ _____ ____). Истинно-сущее вечно, ни из чего не происхо­дит и ни во что не уничтожается (__________ ____ __________), оно однородно, неподвижно, неизменно, совершенно. Нет и не будет времени, когда бы его не было; как нет пустоты в пространстве, так и во времени нет пустых промежутков, нет небытии. Откуда и как могло бы произойти сущее? Из небытия? Но "небытие" немыслимо, невыразимо вовсе, его нет никогда. Из бытия оно тоже не может произойти, ибо истинно-сущее равно самому се­бе; нельзя сказать, что есть другое, отличное сущее: раз оно отлично, – оно не есть "самое" сущее бытие; в нем предпола­гается доля небытия, которая отличает его от истинно-сущего. Все различия мнимы, потому что они сводятся к небытию, а пото­му сущее едино (__ _____ __ __ – ____ __, – ________, ___ ______ __ __, Theophr., Dox. 483). Поэтому сказать, что бытие было или будет, значит признать его неистинность; сущее нераздель­но, оно – сама вечность.

Таким же путем доказывается, что истинно-сущее бытие непроницаемо, потому что в противном случае пришлось бы предположить в нем пустые промежутки. Оно неподвижно, ибо сущее есть абсолютная полнота и вне его нет ничего: движение предполагает пустоту, пустота же есть небытие, которого вовсе


Глава VI. Элейская школа 169

нет. Оно неизменно: если мы признаем его увеличение или уменьшение, то признаем как бы частный переход от бытия к небытию или от небытия к бытию. Здесь Парменид опровергает Анаксимена, объяснявшего происхождение вещей из уплотнения и разрежения первовещества: раз сущее всюду равно самому се­бе, в нем нет и не может быть разнородных или неравных частей. Различие так же, как и неравенство, есть частичное отрицание сущего. Далее, в отличие от Ксенофана, Парменид признает, что истинно-сущее не беспредельно. Он исходит из пифагорейского понимания беспредельного (пустоты), между тем как Ксенофан отправлялся от учения Анаксимандра. Парменид главным образом восстает против пифагорейского дуализма. С его точки зрения, беспредельное пустое пространство, окружающее сферу Вселенной, есть небытие, которое не существует вовсе. Сущее есть полнота, ограничивающаяся сама собою. Беспредельность, отрицательное начало пифагорейцев, предполагает небытие, отрицание сущего, и есть поэтому ложь. Таковы "признаки" (_________) истинно-сущего, перечисляемые Парменидом.

Само сущее, поскольку оно представляется со всех сто­рон ограниченным, определенным, мыслится Парменидом в виде непроницаемого плотного шара, закругленной в себе все­ленской сферы, – представление, которое он заимствовал уже у Ксенофана. Замечательно, что и Парменид представляет себе свое "сущее" как единое истинное в самих вещах, в самом ми­ре, объятом сферою небес. Мы видим великое разнообразие в вещах и явлениях, но это разнообразие лишь кажущееся; для мысли есть только единое сущее, ибо все наполнено им, его неизменною полнотою, абсолютно-плотной сферой истинно-сущего.

Вместе с тем, как мы уже видели, самая мысль о сущем, сво­бодная от чувственных впечатлений, равна чистому бытию, кро­ме которого ничего нет. Небытие не может быть ни в слове, ни в мысли; мысль не может относиться к небытию, – она относится только к бытию, совпадает с ним всецело, тожественна с ним (__ ___ ____ _____ ______ __ ___ _____). Полнота бытия есть единство духовного и телесного, мысли и всего мыслимого.


170 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит: Без сущего мысль не найти – она изрекается в сущем. Иного не будет и нет: ему же положено роком – Быть неподвижным и целым. Все прочее – только

названья:

Смертные их сочинили, истиной их почитая, – "Быть" и вместе "не быть", "рождаться" и вместе

"кончаться",

Цвет, окраску менять и двигаться с места на место. Сущее все замыкается в круге пределом конечным*, Массой своей подобно оно совершенному шару, Коего центр от окружности всюду равно отстоит, Части же всюду равны – ни больше, ни меньше друг

друга;

Сущее здесь или там: оно нерушимо и цело, Все отовсюду равно до самых пределов от центра Здесь я кончаю тебе достоверное слово и думу Об истине. Смертное мненье отселе познай, Прикрасам обманчивым речи моей твоим слухом

внимая.

Поведаю ныне устройство вещей, которое кажется

правдой,

Чтобы из мненья людей ничто от тебя не укрылось. Нет в бытии небытья, чем единство его б нарушалось, И сущего нет в нем такого, чтоб больше иль менее

было.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...