Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Судьба учения Гераклита и его оценка



Философия Гераклита быстро распространилась и стала известной мыслящим грекам. Не более, как через 20 лет по написании Гераклитом его книги, Парменид полемизирует против нее на противоположной окраине греческого мира, а вскоре затем Эпихарм в Сицилии потешается над учением о всеобщем изменении вещей. Влияние Гераклита в древности было весьма велико. Стоическая школа, возникшая в конце IV в., перерабатывает его философию, и в умственном росте Платона Гераклит имел важное значение: первым учителем Платона был последователь Гераклита Кратил.

13. Ср. Clem. Ctrom. I, 65, p. 354, где говорится отом, что Гераклит не последовал предложению Дария, звавшего его к себе, очевидно, не в качестве философа, а в качестве противника господствовавшей в Эфесе демократиче-ской партии.


158 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______

Помимо умозрительного монизма, позднейшие философы, как Гегель, нередко искали у Гераклита идею единства проти­воположностей в абсолютном, или идею абсолютного как про­цесса. Эти идеи, выраженные в чувственных материальных об­разах, трудно, однако, передать в их первоначальном смысле в отвлеченных терминах позднейшей философии. "Абсолютное" Гераклита есть огонь – вещественная стихия, которую, с точки зрения современной мысли, "абсолютным" назвать нельзя. Конк­ретность мышления Гераклита, который оперирует с образами скорее, чем с понятиями, затрудняет и задачу критика, который неизбежно стремится свести эти образы к понятиям. И древние, и новые критики отмечают, что Гераклит сводит бытие к быва­нию, что он представляет себе абсолютное сущее как процесс. Исключительно взятая, такая концепция сущего, очевидно, является односторонней. Если "всетечет и ничто не пребывает", то нет ничего тожественного: "все есть и не есть", а с такой точ­ки зрения легко прийти к отрицанию закона тожества (А=А); все истинно и ложно зараз, никакое познание не возможно, ни о чем нельзя утверждать ничего, так как все изменяется. Такие выво­ды делает Аристотель, критикуя Гераклита; к подобным же вы­водам приходили из посылок Гераклита иные софисты, а также и скептики. К числу последних можно причислить и вышеупомя­нутого учителя Платона, Кратила, который утверждал, что не только дважды нельзя войти в один и тот же поток, но и однажды. По словам Аристотеля, Кратил для выражения своего крайнего скептицизма уже не говорил, а только двигал пальцем, знаме­нуя вечное движение. Очевидно, преподавание его не ограничи­валось этим приемом наглядного обучения.

Можно возражать против передачи Гераклитовой фило­софии языком отвлеченных понятий; она искажается в прокру­стовом ложе современной философской терминологии. Но, в общем, та характеристика, которую ей дают со дней Платона и Аристотеля, представляется правильной, а следовательно, эта "философия огня" действительно является выражением од­носторонней концепции Сущего. Поэтому нас не должно удив­лять, что на другой окраине греческого мира развилось другое, диаметрально противоположное учение.






Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...