Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изучении европейской мысли



История философии, как и общая история Европы, делится на три периода – древний, средневековый и новый, хотя, конечно, резких граней между этими периодами проводить нельзя и между ними наблюдаются переходные эпохи – первые века христианской мысли, предшествующие Средневековью и так называемая эпоха Возрождения, стоящая на пороге новой евро­пейской культуры.

Поскольку наука и философия первых веков нашей эры были греческими, христианская мысль и христианское умозри­тельное догматическое учение выработались под двояким воздействием христианского верования и греческой мысли – главным образом позднейшего платонизма, господствовавшего в ту эпоху, а средневековая философия стояла под двойственным влиянием церковного догмата и школьных традиций античной мысли – неоплатоников и Аристотеля, влияние которого постоянно усиливалось по мере ознакомления с ним. Философское движение эпохи Возрождения определяется прежде всего эманси­пацией от церковного и школьного догматизма, возвращением к античному миросозерцанию под влиянием ознакомления с подлинными творениями древних – главным образом Платона, который получает преобладающее влияние. Основными фак­торами новой культуры являются античная культура с ее лите­ратурой, искусством, философией христианство, причем рели­гиозная реформация освобождает от догматизма и саму рели­гиозную мысль, провозглашая и здесь начало личного убеждения, личного опыта и свободного исследования, которое окончательно утверждается и в области научной и философской. Но если новое умозрение освобождается от старых догматических рамок, от господства школьных авторитетов и школьных традиций, то


40 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

органическая связь и преемство с античной и средневековой мыслью, с античной культурой и христианством остаются нераз­рывными, и в самых смелых умозрениях метафизиков XII века, принципиально отвергающих какие-либо внешние предпосыл­ки и пытающихся построить свои системы чисто рациональным умозрительным путем, легко проследить могущественное влия­ние античных и средневековых идей и учений. То же следует сказать и об учениях XVIII и XIX века.И таким образом изучение древней философии, составляющей основание всей европейской мысли в ее историческом развитии, является существенно необ­ходимым для исторического и философского образования наших дней. Изучать ее должен всякий, кто желает понять и усвоить ра­боту европейской мысли и разобраться в основных проблемах философии.

По новой философии, начиная с Бэкона Веруламского в Англии и Декарта на континенте, мы имеем ряд превосходных специальных исследований и общих трудов, показывающих возникновение отдельных философских построений в общем ходе развития европейской мысли. Средневековая философия, связанная церковным схоластическим догматизмом, представ­ляла меньший положительный интерес для современной мысли и благодаря самой громадности материала, чуждого нам по духу и форме, разработана все еще недостаточно. Здесь требуется прежде всего тщательная детальная монографическая разработка огромного материала, без чего немыслимо правильное понимание и воспроизведение общего процесса. Общие изложения поэтому не удовлетворяют до сих пор научным требованиям и далеко уступают выдающимся трудам по истории новой и древней философии как по полноте исторического знания, так и по глубине исторического и философского понимания. Исключение составляет ранняя эпоха христианской мысли, над изучением которой трудились столько поколений ученых историков церкви и христианского богословия.

Всего более сделано было, однако, в области изучения древней философии, которая представляет сравнительно огра­ниченный, но в высшей степени ценный материал, подвер­гавшийся самой тщательной разработке в течение множества веков. Правда, сама ограниченность этого материала и его


Глава I. Изучение древней философии 41

фрагментарность обусловливают некоторые существенные, пока еще невосполнимые пробелы в наших знаниях; но в общих чертах ход развития античной мысли, совершивший закончен­ный круг, доступен объективному научному и философскому пониманию, уясняясь все более и более в трудах современных исследователей.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...