Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиции русской вокальной школы сквозь призму творчества великих теноров



Русская школа профессионального оперного и концертного пения была по существу оформлена Глинкой и Даргомыжским. Не только в методических указаниях, оставленных Глинкой, но и в замечательном искусстве русских певцов, резко отличным от пения иностранцев.

Русская классическая опера первой половины XX века формировала в русских певцах качества синтетических певцов-реалистов, в творчестве которых сочетались вокальное мастерство, драматическая выразительность и умение создавать на сцене живые реалистические персонажи.

Плеяду певцов, выдвинувшихся в начале XX века, составляют разные по своей индивидуальности дарования, но при всем различии они имеют общие черты, и то, что их объединяет, что их роднит, эти черты и отличают русскую вокальную школу, формирующуюся и развивающуюся на протяжении века. Наиболее полно, наиболее рельефно характерные особенности русской вокальной школы проявились в начале XX века в искусстве большой группы выдающихся исполнителей, среди которых выделяются: Л.В. Собинов, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Г.М. Нелепп, А.Б. Соловьяненко.

Л.В. Собинов. Народный артист РСФСР. В 1897 году стал солистом Большого театра. Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 гг. и в 1921 г. Выступал в миланском театре «Ла Скала» (1904—1906), где пел в традиционном итальянском репертуаре, выступал в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже (1909). На протяжении всей жизни Собинов пел в камерном вокальном репертуаре, много гастролировал.

С.Я. Лемешев. Народный артист СССР. Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-вокального и киноискусства. Два ордена Ленина. Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-вокального и киноискусства. Орден «Знак Почёта» и медали. В 1931 году он был приглашён в Большой театр, где дебютировал в ролях Царя Берендея (Снегурочка), Ленского (Евгений Онегин) и Геральда (Лакме). Был ведущим тенором вплоть до 1956 года.

Лемешев собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство.

Кроме пения в оперных спектаклях, Лемешев много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть и записать все 100 романсов П.И. Чайковского (помимо романсов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и.др.)

Лемешев выступал как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М.И. Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Т.Н. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б.А. Мокроусова («Одинокая гармонь»), А.Г. Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н.В. Богословского («Письмо в Москву», «Аленушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»).

И.С. Козловский. Герой Социалистического Труда (1980). Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области вокально-драматического искусства. Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение партии Юродивого в оперном спектакле «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Заслуженный артист РСФСР (1937). Народный артист СССР (1940). Народный артист Украины (1993). Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко (1990). Пять орденов Ленина (1939, 1951, 1970, 1976, 1980). Орден «Знак Почёта» (1937). Козловский внёс большой вклад в музыкальную сокровищницу России, посещая деревни, слушая, обрабатывая и исполняя деревенские напевы, романсы, страдания. Так, он нашёл, записал на ноты и исполнял романс «Я встретил вас…», каковой романс впоследствии стал чрезвычайно популярным у камерных певцов.

Концертный репертуар И. Козловского включал песни разных народов, в первую очередь русские и украинские, старинные русские романсы, классические романсы русских и песни западных композиторов.

Нередко в свои программы он включал произведения, связанные с религиозной тематикой. Например, он исполнил и записал ряд произведений И.С.Баха (арии из кантат и книгу напевов Шмели). Также Козловский участвовал в редких того времени концертах русской духовной музыки. До наших дней дошли записи его соло во «Всенощной» Рахманинова, в «Разбойнике благоразумном» Чеснокова и ряде других православных песнопений.

Иван Семенович решил подготовить и записать программу, состоящую из украинских рождествнских колядок. Колядки были записаны и исполнены со сцены.

Голос Козловского никогда не отличался особой мощью. Но свободное извлечение звука, умение концентрироваь его позволяло певцу «прорезать» большие пространства. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзайденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция – поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени вертуозности.

Г. Нелепп. Народный артист СССР (1951). Трижды лауреат Сталинской премии (1942, 1949, 1950). Награждён советскими орденами. Нэлепп — один из крупнейших советских оперных певцов. Обладая превосходным красивым, звучным, мягким голосом, Нэлепп создавал глубокие рельефные образы. Обладал яркой индивидуальностью как актер. Среди оперных партий — Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Юрий («Чародейка» Чайковского); Садко («Садко» Римского-Корсакова), Собинин («Иван Сусанин» Глинки), Михайло Туча («Псковитянка» Римского-Корсакова), Радамес («Аида» Верди), Хозе («Кармен» Бизе), Флорестан («Фиделио» Бетховена), Еник («Проданная невеста» Сметаны), Каховский («Декабристы» Шапорина).

А. Соловьяненко. Заслуженный артист Украинской ССР (1967). Народный артист Украинской ССР. Народный артист СССР (1975). Герой Украины (с вручением ордена Державы, 03.07.2008 — за значительный личный вклад в развитие украинской культуры и искусства, весомые творческие достижения и по случаю 140-летия со дня основания Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т. Г. Шевченко, посмертно). Орден Дружбы народов (1982). Знак «Шахтёрская слава» III степени (1982). Почётный знак отличия Президента Украины (1993). Ленинская премия (1980). Государственная премия Украинской ССР. им. Т. Г. Шевченко (1997). Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия).

В период с 1963-1965гг., А. Соловьяненко под руководством известного маэстро Барра познавал школу итальянского бельканто. В течение трех лет маэстро развивал вкус, совершенствовал культуру исполнения, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который всё более и более кристаллизовался как лирический тенор. И хотя от партий Радамеса и Канио пришлось отказаться, зато Герцог («Риголетто» Дж. Верди) и Эдгар («Лючия ди Леммермур» Г. Доницетти) в скором времени стали коронными в репертуаре украинского певца.

А. Соловьяненко явился первым советским тенором, получившим приглашение петь в нью-йоркской «Метрополитен-опера».

Таким образом, национальная русская вокальная школа берет свое начало от Глинки. Это очень важный фактор, так как в деятельности этого гения русской музыки, его оперном творчестве, счастливо соединились в себе исконные русские традиции и достижения мировой музыкальной культуры (прежде всего итальянской), что приобщило русскую традицию к европейскому мейнстриму. Это обстоятельство в дальнейшем стало предметом резких споров между почвенническими настроениями, особенно тех деятелей музыкальной культуры, которые тяготели к «кучкистам», и сторонниками итальянской манеры («западниками»). Однако истина, как всегда, лежит посредине. Национальные традиции, развиваемые Могучей кучкой, исконные особенности русской школы вокала (особая задушевность, внимание к драматическому развитию образов, артистизм) оплодотворенные блестящими достижениями итальянской школы пения дали замечательные всходы, позволив многим русским артистам, особенно позднее, в 20 веке, достойно представлять русскую музыкальную культуру.

§ 2. Арт-проект «ТенорА XXI века»

В 2006-м году группа молодых людей создали Арт-проект под названием «ТенорА ХХI века». Дмитрий Сибирцев и его постоянные партнеры по концертным выступлениям А.Богданов, М.Пастер, А.Скаврко, М.Урусов И Э.Семенов, солисты ведущих московских оперных театров: Музыкального театра Новая опера им. Е. Колобова, Академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Большого театра России, решили подготовить несколько совместных концертных программ. Первое же выступление нового проекта в Московском Международном Доме Музыки вызвало широкий резонанс. Летом 2007 года состав «Теноров» пополнился еще одним солистом Большого Театра России А.Захаровым.

«ТенорА XXI века», которых в прессе часто стали называть «великолепной семеркой», в этом бессменном составе гастролировали по России и за ее пределами, приобретая все большую известность. После безвременного ухода из жизни Э.Семенова в 2010 году назрела необходимость появления в «ТенорАх» новых солистов. Ими стали Г.Фараджаев, С.Писарев и А.Островский, молодые представители новой плеяды российских певцов.

Несмотря на то, что в гастрольном графике каждого тенора значатся выступления на самых престижных мировых оперных сценах - в Милане и Неаполе, Болонье и Лондоне, Вене и Амстердаме, Токио и Нью-Йорке, более ста раз в году участники проекта собираются вместе.

Одновременное присутствие на сцене четырёх и более солистов, каждый из которых является обладателем неповторимого тембра, своеобразной исполнительской манеры и актерского темперамента, дает слушателю возможность наслаждаться и сопереживать, сравнивать и оценивать! За шесть лет своего существования «ТенорА XXI века» постоянно выступают на таких престижных сценических площадках Москвы, как Государственный Кремлевский Дворец, Государственный академический Большой театр России, Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко, Малый Театр России, МХАТ им. Чехова, ТЕАТР ИМ. Вахтангова,Театр «Ленком», Театр Российской Армии, Театр Эстрады, филармонический Концертный Зал имени П.И. Чайковского, Московский Международный Дом Музыки, Московский Дворец Молодежи, Концертный Зал «Россия», Колонный Зал Дома Союзов, Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя, киноконцертные залы «Пушкинский», «Космос» и «Мир», Московский Дом Актера, Дом Кино, «Форум-Холл» и др... Сольные концерты Арт-проекта прошли в Риге, Вильнюсе, Минске, Алматы, Лимасоле, Охриде, Триесте, Вене, Нью-Йорке, Торонто, других городах США, Казахстана, Македонии, Италии, Кипра и Белоруссии, более чем в 50-ти городах России.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...