Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Высшего профессионального образования 2 страница



Место каждого из братьев в романе. "Большой диалог" романа.: Иван Карамазов

- герой-идеолог в романе. В чем смысл "бунта" Ивана Карамазова.(гл. "Бунт", "Братья знакомятся"). Система двойников в романе. Великий инквизитор, Смердяков, Ракитин, черт. Великий инквизитор старец Зосима. Легенда о Великом инквизиторе. Ее роль и значение в романе. Идея государства-церкви.

Алеша Карамазов. Житийные традиции в романе. Сюжет и композиция в романа. "pro" и "contra" в наиглавнейших сценах романа. (в скиту, в Мокром, в сцене суда). Функции "вымышленного рассказчика". Образ Дмитрия в романе. Отражение идеологии почвенничества. Дмитрий как единственный «становящийся герой в романе. Что такое "карамазовщина " в романе. Смысл эпиграфа.

Полемика по вопросу о жанровой природе романа. (М.М. Бахтин, В.Е. Ветловская). Значение метафоры отцеубийства в романе.

Эпилог романа "Братья Карамазовы". Проблема завершения художественного целого.

Тема № 12: Творчество М.Е Салтыкова- Щедрина. Роман «История одного города».

Творческий путь М.Е. Салтыкова – Щедрина. Основные этапы. Особенности сатиры в романе. Приемы гиперболизации и гротеска. Средства сатирической типизации в связи с идейным смыслом произведения. Переосмысление летописного стиля в романе. Функция образа издателя. Город Глупов как город – гротеск. Особенности поэтики пространства и времени. Образы градоначальников в романе. Гротеск и фантастика в изображении градоначальников. Смена оттенков государственной власти. Особенности изображения народа в романе.

Тема № 13

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы " в истории русского реализма.

Причины обращения автора к роману семейного типа в условиях пореформенной действительности. Жанровая многоплановость романа. (Роман хроника, роман – история, социально-исторический роман.) Переосмысление традиций «натуральной школы» в романе. Превращение романа социально-исторического в роман общественный.

Композиция романа "Господа Головлевы" /" История умертвий"/. Влияние формы цикла на композицию романа. Особенности художественной целостности. Динамика сюжета и тема духовного опустошения главного героя в романе. Тип героя – пустослова как художественное открытие.

Слово героя и формы общения в романе "Господа Головлевы". Поэтика пространства и времени в романе.

ТЕМА № 14: Творчество Н. С. Лескова.

-----------------------------------------------------

Творческий путь Н. С. Лескова. Принципы постижения народной жизни.

Лесковская концепция праведничества. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н.С. Лескова. Поэтика сказовой повести. Формообразующая доминанта в сказе. Роль фабулы в сказовой повести и ее особенности. Психологическая и социальная наполненность образа рассказчика в сказе. Качественные изменения в системе: автор - слушатель - читатель.

Жанрообразуюшая функция автора - повествователя и героя-рассказчика, их соотношение в структуре сказовой повести. Сказовая повесть и роман испытания. Художественная структура "Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе". Предметный мир в прозе Лескова.

Стиль лесковской прозы.

Тема № 15

Русский реализм 70-80-х гг. Х1Х века. Малые жанры в творчестве В.М. Гаршина.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Творческая индивидуальность писателя и особенности "переходного времени".

Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий и поисков "общего мировоззрения".

Соотношение автора и героя (человек "гаршинской складки") в повестях В.М. Гаршина.

Преобладание субъектных форм повествования (записки, дневники, внутренний монолог).

Драматизм сюжетной ситуации и трагическое разрешение конфликта в повестях Гаршина ("Ночь", "Надежда Николаевна")

. Закономерность обращения В.М. Гаршина к малым жанровым формам. Аллегорический и психологический рассказ. Тема искусства в произведениях В.Гаршина.

Место творчества В.Гаршина в историко-литературном процессе. Гаршин и Достоевский.

ТЕМА №16:

Художественный мир прозы А.П. Чехова.

--------------------------------------------------------------------

1. Юмористические новеллы Чехова 1880-х гг. Критика "отклонения от нормы". Своеобразие юмора А.П. Чехова. Традиции Салтыкова-Щедрина М.Е. ("Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелион", "Маска", "Унтер Пришибеев"); Рассказ "открытия". Особенности ситуации прозрения в творчестве А.П. Чехова. ("Огни", "Неприятность", "Припадок", "Тапер", "Знакомый мужчина").

Повесть "Степь" и духовный кризис писателя второй половины 1880-х гг. Повесть "Степь" как "лирическая эпопея". Пространственное построение сюжета. Гносеологический «подход к изображению человека. «Черный монах»

Картина "убыточной, обессмысленной, уклонившейся от нормы жизни ("Палата № 6", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности").

Поиски общей идеи. "Скучная история". Переосмысление толстовских традиций."Дуэль» и традиции русского классического романа.

Проза А.П. Чехова второй половины 90-начала 900-х гг. Ощущение и ожидание близких перемен.

Усиление символических начал в прозе А.П. Чехова.

ТЕМА № 17: Драматургия А.П. Чехова.

----------------------------------------------------------

Природа конфликта в драматургии А.П. Чехова. Тип героя, выбор и группировка персонажей.

Стихия повседневного быта, соотношение быта и бытия.(по А.П. Скафтымова)

Организация сценического действия в пьесах А.П. Чехова. Авторские ремарки- обозначения действующих лиц, ремарки в тексте пьесы. Сценическое пространство и время в пьесах Чехова, декорации и звуковое оформление действия. Сквозное драматическое действие в композиционной структуре пьесы (деление на 4 акта).

Природа общения персонажей в сценическом действии - диалоги, монологи, "подводное течение". Новаторство А.П. Чехова.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму по теме "Творчество Л.Н. Толстого"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. "Трилогия тревожных исканий ("Детство", "Отрочество", "Юность")

Становление нового художественного метода. "Диалектика души".

2. "Севастопольские рассказы как цикл очерков". Жанровая природа очерков цикла. Тема патриотизма.

3. Повесть "Казаки". Преодоление романтических традиций.

4. "Люцерн" - рассказ-трактат. Прогресс нравственный и прогресс исторический. Природа и цивилизация.

Философия истории в программном произведении.

5. Роман "Война и мир". Жанровое своеобразие. (существующие определения жанра романа - "роман-история", "роман- поток", "роман-эпопея").

6. Философско-историческая концепция в "Войне и мире".

7. Поиски "становящихся" героев Толстого (Наташа, Пьер, кн. Андрей, Николай Ростов). ""Внутренние источники человеческой жизни".

8. Роман "Анна Каренина". Традиции западно-европейского романа. "Большой диалог" романа, судьбы главных героев. Отражение в романе социальных и общественных противоречий.

9. "Исповедь" Л.Н. Толстого. Переход писателя на позиции идеолога и защитника патриархального крестьянства. Формирование этико-религиозного учения.

10. Творчество Л.Н. Толстого послекризисного периода. Отражение новых эстетических и религиозно-

этических взглядов в художественных произведениях. Повести 1880-90-х гг.

11. "Воскресение" - роман-трактат.

12. "Хаджи-Мурат" - "крестьянская повесть Толстого. Пушкинские традиции ("Капитанская дочка").

Список литературы.

------------------------------------

Андреева Е.П. Толстой -художник в последний период деятельности. Воронеж,1980.

Асмус В.Ф. Философия истории в романе "Война и мир". /Яснополянский сборник, Тула.1976.

Бахтин М.М. Эпос и роман. /Вопросы литературы и эстетики. М.1975.

Бочаров С.Г. "Война и мир" Л. Толстого./Три шедевра русской классики. М.1971.

Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого. М. 1981.

Галаган. Г.Н. Толстой. Художественно- этические искания. Л.1981

Гей Н.К. О поэтике романа "Война и мир", "Анна Каренина","Воскресение". Л. Толстого.//Изв. АН СССР, Сер. лит. и яз. 1978.№2. Т.37. С.121-137.

Жданов В.А. От "Анны Карениной" к "Воскресению". М.1068. Жданов В.А. Последние книги Л. Толстого. М.1971.

Камянов. В. поэтический мир эпоса. М.1975.

Купреянова Е.Н. "Война и мир" и "Анна Каренина" Л.Толстого./ История русского романа.Т.2.

1964. с.279-350.

Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М.1978.

Сабуров А.А. "Война и мир" Л.Толстого. Проблематика и поэтика. М. 1959.

Скафтымов А.Образ Кутузова и философия истории в романе "Война и мир". М.1983

Хализев В.Е. Кормилова С.Е. Роман Толстого "Война и мир". М.1983.

Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой. / О литературе. М. 1987. С.34-130.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой в семидесятые годы.

План коллоквиума по монографии М.М. Бахтина "Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского"

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 1.

-------------

1. Определение М.М. Бахтиным природы полифонического романа Достоевского.

2. Точка зрения М.М. Бахтина среди существующих в литературоведении точек зрения на поэтику

Достоевского. (до 1963 г.): Л.П. Гроссман, В. Энгельгарт, А.В. Луначарский.

См. статью А.В. Луначарского "О "многоголосности" Достоевского" в сб.ст. "Достоевский в русской критике".М.1956. С.403-429.

ГЛАВА 2

-------------------

Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.

1. Герой как особая точка зрения на мир и на себя самого. Самосознание как художественная доминанта в построении образа героя. "Капитанская дочка" А.С. Пушкина" и "Записки из подполья" Ф.М. Достоевского.

2. Новый тип авторской позиции в романах Достоевского: признание внутренней незавершенности человека, отказ от овеществления человека.

3. Диалогическая позиция автора в романах Достоевского: признание внутренней незавершенности человека, отказ от овеществления человека.

4. Проблема смыслового избытка автора в романах Достоевского.

ГЛАВА 3.

------------------

Идея у Достоевского.

а) идея в монологическом романе;

б) идея в публицистической статье;

в) образ идеи в полифоническом романе и его функции.

Из главы пятой.

-------------------------

Слово героя и слово в рассказа в романах Достоевского. Какова методика анализа Бахтиным отдельных фрагментов романов Достоевского?

Литература:

----------------------

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание)

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. Искусство, 1979. К переработке книги о Достоевском.

С. 302-327.

Из кн. "Проблемы творчества Достоевского".

Приложение.

-----------------

Идея в монологическом мире.

------------------------------------------------

а). сочетается с образом героя, перестает быть идеей и становится художественной стихией.

б). если идея сохраняет свою значимость как идея, то она отделяется от твердого образа героя

и уже не сочетается с ним.

в). идеи не верные, не укладывающиеся в мировоззрение автора, превращаются в простые элементы характеристики(неверная мысль как элемент характеристики; полемическое отрицание)

2. Художественное применение монологического принципа идеалистической философии.

а)) неизбежность подмены единства бытия в единстве одного сознания.

б).монологическая форма восприятия и познания как одна из возможных форм.

в). невозможность взаимодействия сознаний на почве философского монологизма.

3. Функции идеи в монологическом произведении.

а). идея как принцип видения и изображения мира.

б). идея как вывод из изображенного.

в). мысли автора выраженные непосредственно (внетекстовые формы)

Полифоническое задание и идея.

-------------------------------------------------------

1. Тип героя -идеолога.

2. Доминанта изображения героя (самосознание). "Правда о мире" и "правда личности".

Характер их соотношения.

3. Художественная функция идеи в произведении.

а) прототипы идеи

б) разложение монологизма.

в) диалогические отношения в романе.

г). идея автора-мыслителя и особенности их воплощения в полифоническом романе.

Список художественной литературы для обязательного чтения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Толстой Л.Н.

Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Люцерн. Казаки. Война

и мир. Анна Каренина. Исповедь. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Отец

Сергий. Хозяин и работник. Воскресение. Хаджи-Мурат. Власть тьмы, Живой труп, И свет во тьме светит. Народные рассказы. О Шекспире и о драме, Что такое искусство, Не могу молчать, В чем моя вера.

Достоевский Ф.М.

Двойник. Бедные люди. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот.

Подросток. Бесы. Братья Карамазовы. Сон смешного человека. Речь о Пушкине.

Салтыков Щедрин М.Е.

История одного города. Господа Головлевы. Помпадуры и помпадурщи. Мелочи жизни. Сказки.

Лесков Н. С.

Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Левша. Запечатленный

ангел. Тупейный художник. Человек на часах. Однодворец. Однодум. Овцебык.

Воительница, Житие одной бабы.

Успенский Г. И.

Нравы Растеряевой улицы. Власть тьмы. Власть земли. Крестьянин и крестьянский труд. Живые цифры. Выпрямила.

Гаршин В.М.

Четыре дня. Происшествие. Надежда Николаевна. Художники. Трус. Красный

цветок. Ночь. Про то, чего не было. Attalea princeps/

Короленко В.Г.

Сон Макара. Чудная. Огоньки. Соколинец. Слепой музыкант. Река играет. Мгновение парадокс.

Чехов А. П.

Смерть чиновника. толстый и тонкий. Жалобная книга. Хамелион. Злоумышленник.

Унтер Пришибеев. Холодная кровь. Тоска. Горе. Степь. Спать хочется. Огни. Скучная история.

Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Скрипка Ротшильда. Студент. Черный монах.

Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой.

В овраге. Архиерей. Невеста. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

СПИСОК КРИТИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И

КОНСПЕКТИРОВАНИЯ.

1. История русской литературы: В 4-х тт. Расцвет реализма. – Л.: Наука, 1982, т.1 /Главы о творчестве Г.И.Успенского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого.

2. История русской литературы: В 4-х тт. Литературы конца XIX-XX века / 1881-1917 / -Л.: Наука, 1983, т.4 / Главы о творчестве В.Г.Короленко, В.М.Гаршина, А.П.Чехова.

3. История русского романа: В 2-х тт. – М.; Л.: Изд. АН СССР, 1964, т.2.

4. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х тт. – М., Наука, 1973, т.2, кн. 2.

5. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х тт. – М.: Наука, 1974, т.3.

6. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Под ред. Б.С.Мейлаха. – Л.: Наука, 1973.

7. Время и судьбы русских писателей: Сб. ст. порд ред. Н.В.Осьмакова. – М.: Наука, 1981 / Статьи о Ф.М.Достоевском, Н.С.Лескове, А.П.Чехове.

8. Жук А.А. Русская проза второй половины Х1Х века: Пособие для учителя. М. Просвещение. 1981

9. Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века./70-90-е годы/ М.

Высшая школа.1983.

10.Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: М.

Просвещение,1986.

10. Бялый Г.А. Русский реализм конца Х1Х века. Л.,1973.

11. Кантор В.К. Русская эстетика второй половины Х1Х столетия и общественная борьба. М. Искусство. 1978.

12. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х – начала ХХ веков. М. Наука. 1975.

13. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа Х1Х века. Новосибирск.1971.

14. Купреянова Е.Н., Макагоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л.Наука. 1986.

15. Кулешов В.И. Этюды о русских писателях: Исследования и характеристики. М. Мгу. 1982.

16. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе Х1Х века. Л. Наука. 1971.

17. Чичерин А.В. Ритм образа: Стилистические проблемы. М. Сов. Писатель. 1980.

18. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. М. Сов. Писатель. 1981.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

-----------------------------------------------------------------------------

ТЕМА № 1

Новый творческий метод в "Трилогии тревожных исканий".

Особенности формирования нового творческого метода "диалектики души" в раннем творчестве Л.Н. Толстого.

Сочетание "Мелочности и генерализации". Принципы переосмысления традиций предшествующих этапов развития литературы. Обращение к традициям просветительства и сентиментализма ("Обращение к "веку дедов, минуя век отцов").

Переосмысление традиций русской и зарубежной литературы в трилогии. Особенности сюжетно-фабульного построения произведения. (отсутствие фабулы). Форма повествования в трилогии. Поэтика пространства и времени.

"История вчерашнего дня"). Идея нравственного совершенствования и ее роль в раннем творчестве Л.Толстого.

ТЕМА № 2

Цикл "Севастопольские рассказы" в раннем творчестве Л.Н. Толстого.

Идейно-тематическая общность как основа целостности цикла. Особенности жанровой структуры произведений цикла.

(лирический очерк, рассказ с элементами эпического повествования, повесть с элементами романического повествования)

Традиции Стендаля в "Севастопольских рассказах". (Психология "новичка на войне", прием психологического параллелизма)

Формирование новых принципов изображения войны на подступах к "Войне и миру". (Тема "больших и маленьких наполеонов")

Элементы проповеди в повествовании)

ТЕМА №3

Философский эксперимент в повести "Казаки".

Природа и цивилизация в повести "Казаки". Руссоистские мотивы в повести. Переосмысление концепта "лишний человек"

в повести, преодоление романтических традиций. Идея самосовершенствования личности. Двунаправленность философского эксперимента. Испытание мира природно-патриархальной целостности и испытание современного человека. Эксперимент как этап в процессе диалектики духовных исканий становящегося и развивающегося героя Л.Н. Толстого.

Список литературы к темам № 1, 2, 3.

1. Билинкис Я.С. новаторство Л.Н. Толстого в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность". Лекции в спецкурсе по творчеству

Л.Н. Толстого.

2. Бурнашева Н. И. Жанровое своеобразие "Севастопольских рассказов" Л.Н. Толстого"/ Проблемы художественного метода

и жанра в истории русской литературы ХУ111-Х1Х вв. М.,1978. С.87-104.

3.Бурсов Б. Л. Толстой: идейные искания и творческий метод.1847-1862.,М.1960

4. Галалан Г.Я. Этические и эстетические искания молодого Толстого// Русская литература. 1974. №1. С. 136-149

5. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания.Л. 1981.

6. Гей Н.К. Из художественного опыта Л.Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования)\ Толстой и наше время.

М.1978. С.65-85.

7. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.1977.

8. Лебедев Ю.В. Л.Н. Толстой на пути к "Войне и миру". Севастополь и "Севастопольские рассказы"\ Русская литература.1976.

№4. С.61-82

9. Одиноков В.Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л.Н. Толстого./ Одиноков В.Г. Поэтика романов

Л.Н. Толстого. Новосибирск. 1978. С.9-52.

10. Чичерин А.В. Трилогия тревожных исканий / Чичерин А.В. Ритм образа. М.1973. С.74-101.

11. Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого. Саратов,1961.

12. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой./ Эйхенбаум Б.М. О литературе. М. 1987. С.34-140.

Тема № 4.

Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина".

Особенности семейной темы в русском романе 70-х гг. ("Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Подросток",

"Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского", Переосмысление традиционного типа семейного романа. Превращение "романа семейного " в роман социальный, философский". "Мысль семейная" в "Войне и мире" и в "Анне Карениной". "Большой диалог" романа - особенности архитектоники произведения: традиции французского адюльтерного романа и английского семейного романа). Пути исканий героев Толстого - Анны и Константина Левина. Особенности авторской позиции в романе.

Смысл эпиграфа.

Список литературы:.

Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л.Н. Толстого. М.1981.

Бабаев Э.Г. Роман и время. Тула.1975.

Билинкис Я.С. "Анна Каренина" Л.Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Л. 1979.

Ветловская В.Е. Поэтика "Анны Карениной" (система неоднозначных мотивов)/Русская литература.1979.№ 4. С.17-37.

Галаган. Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.1971. С.128-164.

Гей Н. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Романный триптих: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение"

ТЕМА № 5

Повести Л.Н. Толстого 1880-90-хгг.

Одна из повестей по выбору:"Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Отец Сергий", "Фальшивый купон"

"Хозяин и работник"

Новые взгляды писателя на задачи художественного творчества. Необходимость перехода от публицистики к

художественному творчеству. Иллюстративность и проповеднический пафос повестей 1880-90 гг. Особенности

сюжета"прозрения" в повестях 1880-90-х гг. Два типа сюжета прозрения: прозрение как акт и прозрение как процесс.

Время абсолютное и время историческое в соотнесенности с идеей постижения общей истины отдельным человеком. Этический эксперимент как основа сюжета

Притчевый характер повестей.

ЛИТЕРАТУРА:

Андрева Е.П. Толстой -художник в последний период деятельности. Воронеж. 1980

Асмус В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого. В кн. Литературное наследство. М. АН СССР, 1969, Т. 69, кн.1.С35-102.

Бердяев Н. Философия творчества, культуры искусства. М. Искусство. 1994.

Виноградов И. Критический анализ религиозно- философских взглядов Л.Н.Толстого. М.1981.

Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. Л. 1981

Гей Н.К. "Крейцерова соната" Л.Толстого как художественная многомерность\ Страницы истории литературы. М.1971

Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого М.-Л. 1966.

Тамарченко Н.Д. Об авторской позиции в повестях "позднего" Толстого ("Крейцерова соната" и "Дьявол")\

Русская словесность.1999.№ 4.С.17-24

Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого.

ТЕМА № 6

Роман Л.Н. Толстого "Воскресение"

-----------------------------------------------------------------

Роль художественных произведений в контексте публицистического и трактатного наследия писателя.

Новые взгляды писателя на задачи художественного творчества и их отражение в тексте романа.

Особенности сюжетной ситуации в романе. Сюжет романа как развернутая ситуация прозрения.

Сакральное значение сюжета путешествия в Сибирь. Необходимость обращения к типу "кающегося дворянина" в условиях "переходной эпохи". Влияние публицистики на форму романа (роман-трактат, роман-эксперимент, социально-идеологический роман). Идея "духовной революции", "революции сознания" в романе.

Функции эпиграфов.

Литература:

Бабаев Э Заметки о поэтической структуре "Воскресения" / В мире Толстого. М.1978. С.21274.

Жданов В.А. Последние книги Л.Н. Толстого. М.1971.
Жданов В.А. От "Анны Карениной к "Воскресению"

Журина О.Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л.Н. Толстого "Воскресение/ Проблемы

поэтики, языка и литературы. петрозаводск.1996.С.121-123

Кедров К. "Уход" и "воскресение" героев Толстого. / В мире Толстого. М. 1978. С.248 -274

Краснов Г.В. Воскрешение в "Воскресении" Л.Н. Толстого. /Русская словесность. 1998 № 6. С.2-6.

Купреянова Е.Н. Л.Н. Толстой. "Воскресение"/История русского романа. М.Л. Наука. Т.2. С.526-550

Мамин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М.1978.С.132-180.

Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск. 1978.

Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы Х1Х века

. Кемерово.1974. С.72-91.

Тема № 7

"Записки из подполья" - пролог к зрелому романному творчеству Ф.М. Достоевского.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Записки из подполья" в творческой эволюции писателя. "Человек из подполья - особый тип героя в творчестве

Ф.М. Достоевского. Образ - символ "подполья" в повести. "Подпольный парадоксалист" как герой- идеолог

Философская проблематика повести. Форма записок и особенности слова героя. М.М. Бахтин о "слове героя.

Особенности жанра "Записок". Соотношение "теоретической" и сюжетной частей "Записок из подполья". Полемика

с просветительски-рационалистическим подходом к человеку.

Литература:

----------------------------

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. (любое издание)

Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. М.1985. С.101-112.

Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-е годы. М.1966.

Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. Саратов.1982. С52-69.

Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в "Записках из подполья"/ Достоевский. Материалы и

исследования. Л.1976. Т.2.С.82-87.

Печерская Т.И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф.М. Достоевского. ("Записки из подполья")/ Художественное целое как предмет типологического анализа. Кемерово. 1981. С.44-52.

Скафтымов А. "Записки из подполья среди публицистики Достоевского/ Скафтымов А. Нравственные искания

русских писателей. М. 1972. С.88-133.

Тема № 8

Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы".

"Братья Карамазовы - синтез романного творчества Достоевского. Проблема "отцов и детей" в романе. Образ Федора Павловича Карамазова.

Место каждого из трех братьев в сюжете. "Большой диалог романа.:

А). Иван Карамазов - герой-идеолог в романе. В чем смысл "бунта" Ивана Карамазова (гл. "Бунт", "Братья знакомятся")

Система двойников в романе. Великий инквизитор. Черт. Смердяков. Ракитин.

Б). Великий инквизитор и старец Зосима. Роль и значение легенды о Великом Инквизиторе в романе.

Идея государства-церкви.

В). Алеша. Житийные традиции в романе.

Г). Образ Дмитрия. "Становящийся герой в мире полифонического романа. Что такое "Карамазовщина".





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...